Конспект внеурочного занятия «Водоёмы - природное сообщество»
план-конспект занятия (3 класс)

Бобылева Софья Александровна

Цель: Формирование знаний у учащихся о водоемах, разнообразии водоёмов, их значении в жизни людей.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: формулировать познавательную цель, поиск и выделение информации, моделирование, классификации объектов; умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию; расширять кругозор учащихся, развивать наблюдательность.

Личностные результаты: мотивация учения, нравственно-этического оценивания.

Регулятивные результаты: формирование умения ставить учебную задачу; оценивать и контролировать свои действия.

Задачи:

- познакомить детей с видами водоёмов;

- учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);

- сравнить реку и озеро;

- познакомить с водоёмами нашего края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Школа МАОУ «Образовательный центр «Ньютон»

Учитель: Чолак В.В.                                

Оценка за проведение: ________        

Студент: Валякина К, Коржева Д, Бобылева С.

       Методист: Корнилова Е.В.

       Подпись__________

Конспект внеурочной деятельности

Курс «Моя малая Родина»

Направленность внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальная

Класс / возраст детей: 3-13/10-11 лет

Тема: «Водоёмы - природное сообщество»

Цель: Формирование знаний у учащихся о водоемах, разнообразии водоёмов, их значении в жизни людей.

Планируемые результаты: 

Предметные результаты: формулировать познавательную цель, поиск и выделение информации, моделирование, классификации объектов; умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию; расширять кругозор учащихся, развивать наблюдательность.

Личностные результаты: мотивация учения, нравственно-этического оценивания.

Регулятивные результаты: формирование умения ставить учебную задачу; оценивать и контролировать свои действия.

Задачи:

- познакомить детей с видами водоёмов;

- учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);

- сравнить реку и озеро;

- познакомить с водоёмами нашего края.

Форма проведения: тематическое занятие

Дата проведения: 17.12.2021

Челябинск, 2021

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Ксения Алексеевна, меня зовут Дарья Владимировна, Софья Александровна и сегодня мы проведем у вас занятие.  

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. А чтобы хорошо усвоить тему и выполнить все задания с лёгкостью, вы должны быть очень внимательны!

Приветствие

Настраиваются на работу

К: учебное сотрудничество с учителем

Слайд 1

Актуализация знаний, введение в ситуацию

3 мин

-Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Хорошо, вы говорили о болоте. А с какими видами болот вы познакомились?

(низинные, верховые)

-А какие болота можно назвать низинными?

(Они располагаются в понижениях рельефа или на месте бывших озер. Их поверхность вогнутая или плоская.)

-Верно, а какие болота можно назвать верховыми?

(Верховые болота расположены наверху - на возвышенных местах, поэтому их и называют верховыми)

-Ребята, а какую пользу приносят болота людям?

(полезные ископаемые, лекарственные растения, растения, которые можно употреблять в пищу, торф)

-Также на прошлом занятии вы познакомились с правилами как выбраться из болота. Давайте сейчас их вспомним. Представьте сейчас, что вы попали в болото. Что нужно сделать, чтобы выбраться из болота?

1)Не паниковать, не делать резких движений;

2)Запастись крепкой широкой палкой;

3)Ухватиться за кусты, ветки, траву;

4)Ухватиться за кочку;

5)Принять горизонтальное положение;

6)Нельзя вставать, выбраться получится только лёжа;

7)Аккуратно позвать на помощь.

-Молодцы, мы увидели, что вы хорошо усвоили материал.

Отвечают на вопросы

К:учебное сотрудничество с учителем

Л:формирование интереса к познанию окружающего мира;

Слайд 2,3,4,5,6,7,8

(прописать на слайдах отдельно по 1 пункту правила)

Основной

25 мин

-Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно поделиться на группы. 1 группа – 1 ряд, 2 группа – 2 ряд и 3 группа – 3 ряд. Для каждой группы будет своя загадка. Вы готовы?

1 группа - Совсем закрытый водоём И очень много рыбы в нём, Он не похож на речку, Что мчится бесконечно Сквозь города и страны К бескрайним океанам! (Озеро)

2 группа - Бежит, журчит, волнуется.

Все на нее любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится.

(Река)

3 группа - Там, где корни вьются

На лесной тропе,

Маленькое блюдце

Спрятано в траве.

Каждый, кто проходит,

Подойдёт — нагнётся,

И опять в дорогу

Силы наберётся.

(Родник)

-Ребята, а каким одним словом можно назвать эти 3 слова?

(водоём)

-Тогда давайте сформулируем тему нашего урока?

-Какие задачи мы поставим на урок?

1. Узнать, что такое водоём;

2. Познакомится с видами водоёмов, их обитателями и растениями;

3. Познакомиться с правилами безопасности на водоёмах.

-Что такое водоём?

(это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу)

-Давайте сейчас хорошо подумаем и решим, что относится к водоёмам?

(Моря, океаны, водопады, водохранилища, озёра, родники, реки, пруд)

-А что из этого является природным, а что искусственным?

(п: моря, океаны, водопады, озёра, реки, родники

И: водохранилища, пруд)

-Да, вы говорите верно. А теперь мы предлагаем вам исследовать ваш водоём. Для этой работы вы получите листочек с нужной для вас информацией. А также ваш водоём с его обитателями и растениями. Обратите внимание, алгоритм работы представлен на экране. Кто хочет прочитать для всех?

