Особенности структуры урока для детей с расстройством аутистического спектра
статья
В статье описывается структура урока для учащихся с расстройством аутистического спектра, методы и подходы к коррекции нежелательного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafeva.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности структуры урока для детей с расстройством аутистического спектра
Среди детей, со сложной структурой дефекта, все чаще встречаются Учащиеся с расстройством аутистического спектра. Это может быть изолированное нарушение развитие или сочетанное (множественное). Например нарушение зрения и РАС, РАС и интеллектуальные нарушения. Если рассматривать классификацию раннего детского аутизма (далее РДА) (по К.С.Лебединской и О.С.Никольской) - это дети самой сложной 1 группы.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – гетерогенная группа нарушений нейроразвития, характеризующихся триадой нарушений социального взаимодействия, коммуникации, стереотипного поведения.
Главная задача учителя и специалистов службы сопровождения - вовлечь ребенка в учебную деятельность и социальное взаимодействие на уроках, переменах, индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях. Использование специальных приемов обучения, методов и форм работы на уроке или занятии необходимо для достижения поставленной цели.
Первостепенной задачей в работе с учащимися с РАС является установление эмоционального контакта. Активная работа с родителями позволяет выяснить интересы., привычки ребенка, режимные моменты. Это может быть все что угодно: любимая еда, игрушка, компьютерные игры и мультики, книжки, раскраски, сенсорные игры. Эти сведения помогают выявить стимул, который будет в дальнейшем мотивационным на занятиях с ребенком. Для определения мотивационного стимула на текущем занятии проводится МОП (моментальная оценка предпочтений).
Ребенок может работать по алгоритму «сначала-потом» (где сначала занятие или определенный вид деятельности внутри занятия, а потом выбранный мотивационный стимул). Или работа на уроке осуществляется с использованием жетонной системы (учитель хвалит ребенка за соблюдение определенных правил, каждый раз дает жетон. Собрав определенное количество жетонов учащийся получает выбранный мотивационный стимул).
На занятиях с ребенком с РАС желательно, а чаще всего необходима помощь тьютора. Учитель во время занятия находится перед ребенком (фронтально), а тьютор сзади ребенка (за спиной). Учитель дает задания, хвалит, дает поощрение. Тьютор оказывает все виды помощи (говорит за невербального ребенрка, подсказыывет правильную формулировку фразы, помогает физически «рука в руке»). Постепенно объем помощи должен уменьшаться.
Для улучшения коммуникативных возможностей используются средства альтернативной коммуникации – пиктограммы, ответные доски, ПЕКС.
Для детей с расстройством аутистического спектра крайне важна предсказуемость и визуальная поддержка. С этой целью используется визуальное расписание. Оно может быть в виде расписания недели, дня или даже расписания деятельности внутри урока или занятия.
Благодаря рутинам, визуальной поддержке и использованию альтернативной коммуникации у детей получается успешно вступать в коммуникацию со сверстниками, педагогами, родителями, снижается частота проявления нежелательного поведения.
Инструкции к заданиям даются ровным, спокойным и четким тоном. Речь упрощается до уровня ребенка плюс одно слово. Все задания должны даваться в игровой форме, динамично, иметь четкую цель, постепенно увеличивается сложность заданий.
Двигательные аутостимуляции разумно замещать целенаправленными движениями, использую для этой цели динамические и музыкальные паузы и физминутки .
Для сокращения нежелательного поведения используются проактивные (предотвращающие) стратегии. Но снрачала следует совместно с психологом выяснить функцию поведения. Выявив функцию поведения, учитель и тьютор заранее предотвращает нежелательное поведение, давая социально приемлемую альтернативу (например, попроси перерыв вместо крика, если устал), структурируя урок и сменяя виды деятельности так, чтобы ребенок не уходил в самостимулирующее поведение, использованием сенсорной диеты, вовремя поощрять ребенка и подкреплять желаемое поведение.
Грамотно выстроенная структура урока, использование методов альтернативной коммуникации, поощрений и понимание функции поведения – все это позволяет свести нежелательное поведение к минимуму и включить ребенка в учебную деятельность.
Литература
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
- Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
- Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во "СигналЪ", 2002
- Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
- Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во "СигналЪ", 2003.
- Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»Теревинф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...
«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».
Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...
«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...
Особенности развития социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра
Специфические нарушения развития детей с РАС отрицательно влияют на формирование у них социальных навыков. Дети с РАС, обладая качественной спецификой социального развития, имеют и соответствующие огр...
Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в школе
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Вместе с тем, груп...
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восп...
Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»
Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство...