Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с РАС.
статья (1 класс)

Сообщение.для педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sanitarno.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с РАС».

ГБОУ школа-интернат

 с.Малый Толкай

классный руководитель

Левашкина В.Л.

     Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время все чаще рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Общепризнанно, что это особый тип нарушения психического развития, возникающего на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка . По международной классификации детский аутизм относится к нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.          Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом имеет своей целью возможно более полную социализацию ребенка. При этом, среди задач развития одной из важнейших является формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации, в том числе санитарно-гигиенических навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.

Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими адекватных форм социального поведения. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Ребенок проявляет неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями. Таким образом, формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самостоятельности у детей с РАС крайне затруднено, хотя и необходимо. В связи с нарушениями коммуникативной сферы у детей практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности. Сюжетно-ролевая игра, свойственная детям без аномалий в развитии, фактически отсутствует у детей с аутизмом. Именно поэтому этих детей приходится отдельно и весьма долго обучать элементарным санитарно-гигиеническим навыкам.

Ранний детский аутизм объединяет детей с разным уровнем психического развития: с тяжелым нарушением умственного развития и с так называемым «блестящим» речевым и интеллектуальным развитием. При этом важно отметить, что трудности социально-бытовой адаптации, развития санитарно-гигиенических навыков характерны для всех таких детей и всем требуется специальная помощь в их преодолении. В первом случае она может позволить сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребенка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Во втором - формирование средств социально-бытовой адаптации необходимо для овладения навыками самостоятельной жизни.

Работа по развитию санитарно-гигиенических навыков чрезвычайно важна также для психологической помощи семье, воспитывающей аутичного ребенка. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, как правило, усугубляется многолетним физическим напряжением. Понятно, что близким часто легче осуществлять уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных санитарно-гигиенических навыков. Однако, в этом случае складывающиеся стереотипы гиперопеки в свою очередь начинают препятствовать социальному развитию ребенка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят помочь преодолеть эти типичные трудности семьи.

В связи с этим представляется актуальным рассмотреть конкретные методы и приемы формирования санитарно-гигиенических навыков детей с РАС, определить условия их успешного применения.                                                                                                         Данное исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (JI.C. Выготский). Путь к самостоятельности лежит в русле взаимодействия ребенка и взрослого и проходит через совместно-разделенное действие в процессе обучения санитарно-гигиеническим навыкам, в каждодневной жизни .

Основой для работы стали традиционный для российской специальной психологии комплексный подход к обучению и воспитанию ребенка с проблемами, опирающийся на понимание единства процесса когнитивного и аффективного развития ребенка; рассмотрение социально-бытового воспитания в связи с культурным развитием и эмоционально-смысловым контекстом обучения . Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при организации коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими РДА в условиях реабилитационного центра и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...

Формирование базовых учебных навыков у детей с раcстройством аутистического спектра на занятиях изобразительной деятельностью

Материал будет полезен для педагогов работающих с детьми инвалидами (психологам, дефектологам  и учителям ИЗО)...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...