1. Внимательно изучить материал;

2. Выполнить задание:

К изображению своего водоёма прикрепить обитателей и растения;

3. Защита своей работы.

-Эту работу вы будете выполнять в группах, как мы поделились в начале урока по рядам. Также вам нужно выбрать капитана, но он должен суметь ответить на самый сложный вопрос и представить работу всему классу.

-Но перед тем как начать выполнять задание, давайте вспомним правила работы в группе.

-Время вышло, теперь приглашаем капитана 1-ой группы. Другие группы внимательно слушают, эта информация очень важна, она пригодится нам для задания.

(Какие озёра Челябинской области ты знаешь? - Акакуль,Большой Еланчик, Большой Кисегач, Еловое, Еткуль, Карагайское, Касарги, Малый Теренкуль, Сугояк, Тургояк, Увильды, Чебаркуль )

-Спасибо, теперь приглашаем капитана 2-ой группы. Слушаем внимательно!

(Какие реки Челябинской области ты знаешь? – Миасс, Ай, Уй, Урал, Теча, Юрюзань, Синара, Зюзелга, Аша)

-Отлично! И послушаем капитана 3-ей группы.

(Какую пользу приносят родники? - придает людям энергию и силу; сберегаются естественные качества воды; в ней имеется высокое содержание кислорода; такую воду не нужно кипятить или хлорировать.)

-Вы молодцы, хорошо справились с этой работой, теперь предлагаем вам размяться. Встаньте со своих мест и выполняйте упражнения.

ФИЗМИНУТКА

-Отлично, продолжаем работать дальше. Следующее задание, которое вы выполните тоже даётся на группу.

На группу выдаётся листочек, на котором вы должны написать названия озёрных и речных рыб. Посмотрим кто знает больше названий. Начинаем!

-Приглашаем капитанов групп для подсчёта количества названий.

-Какие вы молодцы! Садитесь.

-А теперь проверим как вы слушали друг друга вначале. На группу вам даётся листочек с заданием (выбрать обитателей и растения, относящихся к водоёмам)

-Приглашаем капитанов групп для проверки задания.

-Ребята, все ли обитатели и растения подобраны верно?

-Хорошо, вы молодцы! Садитесь.

-Ребята, а может ли вода быть опасной?

-Приведите примеры, когда вода может угрожать жизни человека.

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, после чего вы ответите на вопросы.

-Какую ошибку совершила Нюша?

-Какие места безопасны для катания на коньках?

-Какой вывод мы можем сделать?

(Нужно выбирать безопасное место для катания на коньках)

-А теперь мы предлагаем вам ознакомиться с правилами поведения на водоёмах в зимнее время. Вложите эти памятки себе в дневник и никогда не забывайте эти правила!

(Чтение памятки)

Формулируют тему и задачи урока

Отвечают на вопросы

Работают в группах

Представляют свои работы и отвечают на вопросы

Выполняют упражнения

Работают в группах

Работают в группах

Отвечают на вопросы

Смотрят видеофрагмент и отвечают на вопросы

Знакомятся с памяткой

М: умение логически рассуждать

Л: формирование к интересу к познанию окружающего мира, желание учиться

 К: высказывание своего мнения

Слайд 9

(вывести слова: озеро, река, родник)

Слайд 10

(тема урока)

Слайд 11

(задачи урока)

Слайд 12

(понятие

Водоём - это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу)

Слайд 13

(схема природные и искусственные водоёмы)

Слайд 14

(алгоритм работы

1. Внимательно изучить материал;

2. Выполнить задание:

К изображению своего водоёма прикрепить обитателей и растения;

3. Защита своей работы.)

Видеоматериал

Слайд 15

(название игры – «Знатоки рыб»)

Видеоматериал

Рефлексия

5 мин

- Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

 - Скажите, с каким природным сообществом мы познакомились?

- Что такое водоём?

- Назовите виды водоёмов?

-Назовите самое главное правило безопасности на льду.

- А теперь оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат карточки.

-Зелёная карточка-со всем справился, всё понятно

-Жёлтая карточка-были трудности (какие?)

-Красная карточка-было сложно и ничего непонятно.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу

Л: самооценка

Слайд 16

(пояснение к карточкам

-Зелёная карточка-со всем справился, всё понятно

-Жёлтая карточка-были трудности (какие?)

-Красная карточка-было сложно и ничего непонятно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество".

Предлагаю вашему вниманию разработку урока с презентацией по окружающему миру в 3 классе по теме "Водоём - природное сообщество". Автор учебника Н.Ф. Виноградова. Урок носит проблемный и исследователь...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

Конспект внеурочного занятия «Стилизация природных форм»

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времен и как метод художественного творчества достигла высокого уровня в древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с ...

Конспект внеурочного занятия «Стилизация природных форм»

Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времен и как метод художественного творчества достигла высокого уровня в древнеегипетских и древнегреческих орнаментах, в которых наряду с ...

Конспект внеурочного занятия "Степь - природное сообщество" ( 3 класс )

Тема: «Степь  - природное сообщество »Планируемые результаты:познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию; коммуникативные — задавать воп...

Конспект внеурочного занятия "Болото - природное сообщество" 3 класс

Тема: «Болото  - природное сообщество »Планируемые результаты:познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию;коммуникативные — задавать воп...

Конспект внеурочного занятия "Луг - природное сообщество" 3 класс

Тема: «Луг - природное сообщество»Планируемые результаты:Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.Регулятивные: формировать ...