Конспект внеурочного занятия "Болото - природное сообщество" 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Валякина Ксения Алексеевна

Тема: «Болото  - природное сообщество »

Планируемые результаты:

познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию;

коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные — способность к самооценке своих действий, поступков. 

 

Цель: формировать у учащихся представление о болоте, как природном сообществе.

Задачи:

- познакомить с растениями и животными болот;

- развивать мышление, внимание, память, учить анализировать, выделять главное;

-воспитывать экологическую культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Школа МАОУ «Образовательный центр «Ньютон»

Учитель: Чолак В.В.                                

Оценка за проведение: ________        

                   Студент: Валякина Ксения

                   Методист: Корнилова Е.В.

                   Подпись__________

Конспект внеурочной деятельности

Курс «Моя малая Родина»

Направленность внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальная

Класс / возраст детей: 3-13/10-11 лет

Тема: «Болото - природное сообщество»

Цель: формировать у учащихся представление о болоте, как природном сообществе.

Планируемые результаты: 

познавательные — проверять информацию, находить дополнительную информацию;

коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные — способность к самооценке своих действий, поступков.

Задачи:

- познакомить с растениями и животными болот;

- развивать мышление, внимание, память, учить анализировать, выделять главное;

-воспитывать экологическую культуру.

Форма проведения: тематическое занятие

Дата проведения: 03.12.2021

Челябинск, 2021

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Ксения Алексеевна и сегодня я проведу у вас занятие.  

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. А чтобы хорошо усвоить тему и выполнить все задания с лёгкостью, вы должны быть очень внимательны!

Приветствие

Настраиваются на работу

К: учебное сотрудничество с учителем

Слайд 1

Актуализация знаний, введение в ситуацию

3 мин

- Ребята, мы с вами уже давно говорим о природных сообществах, так давайте сейчас вспомним, какие именно природные сообщества мы уже изучили?

- Верно. Посмотрите на экран, кто изображено на слайде?

-Скажите мне, к какому природному сообществу он относится?

-Верно.

-А это что за животное? К какому природному сообществу он относится?

-Верно.

-А это что за животное? Где оно обитает?

-Верно, сурок обитает в степи.

(прикрепить животных из леса, луга, степи и болота)

-А это кто? Не знаете?

-Хорошо, а может вы знаете к какому природному сообществу оно относится?

-Верно, это болото! Тогда сформулируйте тему нашего занятия?

-Хорошо, а как вы думаете, что мы сегодня должны узнать о болоте?

*Узнать, что такое болото и как оно образуется;

*Познакомиться с растительным и животным миром природного сообщества-болото;

*Узнать почему болота важны для человека.

-Лес, луг, степь.

-Лось.

-Лось относится к природному сообществу – лес.

-Барсук. Барсук относится к природному сообществу – луг.

-Сурок, обитает в степи.

-Птица Чибис.

-Птица Чибис относится к природному сообществу – болото.

-Узнать, что такое болото и как оно появляется.

-Узнать какую пользу несёт болото.

-Узнать какие растения и животные обитают на болотах.

К:учебное сотрудничество с учителем

Л:формирование интереса к познанию окружающего мира;

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Основной

25 мин

-Ребята, а что такое болото? Вы знаете?

(природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве.)

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент про болото. Слушайте внимательно.

-Ребята, посмотрите на доску, здесь висят этапы образования болота, но они расположены неправильно! Давайте составим правильный алгоритм образования болота.

-С чего начинает образовываться болото?

-Верно, с того, что в мелком озере появляются обломочные материалы. Что дальше?

1. В мелком озере появляются песок, глиняные частицы (обломочный материал);

2. Песок, глиняные частицы откладываются по берегам;

3. Озеро мелеет;

4. Появляются растения, травы, кустарники и образуется торф;

5. Слой торфа нарастает, а площадь воды сокращается.

-Вы молодцы!

-Ребята, а вы знаете какие животные обитают на болоте? А растения?

-Сейчас мы с вами и узнаем, какие животные и растения точно обитают и произрастают на болоте. Для этого мы поделимся на группы. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

-Хорошо. 1-й ряд будет рассматривать информацию про растения на странице 86, 2-й ряд рассматривает информацию про птиц на странице 86-87, а 3-й ряд знакомится с информацией про пресмыкающихся на странице 87. Сначала каждый из вас самостоятельно читает пункт, затем я выдаю вам на группу листочек с заданием. Ваша задача найти среди всех животных именно тех, кто обитает на болоте и обвести их в кружок.

-Теперь выйдите по 1-му представителю от группы и познакомьте ребят с обитателями болота. Начнём с растений. Какие растения произрастают на болоте?

-Хорошо, спасибо. Теперь послушаем про птиц. Какие птицы обитают на болоте?

-Молодцы, спасибо. Теперь познакомимся с пресмыкающимися, которые обитают на болоте. Кого вы выделили?

-Спасибо, ребята, садитесь.

ФИЗМИНУТКА

-Мы выполнили большую часть нашей работы и теперь я предлагаю вам размяться, встаньте со своих мест и выполняйте упражнения.

