Сотрудничество педагога с родителями детей с ОВЗ
методическая разработка (4 класс)
Сотрудничество педагогов с родителями детей с ОВЗ.
«От успеха в школе – к успеху в жизни!»
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
«От успеха в школе – к успеху в жизни!»
Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности.
Традиционные | Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Дни творчества детей и их родителей; ● Открытые уроки , мастер классы внеклассные мероприятия; ● Помощь в организации и проведении внеклассных дел . | ● Родительские тренинги ● Родительские конференции ● Дискуссии ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
- ошибки и неудачи детей;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
- собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить у ребенка с ОВЗ?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
4. Открытые уроки .
Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в семье.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
4. Мастер классы(проводятся в классе 2–3 раза в год совместно с детьми) – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
- Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
- День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
- Песни, которые пели и поют наши дети.
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с группой, состоящей из 8 человек, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего, оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
- Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка.
- Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь - самые лучшие дети в мире.
- Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.
- Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и продвижении в развитии ребенка.
- Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.
- Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в школе, так и вне нее.
- Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет.
- Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей - это может вызвать отрицательную реакцию.
Педагогам и родителям на заметку:
- если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.
В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...
Нетрадиционные формы сотрудничества педагога с родителями.
Нетрадиционные формы сотрудничества с родителями:- родительские чтения;- родительские вечера;- тематические встречи;- индтвидуальные и групповые консультации....
Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха
Статья на тему: "Сотрудничество педагогов-психологов и родителей как условие успешного развития детей с нарушением слуха"....
Консультации, рекомендации для педагогов и родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья".
В рамках Недели психологии в МАОУ СОШ № 18 г. Магадана были составлены рекомендации по работе, конструктивному взаимодействию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Данные консуль...
Доклад на тему: «Основные формы сотрудничества педагогов и родителей в системе дополнительного образования. "
к педсовету на тему:«Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями»...
«Методика сотрудничества педагога с родителями»
Так как я только начинаю свой путь в роли учителя начальных классов, вопрос сотрудничества педагога с родителями очень актуальный. Важно понимать все сложности данной сферы, ведь это непреме...
Формы и способы сотрудничества педагогов и родителей
В источнике описан алгоритм работы, который направлен на создание условий для активизации процесса воспитания и совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребёнка, его ...