Программа внеурочной деятельности "Волшебные клеточки"
рабочая программа (1 класс)

Юлия Павловна Бахвалова

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Волшебные клеточки" (графические дмктанты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_22-23.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена

На заседании МС

Протокол № 1 от 29.08.2022

Руководитель МС Бахвалова Ю.П..

Утверждена

Приказом по школе

От 29.08.2022 г. № 66

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа № 1»

Направление: «Функциональная грамотность»,

программа «Формирование математической грамотности:

«Волшебные клеточки»

Составил учитель начальных классов:

Бахвалова Юлия Павловна

2022 год

Пояснительная записка

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех младших школьников представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того, чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представлять себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки.

Цель программы

Развитие и совершенствование графомоторных навыков и  формирование пространственной ориентировки в тетради у младших школьников

Задачи

Образовательные:

  • Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги, на листе в клетку.
  • Совершенствование графомоторных навыков.
  • Формирование интереса к занятиям.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие речи и обогащение словаря учащихся.
  • Развитие самоконтроля.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения.
  • Воспитание аккуратности и прилежности.
  • Воспитание критичности к своей деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебные клеточки» представляет собой интегрированный курс и предназначен для учащихся 1- 4 класса. Данная программа составлена с учетом индивидуальных возможностей учащихся, и предполагает проведение занятий комбинированного типа, которые включают в себя  выполнение графических диктантов на основе поэтапной устной инструкции и графических диктантов на основе поэтапной письменной инструкции.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и предусматривает на занятиях: смену видов деятельности, динамические паузы,  упражнения здоровьесберегающего характера. Занятия проводятся  в  соответствии с календарно-тематическим планированием 2 раз в неделю. Продолжительность занятия – 35-45 минут. Срок реализации программы – 1года(67 часов).

Предполагаемые результаты  реализации программы «Волшебные клеточки»

Личностные результаты:

  • Совершенствование умения слушать и понимать обращённую речь.
  • Проговаривание последовательности действий.
  • Формирование умения действовать по алгоритму и по памяти.
  • Формирование умения включаться в творческую индивидуальную и групповую работу.
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Предметные результаты:

  • Ориентироваться в пространстве, в схеме собственного тела, тела другого человека.
  • Ориентироваться на листе бумаги, на  листе в клетку.
  • Формулировать свою позицию в устной речи.
  • Умение задавать вопросы для организации своей деятельности и сотрудничества.
  • Использовать в практической деятельности сформированные графические навыки.
  • Самостоятельно оценивать результат своей деятельности.

Содержание программы

Ребенок знакомится с тетрадью,  учится выполнять задание в ограниченном пространстве — клетке; закрепляет умение измерять условной меркой — клеткой; сравнивает объекты по вели чине и форме; чертит прямые линии определенной длины и в разных направлениях.

Содержание каждого занятия не ограничивается только решением задач по формированию навыков письма, оно также направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, развитие у них пространственной ориентировки, зрительной памяти, внимания, воображения.

Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам.

Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания.

Программа включает в себя 4 раздела: вводное занятие, рисование простейших узоров, животные, итог.

В разделе вводные занятия учащиеся узнают что такое графические диктанты, освоят технику рисования по клеточкам.

В разделе рисование учащиеся  будут срисовывать с образца простые, маленькие узоры. У учащихся будет развиваться слуховое, осязательное ощущение, а так же умение ориентироваться  в пространстве листа.

В разделе животные в графическом стиле учащиеся много узнают о животном мире. Познакомятся с подвидами животных. На занятиях учащиеся продолжат знакомиться с рсованием по клеточкам на примере разных животных. Будут учиться самостоятельно перерисовывать узоры в свою тетрадь.

В разделе итог учащиеся поделятся совими впечатлениями о проделанной работе за год друг с другом. Предложат свои узоры в графическом стиле. Подготовить выставку самых аккуртных работ и показать другим учащимся школы.

Разделы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Рисование простейших узоров

16

3

Животные в графическом стиле

44

4

Итоговые занятия.Результаты работы

4

Тематическое планирование на 2022-2023 учебный год

Тема

Часы

1

Что такое графический диктант. Техника написания» графического диктанта. Квадрат, прямоугольник. Срисовывание с образца.

2

2

«Гриб». Срисовывание с образца.

«Гриб». Письмо под диктовку.

2

3

«Парусник». Срисовывание с образца.

«Парусник». Письмо под диктовку.

2

4

«Самолет» Срисовывание с образца.

«Самолет» Письмо под диктовку.

2

5

«Ракета» Срисовывание с образца

 «Ракета» Письмо под диктовку.

2

6

«Кран» Срисовывание с образца.

«Кран» Письмо под диктовку.

2

7

«Робот». Срисовывание с образца.

«Робот». Письмо под диктовку.

2

8

«Ёлочка». Срисовывание с образца.

«Ёлочка»». Письмо под диктовку.

2

9

«Цветок».Срисовывание с образца.

«Цветок». Письмо под диктовку.

2

10

«Поросёнок». Срисовывание с образца.

 «Поросёнок». Письмо под диктовку.

2

11

«Уточка». Срисовывание с образца.

 «Уточка». Письмо под диктовку.

2

12

«Бабочка». Срисовывание с образца.

«Бабочка». Письмо под диктовку.

2

13

«Гусь». Срисовывание с образца.

«Гусь». Письмо под диктовку.

2

14

«Волк». Срисовывание с образца.

«Волк». Письмо под диктовку.

2

15

«Кошка». Срисовывание с образца.

«Кошка». Письмо под диктовку.

2

16

«Медведь». Срисовывание с образца.

«Медведь». Письмо под диктовку.

2

17

«Улитка».Срисовывание с образца.

«Улитка». Письмо под диктовку.

2

18

«Сидящий зайчик». Срисовывание с образца.

«Сидящий зайчик». Письмо под диктовку.

2

19

«Бегемот» Срисовывание с образца

«Бегемот» Письмо под диктовку

2

20

«Попугай» Срисовывание с образца

 «Попугай» Письмо под диктовку

2

21

«Маленькая собачка». Срисовывание с образца.

«Маленькая собачка». Письмо под диктовку.

2

22

«Петушок». Срисовывание с образца.

«Петушок». Письмо под диктовку.

2

23

«Белка» Срисовывание с образца.

«Белка» Письмо под диктовку.

2

24

«Ящерица» Срисовывание с образца.

«Ящерица» Письмо под диктовку.

2

25

«Рыбка» Срисовывание с образца.

«Рыбка» Письмо под диктовку.

2

26

«Лягушка» Срисовывание с образца.

«Лягушка» Письмо под диктовку.

2

27

«Слон». Срисовывание с образца.

«Слон». Письмо под диктовку.

2

28

«Лошадь» Срисовывание с образца

 «Лошадь» Письмо под диктовку.

2

29

«Черепаха» Срисовывание с образца

 «Черепаха» Письмо под диктовку.

2

30

«Страус» Срисовывание с образца

«Страус» Письмо под диктовку.

2

31

«Корова» Срисовывание с образца

«Корова» Письмо под диктовку.

2

32

Итоговое занятие

2

33

Выставка работ

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...