Классный час «Памяти жителей и защитников блокадного Ленинграда посвящается…»
методическая разработка (3, 4 класс)
Методическая разработка классного часа «Памяти жителей и защитников блокадного Ленинграда посвящается…» с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Жижина, учитель ГБОУ СОШ № 72 СПб
Классный час «Памяти жителей и защитников блокадного Ленинграда
посвящается…»
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Сегодня мы посвящаем классный час городу - герою Ленинграду. Его бесстрашным защитникам, мужественным жителям. (Слайд 1)
У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так он назывался в годы войны.
Посмотрите на экран. Вы видите на одной из фотографий настоящее и прошлое города Санкт-Петербурга - Ленинграда (Слайд 2)
22 июня 1941 года гитлеровские войска напали на нашу страну. Этот день стал началом Великой Отечественной Войны. Все люди встали на защиту своей Родины.
Звучит песня “Священная война” (Слайд 3) или голос Левитана
Фашистское командование планировали очень быстро захватить нашу страну. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот строки из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 лучших дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. (Слайд 4)
Фашистские бомбардировщики днём и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы, многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. (Слайд 5)
До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы: “Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле”. (Слайд 6)
На защиту родного города поднялись все его жители. Ленинград превратился в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки. Ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
(Слайд 7, слайд 8)
На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и дети. День и ночь не прекращалась работа. На улицах висели призывы: “Всё для Родины! Всё для победы!” (Слайд 9)
8 сентября 1941 года фашисты прорвались к Ладожскому озеру и отрезали Ленинград от Страны.
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – БЛОКАДА...
Про разруху и голод, про жизнь без прикрас,
Про спасение Летнего сада...
Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ
О суровой судьбе Ленинграда.
Город оказался в блокаде. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро. В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода.
На 12 сентября 1941 года запасов продовольствия было не более чем на 30 суток. С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. (Слайд 10)
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками жили в домах без отопления. Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. (Слайд 11)
Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. (Слайд 12)
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
28 декабря 1941 года, воскресенье. (Слайд 13)
Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:
“Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года”.
Через пять месяцев последняя запись завершит скорбный список потерь: “Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все”.
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но сильное истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник. (Слайд 14).
Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его.
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе против фашистов.
С невероятными трудностями в город доставляли небольшие партии продуктов, топлива. Простые граждане собирали и передавали посылки с вещами для жителей и защитников блокадного города. (Слайд 15)
Не занятой врагом оставалась только узкая полоска воды на Ладожском озере. Поздней осенью прервалась и эта ниточка. На Ладоге становился лёд. Государственный комитет Обороны требовал проложить по Ладожскому льду автомобильную дорогу. От этой дороги зависело спасение жителей Ленинграда, снабжение войск фронта. Ждать твёрдого льда было невозможно, в городе заканчивалось продовольствие. 12 ноября 1941 года на тонкий лёд спустились первые разведчики. Опираясь на шесты, бесконечно останавливаясь и падая на лёд, они проверяли возможность движения по нему. Лёд под ногами ходил ходуном, а город ждал. Следом за людьми на лёд вышли конные обозы. Проваливаясь под некрепкий лёд, они двигались к Ленинграду и везли муку.
22 ноября 1941 года на лёд вышли первые грузовики. (Слайд 17)
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто защищал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Когда лёд немного окреп, машинами, на которых привозили продовольствие, стали вывозить людей. (Слайд 18)
Большинство из них самостоятельно двигаться уже не могли. Эту дорогу назвали “Дорогой жизни”. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Немцы считали, что они задушили, уничтожили город. Им казалось, что в таких условиях просто невозможно выжить. Однако город жил, работал, боролся. Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Рабочие за время блокады изготовили и отремонтировали 2 тысячи танков, полторы тысячи самолетов, тысячи морских и полевых орудий, изготовили 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, свыше 10 миллионов снарядов и мин.
Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.
На заводы и фабрики пришли женщины, мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
(Слайд 19) (Слайд 20, слайд 21)
Песня ленинградские мальчишки
А в мрачных бомбоубежищах, собрав ослабевших детей, вели свои уроки школьные учителя. (Слайд 22)
Про школы. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, — вспоминает блокадница, Ольга Николаевна Тюлева, — было ей уже за 60 лет. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Даже в самое тяжёлое время – зимой 1941/42 гг. были ежедневно открыты для читателей 22 библиотеки. (Слайд 23)
Разделили с горожанами их нелёгкую судьбу работники Ленинградского радио, многие писатели, поэты, артисты. Они также мёрзли, голодали, но находили в себе силы выступать на концертах, по радио, радуя людей своим талантом.
Поэтесса Ольга Берггольц писала:
“Нигде радио не значило так много,
Как в нашем городе в дни войны” (Слайд 24)
В суровом 1942 году состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии известного композитора Дмитрия Шостаковича. (Слайд 25)
Звучит отрывок из симфонии.
Пришло 18 января 1943 года, день, который никогда не исчезнет из памяти ленинградцев. В этот день соединились войска Волховского и Ленинградского фронтов.
Блокада Ленинграда была прорвана. Город выстоял, победил. Ни голод, ни холод, ни обстрелы, ни бомбёжки не сломили дух его защитников. (Слайд 26)
Чтобы окончательно снять блокаду, понадобился ещё год. В конце января 1944 года войска Волховского и Ленинградского фронтов при участии Балтийского флота и партизанских отрядов успешно завершили операцию по разгрому фашистских войск под Ленинградом. ( Слайд 27, слайд 28)
27 января 1944 года, в 20 часов 00 минут, 24 залпа из 342 орудий возвестили человечеству о том, что Ленинград выстоял, победил, полностью ликвидировал блокадное кольцо.
За залпом – залп. Гремит салют. (Слайд 29)
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не подня́лось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут…
Звучит аудиозапись с улиц Ленинграда
За проявленные мужество и героизм 486 воинов удостоены звания Герой Советского Союза, в том числе восемь человек – дважды. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов награждены орденами и медалями. Медалью «За оборону Ленинграда» наградили более 1,5 миллиона человек. 1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего г. Ленинград назван первым Городом-Героем.
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда»
(Слайд 30, слайд 31)
Священное место для каждого Ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Там похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил… Горит вечный огонь….
(Слайд 32, слайд 33, слайд 34)
По гранитным ступеням лестницы, ведущей от Вечного огня, посетители выходят на главную аллею протяженностью 480 метров, которая ведёт к величественному монументу “Мать-Родина”. На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Берггольц:
“Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.” (Слайд 35, слайд 36)
Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, —
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, —
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Юным защитникам Ленинграда посвящается"
Литературно-музыкальная композичия ко дню снятия блокады Ленинграда...
Классный час на тему "Детям блокадного Ленинграда посвящается"
К празднованию дня освобождения Ленинграда от блокады....
Классный час в 3 классе "Дети блокадного Ленинграда"
СрКлассный час в 3 классе"Дети блокадного Ленинграда" Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятни...
Классный час с презентацией "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается..."
27 января 2020 года исполнилось 75 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войскамиСколько бы лет ни прошло, подв...
Видеоролик по теме "Здравоохранение блокадного Ленинграда" в районной игре "Маршрут памяти"
Видеоролик "Здравоохранение блокадного Ленинграда"https://www.youtube.com/watch?v=nSdmuZzZfsU&feature=youtu.be...
Классный час на тему "По страницам блокадного Ленинграда"
материал к тематическому классному часу "27 января - День воинской славы"...
"Детям блокадного Ленинграда посвящается"
Цель: Расширить знания детей о героическом подвиге дитей блокадного Ленинграда...