Занятие "Война с мусором"
методическая разработка (4 класс)

Иванова Ольга Валентиновна

Цель: формирование читательской грамотности посредством работы с   Первоклассной газетой

Познавательные УУД:

·         осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;

·         формирование всех компонентов информационной грамотности у младших школьников: приёмов эффективного чтения, навыков поиска, обработки и оценивания информации.

Регулятивные УУД:

·         поиск информации и понимание прочитанного;

·         формирование навыков самооценки собственной работы;

Коммуникативные УУД:

·         уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

·         уметь слушать и слышать других.

Личностные УУД:

·         профессиональная ориентация обучающихся;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_voyna_s_musorom.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Занятие  по курсу внеурочной деятельности

«Первоклассная газета» по теме:

 «Война с мусором»

.

Составила и провела: учитель

начальных классов

ГБОУ СОШ №491

Иванова О.В.

2022г.

Цель: формирование читательской грамотности посредством работы с   Первоклассной газетой

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий;
  • формирование всех компонентов информационной грамотности у младших школьников: приёмов эффективного чтения, навыков поиска, обработки и оценивания информации.

Регулятивные УУД:

  • поиск информации и понимание прочитанного;
  • формирование навыков самооценки собственной работы;

Коммуникативные УУД:

  • уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • уметь слушать и слышать других.

Личностные УУД:

  • профессиональная ориентация обучающихся;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

1. ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте, ребята.

Хорошим настроением

одарим всех друзей

Когда на сердце солнышко,

работать веселей.

  1. РАЗМИНКА (по 2 загадки группе, а 3ю кто быстрее) 

1.Чтоб Кумертау был красивым,
И уютным, и любимым,
Улицы он подметает,
Мусор всякий убирает.

(Дворник) слайд

 2. У неё везде порядок.

Моет, чистит, подметает

Пыль и грязь, не морщится.

А убирается у нас -…

    (Уборщица). слайд

3. Кто ухаживает за садом или любым озеленённым объектом? (Садовник) Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной ...
Ответ: Садовник слайд

4. Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
(Лесник.) слайд

- Следующую загадку чья группа быстрее отгадает?

5. А люди этой профессии объяснят и все расскажут!

Как на Земле себя вести,
Чтобы воздух был прозрачным,
Чтобы не был лес наш мрачным,
Чтоб вода в реке искрилась,
И чтоб рыба в ней водилась!


Он для планеты очень дорог,

 Потому, что он … (эколог) слайд

- Как их можно назвать одним словом? (профессии) слайд

- Что общего у людей этих профессий? (Эти профессии связаны с охраной окружающей среды.

Сегодня мы с вами будем юными защитниками природы- юными экологами.

Посмотрите на слайд

-Что это? (планета Земля)

-Что угрожает нашей планете? (мусор)

-Что страшного в мусоре, ведь он неотъемлемая часть нашей жизни? (загрязняет)

- А в год Экологии этот вопрос стоит перед обществом более остро! слайд

(слайд)

- О чём пойдёт речь на нашем занятии?

- А, чтобы более точно сформулировать тему нашего занятия Вам необходимо составить пазл, который находятся в конверте 1.

 и прочитать тему занятия.

му вой с ром на со

- Что же получилось у команд?

Война с мусором. слайд

  1. Почему данная тема для нас важна? (Люди, загрязняя природу загрязняют сами себя, губят своё будущее)  
  2. Полезной ли будет вам эта информация?

Просмотрите газету.

- У каждой команды на парте лежит карточка со словами, которые буду обязательно прочитаны вами   в номере газеты.

Таблица

ядовитые вещества

целый слон

переработка

специальные машины

мусорный континент

рыбы

сжигание

мусор

захоронение мусора

  • ядовитые вещества
  • 10 лет
  • переработка
  • специальные машины
  • мусорный континент
  • медузы
  • сжигание
  • мусор
  • захоронение мусора

Прочтите слова.- Какие слова вам не понятны, трудны?

  • Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.

Ядовитые – вредные, отравляющие вещества.

Переработка(многозначное)-повторное использование предметов или материалов.

Континент - означает участки суши. В толковом словаре

 Континентом (или материком) называют крупную часть суши, которая омывается морями и океанами. Континент происходит от латинского слова "continens", означающего "непрерывный".

Захоронение - изоляция, лишение соприкосновения с окружающей средой; отделение от других  отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду…

Экологический словарь

Эти карточки нам необходимы на занятии для игры в "БИНГО" – что с английского языка означает победа, удача.

 

 Условия игры.

Задача каждой команды — отмечать в течение всего занятия по ходу чтения в карточке те слова, которые встречаются в статьях газеты. Та команда, кто первой полностью заполнит карточку, даёт об этом знать — громко на весь класс кричит «Бинго!». Заполнение таблиц прекращается.

  1. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ

Посмотрите на экран.

–Что необычного в тексте?

  •  Прочитайте статью (несколько слов заменены картинками. (по цепочке) Дети читают текст газеты вслух по очереди (1 группа, 2 группа). Слайд

-А теперь по газете проверьте правильно ли вы расшифровали картинки.

- О чем эта статья?

 – Сколько производит человек мусора за день? За 10 лет?

