Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"
материал на тему
В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, то, что может и должен формировать учитель.
Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и особенно к воспитанию духовному. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_duhovno-nravstv.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Слайд№ 1
Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее,
и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание,
и особенно вынесенное еще из детства...
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?
Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей, нравственно и духовно богатыми
Слайд № 2
В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, то, что может и должен формировать учитель.
Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и особенно к воспитанию духовному. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Слайд № 3
В одном из своих посланий президент России подчеркнул, что:
-Сегодня российское общество испытывает явный дефицит милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Слайд № 4
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Поэтому, моя методическая тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС».
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Слайд№ 5
На примере своей работы я попытаюсь показать, как в моем понимании может выглядеть структура духовно-нравственного воспитания обучающихся в начальной школе.
Условно я разбиваю ее на три блока.
-образовательный ,
-воспитательный,
-работа с родителями.
Важно, чтобы участие родителей в мероприятиях не ограничивалось только начальной школой. Это зависит от классного руководителя.
Работа с родителями, как и вся работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Важно общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать способы их решения.
Слайд№ 6
Цель своей работы вижу в становлении и развитии духовно-нравственных качеств обучающихся посредством различных форм и методов работы.
Задачами моей работы считаю:
- создание условий для духовно-нравственного становления обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- привитие школьникам высших духовных ценностей;
- формирование у обучающихся духовно-нравственных ориентиров в соответствии с национальным воспитательным идеалом.
Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания.
Набирая учеников в первый класс и анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила:
- неумение детей трудиться на общее благо,
- нетерпимость друг к другу,
- эгоизм, дефицит общения,
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка
В центре моей работы стоит ребенок, индивидуальность, то есть Я, отсюда название программы «Я гражданин».
Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Разработанная программа может широко использоваться для проведения классных часов и других внеклассных мероприятий. Темы занятий «красной нитью» проходят через большинство предметов школьного курса. Программа разработана на 4 года.
Таким образом идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу «снежного кома».
Слайд № 7
Этапы реализации программы
1 этап: сентябрь - октябрь 2013.г. – изучение и систематизация научного и практического опыта решения проблемы по воспитанию учащихся, устремления к высшим духовным ценностям в соответствии с ФГОС.
2 этап: ноябрь 2013– освоение и внедрение регламентированных и факультативных программ
3 этап: декабрь 2013 - май 2017-
реализация духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения учащихся.
Слайд № 8
Ожидаемые результаты:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Слайд№9
Направления духовно-нравственного воспитания «Я -гражданин»
«Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о ЗОЖ, формирование основ безопасности собственной жизни.
«Я и мои ценности» - воспитание любви и уважение к семье, приобщение детей к общепринятым нормам и правилам поведения; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду.
«Я и моя родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного поселка, района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья».
Слайд№10 фото
Слайд№11
Методы духовно-нравственного воспитания
Атмосфера любви
Атмосфера взаимопонимания
Атмосфера искренности
Атмосфера доверия
Методы работы:
словесный;
наглядный;
демонстрационный ;
информационно -технологический
убеждение ;
показ ;
разъяснение ;
личный пример
Слайд№12
Алгоритм действий учителя
- Продуктивное взаимодействие с учениками;
- Формирование моральных представлений к нарушению требований морали;
- Развитие самосознания школьников;
- Использование на практике морально – этических знаний и убеждений;
- Создание ситуации морального выбора;
- Уважение результатов чужих усилий, признание прав других детей.
Используемые формы работы в начальной школе
- Внеклассное чтение и обсуждение произведений духовно-нравственной тематики;
- Тематические классные часы;
- Творческая художественная деятельность;
- Организация выставок и поделок;
- Проведение праздников и внеклассных мероприятий;
- Использование мультимедийных презентаций в работе;
- Проведение родительских собраний.
Слайд№13
Духовно – нравственный портрет младшего школьника
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Слайд №14 фото
Результат работы:
Нас ждёт ещё большая работа по программе духовно-нравственного воспитания « Я -гражданин», но уже сейчас можно подвести итог работы. Класс стал более дружным, сплочённым. Ребята ухаживают за цветами, с удовольствием участвуют во всех внеклассных мероприятиях и конкурсах. Родители принимают активное участи в жизни класса и организации всех воспитательных мероприятий.
Таким образом, имея определенный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы, могу с уверенностью сказать, что проблема духовно-нравственного воспитания, обозначенная ФГОС, её успешное преодоление возможно только через организацию целой системы работы, охватывающей образовательный и воспитательный процесс, через создание особой атмосферы, которая бы способствовала духовному становлению учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на межмуниципальном семинаре методических идей "Достижение оптимальных результатов в воспитании обучающихся как средство реализации ФГОС НОО"
В настоящее время в образовании происходят серьёзные перемены, связанные с переходом на обучение по ФГОС НОО. Сейчас системно-деятельностный подход реально пришёл в образование, и формирование новой л...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...
Статья "Проектная деятельность младших школьников как средство реализации ФГОС НОО"
В статье даются рекомендации по работе над проектом в начальной школе....
Доклад " Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС".
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...
Справка о представлении опыта своей работы по теме: « Функциональная грамотность младшего школьника как средство реализации ФГОС" на заседании педагогического совета
Справка о представлении опыта своей работы по теме: « Функциональная грамотность младшего школьника как средство реализации ФГОС" на заседании педагогического...