Творческий проект "ЧУДЕСНЫЙ БИСЕР"
проект

Клюкина Зоя Анатольевна

Проект «Чудесный бисер» был построен так, чтобы дать детям с ментальными нарушениями в развитии представления о технике и значении бисерного рукоделия в их личном становлении. Бисероплетение – это один из видов искусства, достойный восхищения. Сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира декоративно-прикладного искусства является эффективной формой воспитания эстетических качеств у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.

Для детей с ментальными нарушениями в развитии характерна общая моторная неловкость, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. В процессе изготовления поделок из бисера развиваются сенсорно - моторные навыки, память, фантазия, воображение, художественный и эстетический вкус. Совместная творческая работа сплачивает детский коллектив, делает его более дружным. Развитие мелкой моторики способствует точным, координированным движениям кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Кроме того, развивается речь, что очень важно для детей с ментальными нарушениями в развитии. Подобная работа раскрывает индивидуальные особенности детей, позволяет им другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Учеными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность темы. Описание проблемы.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования, этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Наиболее оптимальной для развития способностей детей творчеству, является рукотворческая деятельность, которая интегрирует научно-технические и гуманитарные знания, содействует освоению закономерностей культуры, эстетики, целесообразности и гармоничности предметной и коммуникативной среды. Декоративно-прикладное творчество – это волшебная страна, где жизнь маленького человека делается интересной и насыщенной.

Проект «Чудесный бисер» был построен так, чтобы дать детям с ментальными нарушениями в развитии представления о технике и значении бисерного рукоделия в их личном становлении. Бисероплетение – это один из видов искусства, достойный восхищения. Сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира декоративно-прикладного искусства является эффективной формой воспитания эстетических качеств у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.

Для детей с ментальными нарушениями в развитии характерна общая моторная неловкость, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. В процессе изготовления поделок из бисера развиваются сенсорно - моторные навыки, память, фантазия, воображение, художественный и эстетический вкус. Совместная творческая работа сплачивает детский коллектив, делает его более дружным. Развитие мелкой моторики способствует точным, координированным движениям кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Кроме того, развивается речь, что очень важно для детей с ментальными нарушениями в развитии. Подобная работа раскрывает индивидуальные особенности детей, позволяет им другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Учеными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Поэтому работа по данному проекту является значимой и актуальной. В процессе обучения у детей с ментальными нарушениями развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются определённые качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают, бодрый эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом и результатов своей деятельности.

 При выборе творческого проекта я учитывала следующие требования: личные интересы детей, сложность и трудоёмкость, творческую самостоятельность, соответствие материально – техническим возможностям.

Цель и задачи Проекта

Цель Проекта: Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, к основам рукоделия и ознакомление с историей промысла.

     Задачи:

- Узнать историю возникновения ремесла бисероплетения;

- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, фантазию и творческое мышление;

- Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий;

- Научить читать простые и сложные схемы;

- Научить сочетать разные цвета, оттенки и фактуру бисера;

- Способствовать развитию усидчивости и внимательности;

- Учить доводить начатое дело до конца;

- Развивать навыки коммуникативного общения у детей.

 Участники Проекта

- Воспитатель Клюкина З. А. (руководитель проекта); отвечает за подготовку и организацию занятий.

- 10 детей группы №10 в возрасте от 13 до 17 лет.

                                       Тип проекта

Реализация проекта через организацию совместной творческой, поисковой и практической деятельности.

Познавательный, творческий, групповой.

 Срок реализации проекта

Долгосрочный, 2022 – 2023 учебный год

 Предполагаемый результат

- Изучить историю бисероплетения.

- Ребята получат новые доступные знания и умения по работе с бисером.

- У детей появится устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.

- Представить работы из бисера, выполненные в различных техниках плетения.

- Создание и оформление в группе альбома « Наше творчество».

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания.

Материально-техническое обеспечение

  1. Ноутбук.
  2. Конспекты мероприятий, бесед ;
  3. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  4. Дидактические игры;
  5. Выставка рисунков, поделок.
  6. Демонстрационные пособия: схемы бисероплетения, готовые изделия из бисера, книги, журналы, рисунки и др.

Этапы проведения и реализации проекта

I этап – подготовительный

Основная задача этапа – создать условия для успешной реализации проекта.

Первый этап включает в себя следующие шаги:

- Сбор информации и написание проекта;

- Подбор иллюстраций, готовых работ из бисера;

- Решение организационных вопросов.

II этап – основной

Реализация цели и задач проекта.

Работа направлена на организацию совместных досуговых мероприятий:  беседа, занятия, творческая деятельность.

III этап – заключительный

На данном этапе будет проведен анализ деятельности по реализации проекта:

- Подведение итогов, диагностика.

- Постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по изучению данной темы.

 

План мероприятий

мероприятия

сроки проведения

ответственные

  1. Вводное занятие «История возникновения ремесла - бисероплетение»

Цель:  Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного творчества - бисероплетение.

  1. Игровое занятие «Мастерилка» 

Цель: Знакомство с материалом и инструментами для работы с бисером. Техника безопасности при работе с инструментами.

Сентябрь

З. А.Клюкина

Основные техники плетения из бисера

  1. Беседа «Разновидности бисера»

Цель: Знакомство со способами производства бисера.

  1. Беседа + практическая работа  «Плоское параллельное плетение»

Цель: Знакомство с данной техникой плетения, умение работать по заданной схеме.

Октябрь

З. А.Клюкина

  1.  Творческая деятельность «Схематическое плетение листочка»

Цель: Умение читать схемы изделий и выполнять работу, с помощью техники плоского параллельного плетения.