-Ребята, вы хорошо поработали в группах, внимательно слушали друг друга и теперь я предлагаю вам отгадать кроссворд, у вас на партах лежат листочки, на которых вы должны записать ответ. Вы готовы?

1. Ловит в клюв насекомых обжора,

Хоть мала, но всё ест без разбора,

В холода, испуская скрипучую трель,

Улетает погреться на юг … (коростель)

2. Под листиком живёт

Ленивая толстуха.

Сидит, раздув живот,

Свою добычу ждёт

Комарик или муха

Летят ей прямо в рот. (лягушка)

3. Возле дачи есть болото, Я хожу туда охотно. Только с краю я стою, Ближе подойти боюсь! Но сидит и не боится На болоте эта птица. На ноге стоит одной И с «хвостатой » головой. Лишь увидит рыбу — цапнет! И зовётся птица… (цапля)

4. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (Морошка)

5. Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт. (комар)

6. Что за мелкие кусточки

Выросли в лесах на кочках,

Там, где мягкий мох растёт,

Возле торфяных болот?

Ягодки на них с румянцем,

Листики покрыты глянцем.

Точно мелкий виноград

Кисти красные висят.

Кто подскажет мне, без крика,

Как зовут её? … (Брусника)

7. Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт —

Другой наживёт. (ящерица)

8. Змей совсем не ядовитый,

Хоть и выглядит сердитым.

Голова уплощена

И имеет два пятна.

Может встретиться у луж.

Этот змей зовётся ... (УЖ)

9. Эта ягода кисла,

Но мороз перенесла.

Дважды "К" в названье буква.

Очень любит влагу... (Клюква)

10. На болоте в камышах

Громко- громко завопит,

Распугает лягушат

Криком громким птица (выпь)

-Теперь давайте проверим ваши ответы. Какой ответ в первом вопросе? (проверить все вопросы)

-Отлично, вы молодцы!

-Ребята, прочитайте высказывание

“Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”.

-Как вы думаете, почему болото-это беда?

-А какое добро может дать нам болото?

-Сейчас мы с вами и узнаем, какую пользу несут болота. Откройте страницу 87 и найдите пункт «почему болота важны для человек». Кто хочет прочитать?

-Так почему же болота важны для человека?

(пищевые растения, лекарственные, территорию бывшего болота можно использовать для выращивания сельскохозяйственных растений)

-Вы всё сказали правильно.

Дают разные ответы

Смотрят видеофрагмент

Составляют алгоритм образования болота

1.В мелком озере появляются обломочные материалы.

2. Песок, глиняные частицы откладываются по берегам.

3. Озеро мелеет.

4. Появляются растения, травы, кустарники и образуется торф.

5. Слой торфа нарастает, а площадь воды сокращается.

Дают разные ответы

-Не шуметь, не мешать другим работать, не перебивать, работать сообща.

Работают в группах, самостоятельно изучают материал

Разгадывают кроссворд

Отвечают на вопрос

М: умение логически рассуждать

Л: формирование к интересу к познанию окружающего мира, желание учиться

 К: высказывание своего мнения

Слайд 8

Видеоматериал

Видеоматериал

Слайд 9

Рефлексия

5 мин

- Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?

 - Скажите, с каким природным сообществом мы познакомились?

- Какие растения растут на болоте?

- Какие животные обитают на болоте?

- А теперь оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат карточки.

-Зелёная карточка-со всем справился, всё понятно

-Жёлтая карточка-были трудности (какие?)

-Красная карточка-было сложно и ничего непонятно.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу

Л: самооценка

Слайд 10

(пояснение к карточкам)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия "Природные условия лесостепной и степной зон Челябинской области (2 класс)

Цель: знакомство с природными условиями зон Челябинской области. Планируемые результаты:Предметные:-знать особенности природных зон Челябинской области;-уметь отличить каждую природную зону.Лично...

Конспект внеурочной деятельности "Природные богатства Челябинской области" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты: Личностные:-уметь планировать работу на уроке-устанавливать связь между учебной деятельности и ее мотивов;Предметные: углублять и расширять знания учащихся о природных бог...

Конспект внеурочной деятельности "Природные богатства Челябинской области" (2 класс)

Планируемые результаты:Личностные:  -учиться оценивать и корректировать собственную деятельность;-формировать адекватную самооценку;-воспитывать любовь к Родине.Познавательные:- расширить знания ...

Конспект внеурочной деятельности "Природные ископаемые Челябинской области" 2 класс

Конспект внеурочной деятельности "Природные ископаемые Челябинской области" для 2 класса.Планируемые результаты: Познавательные: расширить знания о природных ископаемых Челябинской обла...

Конспект внеурочной деятельности «Природные зоны Челябинской области» (2 класс)

Курс: «Моя малая Родина».Тема: «Природные зоны Челябинской области».Планируемые результаты:Личностные:-учиться оценивать и корректировать собственную деятельность;-формировать ...

Конспект внеурочной деятельности "Природные богатства Челябинской области" (Курс "Моя малая Родина) (2 класс)

Планируемые результаты:Личностные:-Уметь планировать работу на уроке-Устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом; Предметные: углублять и расширять знания учащихся о природных богатст...