Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
статья (2 класс)
Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий. Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Его речь развивается медленно. Также часто встречается общее стойкое недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет однотипные и повторяющиеся движения.
В последние годы наметилась положительная динамика в области диагностики и организации работы по оказанию специализированной помощи таким детям и их семьям. Под организацией оказания помощи таким детям подразумевается, в первую очередь, ранняя диагностика и лечение тех психических нарушений, которые сопутствуют либо осложняют течение аутизма. Акцент же делается на коррекционную помощь и реабилитацию, которые способны изменить качество жизни детей-аутистов, их социальную адаптацию в общество сверстников.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, а также здоровья в целом. Образование и «введение в жизнь» так называемого, сложного ребенка раньше оставалась трудной задачей для его семьи.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ – это непрерывный педагогически организованный процесс социального воспитания с учетом особенностей развития личности ребенка на разных возрастных этапах. Процессы обучения, воспитания и социализации личности ребенка будут эффективными при условии их интеграции и взаимопроникновения.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, т.к. психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
При организации обучения детей с РАС важно определить основную цель обучения. Многие исследователи сходятся во мнении, что такой целью должно быть обеспечение возможностей для получения знаний и навыков, которые поддерживают личную независимость и социальную ответственность. В образовательном стандарте для детей с РАС эта цель отражается в приоритете формирования у учащихся жизненных компетенций.
С опорой на знание особенностей психического развития и особых образовательных потребностей детей с расстройствами артистического спектра Н.Я. Семаго предлагает к реализации три модели включения детей с РАС в общеобразовательное пространство школы.
В первом варианте, когда можно говорить об инклюзии, ребенок с РАС включается в общеобразовательный класс и обучается в нем, вероятно при сопровождении специалиста - тьютора. Такой вариант включения возможен для детей, имеющий опыт фронтального обучения, и овладевших программным материалом начальной школы по предметам основного цикла в полном объеме, и не имеющих грубых поведенческих нарушений.
Второй вариант предполагает создание условий индивидуального обучения ребенка, наличие всего комплекса психолого-педагогического сопровождения ребенка и его включение на фронтальные занятия с классом на предметах неосновного цикла, классных часах, на занятиях в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками класса.
Третий вариант предполагает создание специального класса, состоящего из 5—6-ти детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного возраста. В идеальном варианте классным руководителем такого класса, и одновременно учителем, ведущим отдельные предметы — например естествознание, историю, литературу — должен стать учитель-дефектолог. Основные предметы — математика, русский язык, иностранный язык и пр. ведут учителя предметники, а учитель дефектолог сопровождает похождение отдельных трудных для детей тем в часы коррекционных занятий. В таком классе обязательно работает ассистент педагога — тьютор. В этом случае должны быть создать специальные методические, организационные и содержательные условия, необходимые для адаптации детей с аутистическими расстройствам в средней школе.
Понимание особых образовательных потребностей детей с аутистическими расстройствами требует создания специальных условий, необходимых для успешного включения и социальной адаптации такого ребенка в среде сверстников. Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании начального (и тем более среднего) школьного образования детей с РАС должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех таких детей. Включать образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, а так же и возможность обучения основным навыкам жизни вместе с близкими людьми (ФГОС для детей с РАС).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра
По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.В св...
Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.
Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, к...
«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...
Особенности структуры урока для детей с расстройством аутистического спектра
В статье описывается структура урока для учащихся с расстройством аутистического спектра, методы и подходы к коррекции нежелательного поведения...
Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра
Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и ко...
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восп...
Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"
В выступлении говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения....