Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности с тематческим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx55.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №4» городского округа

 город Салават Республики Башкортостан

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                Директор МБОУ«СОШ № 4»г.Салавата

                                                                                                                                                                ________  С. В. Турченкова

                                                                                                                                                                Приказ  №_______

                                                                                                                                                                от «___»__________ 2020г.

                                                                                                                                                                     

        

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Антоновой Любови Васильевны, учителя высшей категории,

Направление: общеинтеллектуальное

Наименование: курс « Шахматы»

для учащихся 1 классов

Срок реализации: 2020 - 2021 учебный год

           СОГЛАСОВАНО                                                                               СОГЛАСОВАНО

           на заседании ШМО классных руководителей                                заместителем     директора по ВР      

           Протокол № ______                                                                           ___________ О.Ю.Колесникова

           от «____» _________ 2020г.                                                              от «____» _________ 2020г.

2020-2021  учебный год

  1. Пояснительная записка.

     Программа разработана на основании документов:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

3. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

5. Образовательной программы начального общего  образования МБОУ «СОШ №4» г. Салавата;

6. Сборника примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2018г.

           Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи -вооружить обучающегося знаниями -на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Программа кружка «Шахматы в школе» направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении шахматной игры.

         Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных занятий в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

Актуальность программы заключается в предоставлении совершенствования у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. Введение кружка  «Шахматы в школе » позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать занятия радостными, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Практическая значимость занятий курса заключается в том, что игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

 

Содержание данной программы связано с содержанием программ по психологии, педагогике, математике, физической культуре; сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. 

       Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

        Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

        В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры. Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, шахматных праздников.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Отличительные особенности программы   

Программа занятий кружка «Шахматы в школе» имеет практическую направленность. На первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Практико-соревновательная деятельность включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замысл;
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
- учиться выражать свои мысли, аргументировать;
- овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- работать по предложенным инструкциям;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- работать по предложенному учителем плану;
- понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
- излагать мысли в четкой логической последовательности;
- отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- решать проблемы творческого характера; учиться отличать факты от домыслов;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- строить суждения в простой форме;
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- делать предварительный отбор источников информации, читать и пересказывать текст;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- работать в паре и в коллективе;
- эффективно распределять обязанности;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- адекватно использовать речевые средства;
- отстаивать при необходимости свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других;
- учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты :

  • знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;
  •  правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • сравнивать, находить общее и различие;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка;шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила; правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,   королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные

  1. Содержание изучаемого курса.

При планировании курса «Шахматы» использовался вариант №1 из образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №4» г. Салавата.

Введение. История шахматной игры. 

Шахматы - мои друзья. Знакомство  с техникой безопасности на занятиях шахматами, с правилами поведения шахматиста. История возникновения  и развития шахматной игры.

Шахматная доска.

Шахматная доска. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Шахматная нотация.

Шахматные фигуры. 

Шахматные фигуры и начальная позиция. Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Пешка. Превращение пешки. Король. Ценность фигур.

Нападение и взятие фигур.

Нападение. Взятие. Взятие на проходе.

Цель и результат шахматной партии. 

Шах и защита от шаха. Мат. Пат – ничья. Рокировка.

Правила и принципы шахматной игры. 

Основные принципы игры в начале партии. Мат двумя ладьями одинокому королю.  Мат ферзём и ладьями одинокому королю. Мат ферзём и королём одинокому королю. Материальное преимущество. Нарушение основных принципов игры в начале партии. Партии - миниатюры. Запись шахматной партии. Шахматный этикет.

Шахматный турнир. 

Сеанс одновременной игры. Шахматный турнир.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма занятия

Виды деятельности обучающихся

Общее количество часов

теория

практика

1.

Введение. История шахматной игры.

-

Беседа- инструктаж.

Презентация.

Ознакомление с правилами поведения во время занятий в кружке.

Просмотр презентации. Обсуждение.

2.

Шахматная доска.

3 ч

Беседа.

Презентация.

Практикум.

Участие в беседе, обсуждение.

Просмотр и анализ презентации.

Отработка шахматных комбинаций на практике.

3.

Шахматные фигуры.

Презентация.

Практикум.

