Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра
статья на тему
По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.
По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.
В связи с глобальным распространением этого расстройства, ученые многих стран занимаются проблемой исследования причин заболевания, выявляют факторы риска, ищут методы диагностики, а главное – коррекции, адаптации и абилитации людей с расстройством аутистического спектра (РАС).
РАС является достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуется нарушением коммуникации и социальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_obuchenie_detey_s_ras_v_rechevoy_shkole.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра в школе-интернате №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.
По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.
В связи с глобальным распространением этого расстройства, ученые многих стран занимаются проблемой исследования причин заболевания, выявляют факторы риска, ищут методы диагностики, а главное – коррекции, адаптации и абилитации людей с расстройством аутистического спектра (РАС).
РАС является достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуется нарушением коммуникации и социальных навыков.
Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимися в становлении его аффективно-волевой сферы, в личностном развитии.
На мой взгляд, РАС у ребенка – является огромной проблемой не только одной взятой семьи, а всего общества. Очень часто в семье, где есть ребенок с РАС, один из родителей не может работать, нет регулярной комплексной специализированной помощи детям с РАС.
РАС встречается у детей в разных семьях, это и известные деятели искусства и культуры, политиков, спортсменов в разных странах на всех континентах.
К сожалению, в настоящее время специалистов по проблемам РАС очень мало, а 10 лет назад в России их практически не было.
Проблема распространения РАС привела не только к изучению этого расстройства, а главное – к так необходимым изменениям в обществе. Это и распространение информации об аутизме и создание особых образовательных программ, подготовка и переподготовка педагогов, тьюторство и наконец, инклюзия.
На законодательном уровне принят закон об обучении детей с РАС.
Процесс сложный, долговременный, на мой взгляд, без создания специальных условий (переподготовка педагогов в школе, выделения ставок и качественного обучения тьюторов, снижение количества детей в классе, где обучается ребенок с РАС, информирование и консультирование нейротипичных детей и их родителей, создание «ресурсной зоны», расширение штата специалистов в школе (дефектологи, психологи, логопеды) и т.п.), инклюзия невозможна.
К сожалению, изменения в образовании детей с РАС начались в нашем городе только в 2017 году и коснулись только первоклассников.
До этого момента дети с РАС находились в основном на домашнем обучении, если это цензовое образование, или по программе 8 вида.
Что в корне неправильно, на мой взгляд, потому что именно среда является основой успешной социализации ребенка с РАС.
Кроме того, многие дети с РАС особенно при ранней коррекции имеют высокий интеллект, обладают феноменальными возможностями памяти, одарены в математике, информатике, музыке, художественном искусстве.
Обучение детей с РАС в речевой школе стало возможно благодаря созданию условий для обучения (подготовка специалистов – дефектологи, психологи), участие в грантах и в семинарах.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Наблюдаемые у детей с тяжёлыми нарушениями речи серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Детям с речевыми расстройствами свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов.
В целом, дети с тяжёлыми нарушениями речи недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают. У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям с патологией речи присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Все эти трудности присущи и детям с РАС, но главное – стойкое нарушение развития коммуникации и социальных навыков.
Существуют отработанные методы установления и развития эмоционального контакта с такими детьми.
Основной задачей работы является вовлечение детей во все более развернутое взаимодействие, выработка навыков коммуникации и открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального развития ребенка.
Именно установление эмоционального контакта и вовлечение ребенка в развивающее взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляет базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.
Программа речевой школы, особенно работа по преодолению речевых патологий, небольшое количество учащихся в классе, когда учитель может оказать индивидуальную помощь каждому ученику, позволяет детям с РАС обучаться совместно с другими учащимися.
Дети с РАС часто гиперчувствительные к громким звукам, не выносят большого количества людей, а в нашей школе малая наполняемость, в каждом классе есть зона отдыха, помощь психолога, дефектолога и воспитателей.
Рабочая программа адаптирована для учащихся с ОВЗ, имеющих речевые нарушения и особенности развития.
Для учащихся, имеющих РАС, рабочая программа определяет общие рамки принимаемых решений при разработки рабочих программ, требования к усвоению содержательной стороны учебного материала и организации учебно-воспитательного процесса.
При реализации рабочей программы формируются особые (специфические) образовательные потребности для детей с РАС в индивидуальном порядке с учетом психического развития ребенка, его интересов, сохранения здоровья.
Главной проблемой обучения в нашем классе является сложность восприятия детьми вербальной информации, дети с РАС очень часто более успешно воспринимают визуальную информацию, поэтому в работе ежедневно используются различные схемы, презентации, таблицы, карточки, много картинного наглядного материала.
У детей с нарушениями в развитии необходимо применять методы полисенсорного развития, включать в работу все органы чувств.
На уроках окружающего мира ученики имеют возможность посмотреть презентацию по изучаемой теме, когда есть возможность рассмотреть, потрогать, понюхать, провести опыты и наблюдения с изучаемым объектом, например, при изучении размножения растений ученики смотрели презентацию, изучали картинки различных цветов, насекомых-опылителей, подули на одуванчик, поняли, как репейник прикрепляется к одежде, проводили опыт в рабочей тетради.
У детей с РАС часто наблюдаются элементы дислексии, дисграфии и дискалькулии.
Ученики долго плохо читают по слогам по ряду причин: поздняя речь, проблемы звукопроизношения, иногда дети запоминают слово целиком (глобальное чтение) и долгое время уходит на обучение чтению по слогам.
Ребенок плохо читает по слогам, практически не пишет на слух, но по памяти пишет сложные слова по интересующей его теме, например, гостелерадио или звукорежиссер.
Обучение чтению – неинтересный для детей процесс, они не мотивированы, отвлекаются, поэтому в своей работе мы стараемся поддерживать интерес и получить обратную связь через выразительное чтение педагога, аудио воспроизведение, детальное объяснение практически каждой строчки текста, составляем картинный материал непонятных детям слов, учим работать со словарем, разыгрываем инсценировки, читаем по ролям, стараемся посмотреть спектакль или мультфильм по заданной теме.
Огромной помощью в преодолении этой проблемы является урок по развитию речи – работа с нарушениями в произносительной стороне речи, постановка звуков, расширение словарного запаса ребенка, формирование и развитие фразовой речи, умения задавать и отвечать на вопросы.
В первом и втором классе в программе обучения есть предмет «Произношение» - системная работа по преодолению патологии речи, совместное проговаривание сложных слов и фраз, артикуляционная гимнастика, а в сложных случаях – постоянная стимулирующая речевая помощь (мимикой, артикуляцией, жестом).
Во время обучения ребята индивидуально занимаются с логопедом с первого класса, у каждого ребенка есть «Речевая карта», индивидуальная программа развития.
Поскольку есть проблемы в чтении по слогам, у детей страдает фонематический слух, очевидны трудности в изучении русского языка.
Кроме общепринятых методик преодоления дисграфии, я применяю метод Новиковой-Иванцовой, суть которого в том, что при пропевании гласных и согласных звуков, небольших песенок с элементами звукоподражания, улучшается как воспроизведение, так и слух ребенка, формируется ритм, благодаря специально подобранным мелодиям ребенок учится различать на слух количество слогов в слове, слышать ударение в словах, формируется представление о частях речи, предлогах и т.п.
Математические знания у детей с РАС очень разные. Есть одаренные дети, живут и мыслят цифрами, могут мгновенно запоминать числовую информацию, даты, календари, события прошлого в деталях, хорошо и быстро считают в уме, моментально запоминают таблицу умножения, проблемы в основном в решении задач, но при составлении краткой записи успешно с ними справляются.
Но часто встречаются случаи, когда ребенок не воспринимает мир чисел, ему не свойственно абстрактное мышление, не может запомнить состав числа, таблицу умножения, логические связи в математике. Здесь достаточно успешно помогает метод Нумикон, когда ребенок имеет визуальную опору каждого числа, он наглядно видит, что такое, например, три.
Мы применяем различные таблицы, линейки, Нумикон, главной задачей педагога в таких случаях становится научение пользоваться вспомогательными инструментами для счета.
Геометрические представления у детей с РАС формируются сложно и поздно из-за проблем как с восприятием собственного тела, так и пространства.