  1. Час творчества «Бабочка»

Цель: Закрепление техники параллельного плетения, развитие мелкой моторики.

Ноябрь

З. А.Клюкина

  1.  Беседа + практическая работа «Игольчатое плетение»

Цель: Знакомство детей с техникой игольчатого плетения.

  1. Час творчества «Новогодняя елочка»

Цель: Совершенствование техники игольчатого плетения, формировать чувства прекрасного, эстетических качеств, прививать любовь к природе.

Декабрь

З. А.Клюкина

  1. Беседа + практическая работа «Петельное плетение»

Цель: Знакомство детей с техникой петельного плетения.     

  1. Час творчества + мини-выставка «Незабудки»

Цель: Развитие творческих способностей, закрепить технологию изготовления работы из бисера.

Январь

З. А.Клюкина

  1.  Беседа + практическая работа «Объёмное параллельное плетение»

Цель: Знакомство детей с техникой объемного параллельного плетения.

  1. Творческая деятельность «Груша»

Цель: Развитие творческой и трудовой активности, учить искусству плетения.

Февраль

З. А.Клюкина

  1. Беседа  «Французское плетение»

Цель: Знакомство детей с техникой французского плетения. 

  1. Час творчества «Лепестки орхидеи»

Цель: Знакомство с разнообразием цветов, закрепить технику кругового плетения.

Март

З. А.Клюкина

  1. Творческая деятельность «Орхидея»

Цель:  Совершенствование навыков работы с бисером, умение довести начатое дело до конца, поэтапный сбор орхидеи в один букет.

  1. Беседа + Час творчества «Фиалка»

Цель: Закрепление навыков французского и петельного бисероплетения.

Апрель

З. А.Клюкина

Музыкальный педагог

  1. Творческая деятельность «Фиалка»

Цель: Формирование знаний по основам композиции, освоение техники бисероплетения.

      2. Выставка коллективных  работ

  1. Создание и оформление альбома  «Наше творчество»

Цель: Привитие интереса к истокам народного творчества, пробудить у детей интерес к бисерному промыслу.

  1. Отслеживание и анализ результатов

Май

З. А.Клюкина

Для мониторинга были выбраны следующие критерии знаний детей:

№ п/п

Ф.И. ребенка

Критерии

Общий

результат

Знает  историю бисероп-летения

Называет

разновидности би-сера

Умеет пользова-ться схемами

плетения

Владеет техникой парал-лельного плетения

Владеет техникой игольчато-го плетения

Владеет техникой

французс-кого плетения

1

Васильев Константин

2

Волков

Павел

3

Глухов Алексей

4

Конецкий Акбар

5

Любушкин Алексей

6

Путинцев Михаил

7

Рычагов Даниил

8

Стрельников Дмитрий

9

Чекаев  

Антон

10

Ширинкин Александр

Оценка проводится по трехбалльной системе, где:

2 балла - знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы.

1 балл - знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы, на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.

0 баллов - ребенок не справляется с заданиями 

Общий результат выражается последующим степеням выраженности:

высокий уровень (В) – 10 - 12 баллов

средний уровень (С) – 7 – 9 баллов

низкий уровень (Н) – 0 - 6 баллов

Список литературы:

  1. Аполозова Л.М. Бисероплетение.- М.: Культура и традиции, 1997.-112с.
  2. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство, 2002, №3.-С. 33-35
  3. Бисероплетение. Ж. №11, 2010.
  4. Бисероплетение. Ж. №11, 2010.
  5. Божко Л.А. Бисер. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Мартин, 2004
  6. Виноградова Е. В. Бисер для детей (игрушки и украшения). - М.: Мартин, 2006
  7. Колокольцева С.В. Бисерное рукоделие// Дошкольное воспитание. 2007. №9
  8. Ляукина Н. Бисер. М.: Аст-Пресс, 1999.-174 с.
  9. Магина А.Р. Изделия из бисера. М.: ЭКСМО,2005.-120 с
  10. Мартынова Л.Б. Игрушки из бисера.- М.: Культура и традиции, 2006
  11. Ращупкина С.Ю. Бисер. Энциклопедия вышивки. С.Ю. Ращупкина.-М.: ОлмаМедиаГрупп, 2012
  12. Санчук Т. Г. Чудо-бисер. М.: Издательский дом «Толока», 2008
  13. Схемы из интернета
  14. Тимченко, Э.А. Бисерное рукоделие. Э.А. Тимченко.-Смоленск: Русич, 2005.-160 с.
  15. Титова И.Г. Коррекция мелкой моторики через работу с бисером// Дошкольная педагогика.2008. № 12
  16. Чиотти Д. Цветы и букеты из бисера. - М. Контэнт, 2009.
  17. Шнуровозова Т. «Цветы из бисера делаем сами» Ростов-на -Дону Издательский дом « Владис» 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Плетение фигурок из бисера

Плетение  объемных  фигурок  из  бисера -  крокодил,  мышка,  стрекоза....

Программа дополнительного образования "Волшебные бисеринки""

     Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» имеет художественно-эстетическую направленность.       Кружковые занятия п...

Творческий проект по технологии аппликация бисером "Цыпленок"

Свершенствование своих возможностей в области работы с бисером и проектной  деятельности; разработка и выполнение творческого проекта. познакомиться с использованием бисера в декоративно-прикладн...

Творческий проект «От истории бисера к современным изделиям»

Колье - это разновидность ожерелья. По правилам ювелирного дела, центральная часть этого украшения должна состоять из драгоценных камней. Но во всем мире широко используются и очень популярны колье из...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ «БАБОЧКА» ИЗ БИСЕРА

Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо - свет.Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер все ж...