Классный час с учащимися и родителями «Мы сохраним тебя, русская речь?»
классный час
Форма проведения: Круглый стол.
Цель: обсудить проблемы современного русского языка, создать условия для осознания школьниками необходимости соблюдать нормы нашего родного русского языка, следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов и сленга, способствовать воспитанию любви к родному языку, утверждению в сознании и чувствах учащихся социально значимых ценностей, взглядов и убеждений;формированию активной жизненной позиции, высоконравственных норм поведения, ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_sohranim_tebya_russkaya_rech.docx | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
с. Новоселицкого Новоселицкого округа Ставропольского края
«Мы сохраним тебя, русская речь?»
Классный час с учащимися и родителями
8-11 класс
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Дряева Дарья Александровна
Подготовительная работа:
- Провести анкетирование среди родителей и учащихся (анкеты прилагаются).
- Всем учащимся дома подсчитать, сколько в среднем слов-паразитов в час говорят их родителями.
- Дать группе учащихся задание: подсчитать количество слов-паразитов, употребляемых на уроке учениками и учителями, а также сотрудниками школы в течение часа.
- Предложить учителям русского языка оценить уровень развития речи в классе и в целом по школе.
- Подготовить плакаты для оформления класса и проведения акции «Скажи по-русски!».
- Вместе с учителями русского языка провести акцию «Скажи по-русски!».
- Обработать результаты опросов и анкет, подготовить электронное сопровождение классного часа.
Форма проведения:
Круглый стол.
Цель: обсудить проблемы современного русского языка, создать условия для осознания школьниками необходимости соблюдать нормы нашего родного русского языка, следить за своей речью, избавляться от слов-паразитов и сленга, способствовать воспитанию любви к родному языку, утверждению в сознании и чувствах учащихся социально значимых ценностей, взглядов и убеждений;формированию активной жизненной позиции, высоконравственных норм поведения, ответственности.
Кл. руководитель: Сегодня мы обсудим проблемы «великого, могучего, правдивого и свободного» русского языка. В продолжение тысячелетий народ создавал наш язык. Это один из совершеннейших языков мира. Каждое его слово – результат мыслей и чувств многих поколений.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!», -
писала в суровые годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова. А как сегодня обстоят дела с русской речью, с «великим русским словом»?
(Ответы учащихся и родителей)
Кл. руководитель: О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой -
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
"ОсУжденный и инциНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
Ну, ладно б только бюрократ -
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
Вот так актер Евгений Весник поделился своей тревогой в «Оде русскому языку». К сожалению, в последние годы строгие нормы нашего родного русского языка игнорируются не только на бытовом уровне, но и в средствах массовой информации, и в государственных учреждениях. На каждом шагу пестрят грамматическими ошибками объявления, афиши и даже статьи в газетах. Нередко по телевизору и радио звучат сленговые, просторечные, вульгарные выражения. Все это не могло не сказаться и на школе, на нас с вами. На каком языке говорим мы сегодня? На каком языке говорят 14 миллионов школьников России?
(Ответы учащихся и родителей)
Безусловно, вы можете возразить, что коверканье языка и употребление сленговых словечек в школьном возрасте – это явление возрастное. C тех пок, как дети стали учиться в школе, они придумывают «свой» школьный язык. Достаточно открыть «Очерки бурсы» Глеба Успенского или «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля, чтобы убедиться — использованием словечек-кодов грешили в школьном возрасте еще прапрабабушки и прапрадедушки. Но этот «особый» язык, уместный в определенной среде и при определенных обстоятельствах, представлял собой элемент игры и не отражался на общем уровне речевой культуры его создателей. А как сейчас? За ответом я обратились к учителям русского языка. Выяснилось, что у 17 % учащихся нашего класса низкий уровень развития речи, у 41 % — достаточный, у 25 % — оптимальный и лишь у 17 % — высокий:
Результат в целом по школе еще более неутешительный: у 30 % учащихся низкий уровень развития речи, у 28 % — достаточный, у 26 % — оптимальный и лишь у 16 % — высокий.
Практически 1/3 учащихся школы не может связно выразить свои мысли. А ведь язык и речь напрямую связаны с мышлением и интеллектом. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — сказал Сократ. По тому, как человек говорит, легко определить его умственное развитие, уровень культуры, моральный облик, характер. Деградация языка неизбежно приведет и к деградации личности. Вот почему так важно сегодня защитить свой язык от нахрапистой безграмотности, словарного убожества и штампов. Неслучайно 2007 год объявлен годом русского языка — это проблема государственного значения.
Давайте перечислим негативные явления, которые присутствуют сегодня в речи?