Просмотр и анализ презентации.

Отработка тактических приёмов игры  на практике.

4.

Нападение и взятие фигур.

-

Практикум.

Игровая практика.

Участие в шахматном турнире.

5.

Цель и результат шахматной партии.

Праздник.

Участие в школьном шахматном празднике.

6

Правила и принципы шахматной игры.

Беседа.

Презентация.

Ознакомление с правилами поведения во время занятий в кружке.

Просмотр презентации. Обсуждение.

7.

Шахматный турнир.

-

Беседа.

Презентация.

Практикум.

Участие в беседе, обсуждение.

Просмотр и анализ презентации.

Отработка шахматных комбинаций на практике.

Итого:

33ч

24ч

  1. Тематическое планирование.                                                                                                                                                        

№ п/п

Тема занятия

Кол-во  часов

     Дата   проведения

Примечание

     План

 Факт

Введение. История шахматной игры. (2 часа)

Инструктаж по ТБ. Шахматы - мои друзья. Знакомство  с техникой безопасности на занятиях шахматами, с правилами поведения шахматиста.

1

04.09

История возникновения  и развития шахматной игры.

1

11.09

Шахматная доска. (5 часов)

Шахматная доска.

1

18.09

Горизонталь.

1

25.09

Вертикаль.

1

09.10

Диагональ.

1

16.10

Шахматная нотация.

1

23.10

.

Шахматные фигуры. (9 часов)

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

06.11

.

Ладья.

1

13.11

Слон.

1

20.11

Ферзь.

1

27.11

Конь.

1

04.12

Пешка.

1

11.12

Превращение пешки.

1

18.12

Король.

1

25.12

Инструктаж по ТБ. Ценность фигур.

1

15.01

Нападение и взятие фигур. (2 часа)

Нападение.

1

22.01

Взятие. Взятие на проходе.

1

29.01

Цель и результат шахматной партии. (4 часа)

Шах и защита от шаха.

1

      05.02

Мат.

1

12.02

Пат – ничья.

1

19.02

Рокировка.

1

05.03

Правила и принципы шахматной игры. (9 часов)

Основные принципы игры в начале партии.

1

12.03

Мат двумя ладьями одинокому королю.  

1

19.03

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1

26.03

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1

02.04

Материальное преимущество.

1

09.04

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

23.04

Партии - миниатюры.

1

30.04

Запись шахматной партии.

1

07.05

.

Шахматный этикет.

1

14.05

.

Шахматный турнир. (2 часа) 

Сеанс одновременной игры.

1

21.05

Шахматный турнир.

1

28.05

Итого:

33ч

  1. Ресурсное обеспечение реализации программы.

Кадровое обеспечение

  • Библиотекарь школы.
  • Психолог школы.
  • Учитель математики.
  • Учитель физической культуры.

Материально- техническое обеспечение

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты).
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами.
  • Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур.
  • Шахматные часы.

Информационно- методическое обеспечение

  • Е. А. Прудникова , Е. И. Волкова Шахматы в школе. Методические рекомендации-М.:Просещение,2017г.
  • И.Г. Сухин Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999г.
  • Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
  • Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
  • Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
  • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
  • Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
  • Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/
  • Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
  • Учительский портал:  http://www.uchportal.ru/
  • Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы http://www.chess-master.net/articles/3.html
  • Шахматы http://www.shahmatik.ru/
  • Шахматная библиотека http://webchess.ru/ebook/

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

           Литература для учителя:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011г.
  • Примерные программы начального общего образования. В  2 ч. – М. : Просвещение, 2009г.
  • Е. А. Прудникова ,Е. И. Волкова. Шахматы в школе. Рабочие программы 1-4 годы обучения .М. : Просвещение, 2017г.
  • И. Г. Сухин Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

Литература для детей и родителей:

  • А. Е. Карпов  Учитесь / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004г.
  • А. Е. Карпов Школьный шахматный учебник / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2004г.
  • В. В. Костров Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005г.
  • С.В. Мазаник Шахматы для всей семьи / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009г.
  • И. Г. Сухин Шахматы для самых маленьких  / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000г.
  • И. Г. Сухин Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998г.
  • Э. Э. Уманская, Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. М. : Просвещение, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...