Мы учим выделять геометрические формы на наглядном материале, в пространстве (например, доска – это прямоугольник и т.п.), сравнивать по цвету, форме, размеру фигуры, классифицировать, формируем элементарные навыки в работе с чертежными инструментами.
Физическое развитие детей с РАС часто отстает от нормы. Наиболее эффективной методикой является нейропсихологическая диагностика и коррекция. Специально разработанные методики, тесты, физические и дыхательные упражнения формируют межполушарное взаимодействие мозга, что позитивно сказывается на развитии всех сфер жизни ребенка.
Занятие физической культурой – это развитие и сохранение здоровья учащихся, умение играть с одноклассниками в спортивные и развивающие игры, формирование командного духа.
Особое внимание в программе уделено логоритмической гимнастике и музыке, где ученики выполняют специальные упражнения, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, участвуют в мини-спектаклях.
Предметы по изобразительному искусству и технологии также являются необходимыми как в общем всестороннем развитии ребенка, формирования графических, эстетических представлений, работа с различными материалами, социально-бытовые навыки; так и для развития речи и коммуникации. Например, на всех уроках рисования и технологии ученик в конце урока рассказывает, что он сделал, создается выставка работ, много совместных проектов, когда от участия каждого ученика зависит работа всего проекта.
На всех уроках учащимся оказывается коррекционная помощь и психологическая поддержка, любое минимальное участие приветствуется, оценка работы носит индивидуальных характер для каждого ученика, сравниваются только его успехи, динамика развития.
В целом оценка достижений, обучающихся с РАС должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Элементарные знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социального опыта.
Проблемы поведения решаются в каждом конкретном случае. Есть дети, которым нужна постоянная помощь взрослого, серьезные проблемы саморегуляции, конечно без качественной тьюторской поддержки в таких случаях невозможно работать, ребенок не в состоянии учится самостоятельно и нежелательное поведение мешает всем.
Любое поведение по мнению специалистов по прикладному поведенческому анализу (АВА) базируется на привлечении внимания, ухода от требований, достижение желаемого.
Знание методик АВА позволяет понимать причины нежелательного поведения и корригировать его.
Неправда, что дети с РАС не хотят вступать в контакт со средой, как правило просто не умеют из-за искаженного развития всех психических функций, поэтому знание альтернативных средств коммуникации также позволяет педагогу наладить контакт с ребенком с РАС (ПЕКС – коммуникация с помощью карточек).
Дети с РАС часто используют стереотипные формы поведения, стремятся к скрупулёзному сохранения постоянства и порядка в окружающем, например, ребенок сильно эмоционально переживает, если по болезни отсутствует какой-либо педагог, изменения в расписании, поэтому задача педагога – расширение границ взаимодействия ребенка со средой, обучение гибкости.
Работа с детьми с РАС – безусловно сложная, эти дети интуитивно чувствуют фальшь и неприятие, проявляя еще больше негативных реакций.
Конечно успешное обучение ребенка с РАС в школе зависит и от того с какой подготовкой ребенок приходит в школу (была ли ему оказана квалифицированная помощь на всех этапах дошкольного развития), посещал ли ребенок подготовительные занятия по подготовке к школе, взаимоотношения в семье, роль родителей в обучении и коррекции ребенка, степень нарушения.
Аутизм – сложное, малоизученное, быстро распространяющееся заболевание.
Нет готовых решений, поэтому ранняя диагностика и вмешательство, степень вовлеченности близких людей в осознание, принятие и помощь ребенку с РАС, сотрудничество всех специалистов, работающих с ребенком, диалог родителей и школы может создать базу успешной коррекции, развития потенциала ребенка и его будущей жизни в обществе.
На школу возложена огромная миссия в организации жизни ребенка с РАС, не только академические навыки, а обучение жить среди людей, стать полноправным участником общества, что подразумевает соблюдение норм и правил.
Без среды, искусственно, невозможно научить ребенка с РАС нормам и правилам поведения, а вот изоляция действительно приводит к регрессу и вторичной аутизации, когда человек практически уходит в мир иллюзий и стереотипного поведения.
Дети с РАС нуждаются в нашей помощи и поддержке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
Советы, которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....
Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.
С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...
Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.
Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, к...
«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...
Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра
Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и ко...
Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...