(Ответы учащихся и родителей)
Словарному запасу Эллочки-людоедочки сегодня некоторые могут даже позавидовать, обходясь еще меньшим количеством слов. Вряд ли ее «мрак» и «жуть» кого-то шокируют, если с экрана телевизора постоянно звучит «пи-и-и», заглушая ругательства. Иногда, если «вырезать» из речи человека всю ненормативную лексику, останется пара куцых предложений. «А мне прикольно», «Чашка кофею», — напеваем мы вслед за любимыми артистами и хотим бытьтакими же клеевыми и офигенными, мечтаем о навороченных тачках, носим модныйприкид… этот список можно продолжать до бесконечности. Коверканье слов, изменение их смысла уже не редкость не только в молодежной среде, этим «страдает» и язык взрослых. На лавочках продвинутые бабушки-пенсионерки обсуждают крутых соседей. Англоязычные словечки вперемешку со словами-паразитами, междометиями, клише так прочно вошли в нашу речь, что теперь подозрение вызывает человек, который их не употребляет.
На словах-паразитах, этих настырных вредителях русского языка, остановимся подробнее. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию Наряду с курением, привычками грызть ногти, теребить пуговицы, хрустеть пальцами, закатывать глаза и сутулиться, в числе вредных привычек многие назовут употребление в речи слов-паразитов. «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
(Э.Мошковская)
Чья речь напоминает это стихотворение? А кто из вас может похвастаться, что не употребляет в речи слова-паразиты?
(Ответы учащихся и родителей)
Сейчас я познакомлю вас с результатами эксперимента, в котором вы все приняли участие. Я просила вас подсчитать количество слов-паразитов, сказанных дома вашими родителями в течение часа, параллельно с этим, группа ребят вела подсчет слов-паразитов, сказанных за урок учителем и учениками, а также сотрудниками школы. Средние арифметические значения перед вами:
Употребление слов-паразитов в школе № 38 (1 человек за 1 час)
Но не все так печально, когда подсчет слов-паразитов ребята вели, заранее предупредив о нем, количество сказанных слов-паразитов у всех уменьшалось почти вдвое! Что это значит?
(Ответы учащихся и родителей)
Да, действительно, как только мы начинаем следить за тем, что говорим, наша речь становится чище и грамотнее.
Как правило, слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок в речи, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их используют и люди, не имеющие проблем с речью. «Паразитировать» могут начать даже на первый взгляд безобидные и, казалось бы, нужные слова: частица «вот», глагол «понимаешь», вводный оборот «на самом деле». В роли слов-паразитов нередко выступают и, служащие смягчающей заменой, цензурные аналоги непристойных слов на ту же букву. Филологи считают, что нынешние слова-паразиты не только засоряют русский язык, они сродни шапке-невидимке — их используют, чтобы остальные не заметили некомпетентности, а порой и элементарного вранья. Новомодная частица «как бы» — своеобразная лазейка, несущая заряд двусмысленности, неопределенности, снимающая ответственность говорящего за сказанное: как бы да и как бы нет одновременно. К подобным «уклончивым штампам» относятся и словосочетания «на самом деле», «в принципе».
Из устной речи слова-паразиты переходят в письменную. И вот уже создается такое впечатление, что прекрасные слова Ломоносова и Тургенева — это не о нас, не про наш русский язык. Кстати, кто может напомнить эти слова?
(Ответы учащихся и родителей)
Высказывание М. В. Ломоносова: «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».
Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
А какие еще высказывания о русском языке вы знаете?
(Ответы учащихся и родителей)
Кл. руководитель Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Д. Бальмонт. "Русский язык"
Вместе с нашей школьной газетой «Антирутин» мы приняли участие в акции «Скажи по-русски!», предлагая жителям нашего города высказать свое отношение к проблеме русского языка, а до этого самостоятельно ответили на вопросы анкеты. Вы стали свидетелями того, насколько тема оказалась близкой и актуальной: число желающих высказать свое мнение и заполнить анкеты значительно превысило количество самих анкет, и бланки оказались исписанными с обеих сторон.
С итогами акции я вас сейчас познакомлю.
Итоги акции «Скажи по-русски!»
Всего в акции «Скажи по-русски!» приняли участие 179 человек разного возраста: от школьников до пенсионеров. 55 % опрошенных признались, что употребляют в своей речи слова-паразиты, 45 % дали отрицательный ответ на этот вопрос. Самые популярные слова-паразиты в порядке убывания: ну, короче, значит, вот, как бы, типа, на самом деле, так сказать, ага, в общем, абзац, кино, понимаешь, это тема, слышишь. Но, к сожалению, избавиться от них мечтает только 60 %, респондентов, в то время как 30 % они вполне устраивают, 7 % — ответили: «50/50», а 3 % вообще не верит, что от слов-паразитов можно избавиться.
Интересно, что 45 % тех, кто употребляет в своей речи слова-паразиты, очень раздражает, когда эти слова произносят другие (в чужом глазу соринка видна, а в своем…) Среди тех, кто слова-паразиты сам не употребляет (или считает, что не употребляет), нетерпимых значительно больше — 79 %.
Отношение к молодежному сленгу:
36,4 % — отрицательно.
22,7 % — положительно (как же мы без него любимого?!)
36,3 % — равнодушно.
4,5 % — ровно, если эти сленговые слова не являются ругательствами.
Проблему загрязнения русского языка считают серьезной 87,3% опрошенных, остальные 12,7% не видят в этом «ничего страшного». (И правда, что за беда — будем дружно мычать и жестикулировать!)
Методы борьбы за чистоту родного языка (в порядке убывания):
«Ремень и розги».
«Больше читать, смотреть полезные передачи».
«Штрафы».
«Борьба на государственном уровне, принятие необходимых законов».
«Правильно воспитывать детей».
«Учить в школе русский язык».
«Ограничить бранные слова на телевидении».
«Следить за собственной речью, думать, прежде чем что-то сказать».
«Больше общаться».
Какой способ борьбы за чистоту родного языка ему ближе – каждый решит самостоятельно. Несомненно одно: пришла пора объявить войну речевому беспределу, всем этим словам-паразитам, сленговым и нецензурным выражениям. Уважающий себя человек должен следить за тем, что и как он говорит. Пусть каждый из нас начнет с себя, проведя дезинфекцию собственной речи. А для начала я хочу предложить вам мини-словарик, который напомнит истинное значение слов:
«Что есть что?»
Блин — тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковородке.
Прикол — свая, кол, укреплённые в земле (для причала, привязи).
Абзац — красная строка, отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами.
Фишка — фигурка, кружок или кубик для счёта очков, ходов.
Коронка — наружная часть зуба или металлический колпачок, надеваемый на зуб с целью предохранения его от порчи или для укрепления протеза.
Жесть — очень тонкая листовая сталь.
Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Тачка – ручная тележка (первонач. на одном переднем колесе с двумя длинными ручками).
Баклан - родственная пеликану водоплавающая птица, обычно с чёрным оперением.
Как бы — частица со значением условно-предположительного сравнения.
Типа — производное от тип: форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений.
В натуре — то, что существует в действительности.
В принципе — то, что заложено в основном, исходном положении какой-нибудь теории, учения, науки.
На самом деле —- в действительности.
Тащиться — идти или ехать медленно, с трудом.
Парить – подвергать действию пара (для обработки, очистки).
Наш разговор сегодня я закончу словами «Оды русскому языку» Евгения Весника:
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной -
Его для внуков сохраните!
Приложение.
Анкета
1.Кто Вы? Сколько вам лет?____________________________________________
2.Употребляете ли вы слова-паразиты? Какие? ____________________________
____________________________________________________________________
3. Хотели бы вы от них избавиться?______________________________________
4. Раздражает ли вас, когда слова-паразиты употребляют другие?____________________
5. Как вы относитесь к молодежному сленгу?_______________________________________
6.Зависит ли успех в жизни от знания языка? _____________________________________________________________________________
7. Как вы относитесь к использованию в речи иностранных слов?_________________________________________________________________________
8. Насколько серьезной вы считаете проблему загрязнения русского языка? Почему?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Предложите свой вариант борьбы за чистоту русского языка______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие классного руководителя, учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества.
Взаимодействие классного руководителя , учащихся и родителей в организации воспитательной работы классного сообщества. Начальная школа – это то звено школы, где большую роль игр...
Советы родителям "Как сохранить жизнь и здоровье школьника во время летних каникул"
Советы по летней безопасности можно использовать на родительских собраниях в начальных классах в конце учебного года....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мы сохраним тебя, русская речь..."
Данное мероприятие проводится с целью формировать коммуникативные умения, научить рассуждать, показать красоту и богатство русского языка, научить владеть речью....
памятки родителям о сохранности жизни детей
памятки по сохранности жизни детей во время каникул...
Рекомендации родителям. Как сохранить правильную осанку у ребёнка
Рекомендации родителям. Как сохранить правильную осанку у ребёнка....
Беседа с родителями "Как сохранить здоровье школьника"
Тема детского здоровья, в том числе в школе, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. В последнее время государство все чаще задумывается о здоровье нации, что «эта тема для любого родителя актуальн...
Творческий отчет классного руководителя и учащихся перед родителями. 3 класс
Сценарий творческого отчета...