  •  Как по-другому можно назвать мусор, образующийся у нас дома, в быту? (ответы учащихся: бытовые отходы). А что к ним можно отнести?
  • -Как дальше люди поступают с мусором? (Выбрасывают в контейнеры. А оттуда вывозится мусор на свалку).
  • Наша городская свалка, находится вблизи п. Пятки. Ей уже более 50 лет. Высота свалки достигает свыше 20м.  И с каждым годом она увеличивается.
  • -Почему?

-А как вы думаете сколько времени мусор может пролежать на свалке? (Остаётся надолго в земле. А порой и вовсе не разлагается.)

Давайте рассмотрим таблицу срока разложения –разрушения бытовых отходов.

Вопросы по таблице

 -Что указано в таблице сверху, а снизу?

-Почему высота столбцов разная?

-Назовите БО у которых одинаковый срок разложения. Сколько составляет лет? (дерево, железные банки)

-Сколько лет будет лежать в земле алюминиевые банки из-под газированных напитков после того, как их выбросят? (500)

-Что дольше разлагается: пластиковые вещи или резиновые? (пластиковые)

-Предметы из какого материала будут разрушаться более 1000 лет? (стекло)

-Так почему свалка увеличивается в размерах?

-Ребята, что можно сделать, чтобы не было таких свалок? 

Ребята существует несколько вариантов   решения проблемы свалок бытовых отходов.

Вариант 1 читает 1 группа Одновременно

Вариант 2 читает 2 группа

(Выявляют способ, + и -) – Назовите положительные и отрицательные стороны, чем хорош, чем плох этот способ?

(1-захоронение, + нет на поверхности мусора и – не для всех)

- Все ли можно закопать? Почему?

(2-сжигание, + нет на поверхности мусора, топливо и – не для всех)

- Все ли можно сжечь? Почему?

А теперь узнаем какой способ существует для мусора, который нельзя закопать или сжечь?

Вариант 3 читают вместе.

Для этого способа отходы должны быть разделены по видам.

Сейчас мы этим и займёмся, рассортируем мусор по контейнерам правильно и быстро

игра «СОРТИРУЕМ МУСОР ПРАВИЛЬНО». В конверте №2 находятся картинки

Ваша задача рассортировать: стекло, пластик, пищевые отходы и бумагу. (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, обои, пакет из-под сока, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура, разбитая банка …).

Вопрос 3. Какой из вариантов избавления от мусора вы бы использовали и почему?

  1. При гниении выделяются ядовитые вещества.
  2. Мусоросжигание. У этого способа есть только один плюс – если мусор сжигают на мусоросжигательных заводах, то полученное тепло можно использовать для производства электроэнергии.
  3. Переработка – это самый экологический вариант обращения с отходами. Он подходит для большинства вещей.  

Физминутка (Морская)

-Чья команда была внимательной, какое морское животное изображено на обложке газеты?

-Какой вопрос она задаёт?

- Прочитайте этот вопрос.

Найдите ответ в газете на него.

  • "БИНГО"

-Так что же волнует каракатицу?

-Ребята, могут ли морские обитатели этого континента крикнуть бинго? Почему? Там никто не выживает.

Как всегда, в конце газеты есть интересные вопросы и задания.

Прошу группы ответить на вопрос 2.

 Почему скопление мусора в океане…  

(зачитывают дети и выбирают верный вариант ответа 5)

-Ребята, как же помочь выиграть войну с мусором. Что может сделать каждый из нас для решения проблемы бытовых отходов? Прошу прочитать текст с «дырками»

Закончи предложения

Чтение текста с «дырками»

1.Старайся всегда … мусор в положенных местах. … его после себя в лесу или в парке.

2. …мусор по отдельным контейнерам. Так ты можешь …мусор и дать ему новую жизнь.

3. Принимай участие в субботниках и …

Слова для справок: не оставляй, сортируй, выкидывать, переработать, уборках территории.

РЕФЛЕКСИЯ.

- Отразите тему газеты в форме экологического знака (в конверте несколько знаков). Объясните свой выбор.

 Молодцы со всеми заданиями вы справились.

-Ну, а теперь хотелось бы узнать какие встретились самые интересные и самые трудные задания.   Прошу группы озвучить свои ответы.

Оценка работы с информацией.

В заключении, чтобы наша голубая планета стала чище, давайте украсим ее. Те, кто узнал…

Узнал много нового, мне было интересно –посадят зеленое дерево

Я не всё понял, но мне было интересно – желтую бабочку

Я ничего не понял и на занятии скучал- синюю тучку


- Спасибо всем за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема мусора

Исследовательская работа по проблеме мусора...

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"

Творческие РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на  тему "Меньше мусора- меньше проблем"...

ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ Утилизация мусора

Почему нельзясмешивать отходы? Онистановятся непригоднымик использованию.Несмешанный мусор легчесортировать и пускатьна вторичное использованиеили переработку. В основеборьбы с отходами долженле...

Проект "Охота за мусором"

Цель проекта: воспитывать бережное отношение к окружающей природеЗадачи проекта: 1. Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;2. Вовлечь каждого ребенка в активный позн...

урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"

Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

«Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…»

Занятие по экологии для младшего школьного возраста....