Игра-путешествие по загадкам
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Игра путешествие по загадкам
Тема: Плавание на корабле «Русская загадка» (конкурсная программа для младших школьников)
Цель: знакомство учащихся с русским народным фольклором.
Предварительная подготовка: на листе ватмана рисуется карта, на которой отмечаются: пролив «Грамоты», полуостров «Растительный», залив «Художников», архипелаг «Звериный», порт «Пантомима», мыс «Птичий», бухта «Трудовая», остров «Отгадок».
Карта прикрепляется на доску. Предварительно дети повторяют русские загадки о грамоте, растениях, животных, орудиях труда и выполняют домашнее задание (см. по ходу конкурса).
Ход мероприятия
Ведущий. В мои руки случайно попала старинная карта.
К карте дан комментарий. В нем говорится, что на острове Отгадок спрятан целый клад. Отыскать его смогут ребята сообразительные, любознательные, отважные. А у нас много таких ребят. Попробуем отыскать этот клад?
Сейчас мы отправляемся в далекое плавание на корабле «Русская загадка». Я буду капитаном, а вы - членами команды корабля. Приготовьтесь к плаванию. Разделитесь поровну. Итак, звучит гудок, наше путешествие начинается.
За отправленные ответы команды получают «морские» звезды. В конце игры по количеству звезд определяется команда- победитель.
Пролив «Грамоты»
Загадки загадываются командам поочередно. Если одна команда не ответила - право хода передается другой.
1. Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный.)
2. Мал малышок, а мудрые пути указывает. (Перо.)
3. Черные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд - Сейчас заговорят. (Буквы.)
4. Какая водица только для грамотея годится? (Чернила.)
5. По черной земле белый заяц пробежал. (Мел.)
6. Без языка,
Без голоса,
А все расскажет. (Книга.)
7. У человека одно,
У ворона два.
У медведя нет ни одного. (Буква О.)
8. Чего нет в России,
Найдется в Москве,
Нет в Петербурге
А видно в Неве? (Буква В.)
Полуостров «Растительный»
Конкурс «Домашнее задание». Команды по очереди загадывают друг другу найденные ими русские народные загадки о растениях. Загадки могут быть такими:
1. Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба.)
2. Красненько, кругленько,
Листочки продолговаты. (Рябина.)
3. Не маменька родила,
А гостинцем оделила. (Яблоко.)
4. Маленький мужичок –
Костяная шубка. (Орех.)
5. Стоит древо кудряво:
Кто подойдет,
Того обоймет. (Репейник.)
6. Во лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
7. Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк:
Бросить - жалко,
Съесть - сыро. (Груздь.)
8. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая зеленеет. (Смородина - черная и красная.)
Залив «Художников»
Командам дается бумага и фломастеры. Ведущий зачитывает загадки, нужно нарисовать отгадки. Звезду получает команда, которая это сделает быстрее и лучше.
1. Поднялись врата,
Всему миру красота. (Радуга.)
2. Летит огненная стрела.
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Молния.)
3. Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут. (Месяц.)
4. Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никому не собрать:
Ни попам,
Ни дьякам,
Ни нам, забиякам. (Звезды.)
5. Без него плачемся,
А как появится –
От него прячемся. (Солнце.)
6. Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (Дождь.)
7. Белая морковка
Зимой растет. (Сосулька.)
8. Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья.)
Архипелаг «Звериный»
Для проведения этого конкурса необходимы игрушки зверей и животных - мягкие, резиновые, пластмассовые. Загадки загадываются командам по очереди. Члены команды совещаются 30 секунд, затем выбирают игрушку-«отгадку» и показывают ее. Игрушки должны быть самые разные, не только «отгадки».
1. Не земледелец,
Не кузнец,
Не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь.)
2. Хвост крючком,
Рыло пятачком,
В два ряда пуговицы. (Свинья.)
3. На горе на Брынской
Лежит зверь богатырский,
Усы как у туркая,
Гладенькая шкурка. (Кот.)
4. Из-под кустика хватыш. (Волк.)
5. Зимой беленький,
А летом серенький. (Заяц.)
6. Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лиса.)
7. Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)
8. Среди двора
Стоит копна,
Спереди вилы,
Сзади метла. (Корова.)
Порт «Пантомима»
Заранее подготовленные учащиеся показывают загадку-пантомиму. Нужно назвать игрокам не только загадку, но и отгадку. Команда, которая это сделает быстрее, получает звезду.
Девочка держит в руках веточки, шевелит ими, чтобы «дрожали». («Никто не пугает, а вся дрожит». (Осина.))
Мальчик, одетый в широкополую шляпу, стоит на одной ноге.
Стоит Антошка
На одной ножке.
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб.)
На мальчике халат, к которому прикреплены бумажные заплатки. Девочка их снимает и «плачет».
Стоит поп на грядках,
Весь в заплатках,
Кто раздевает –
Слезы проливает. (Лук.)
Стоит девочка в зеленом платье. К ней подходит другая девочка, прикасается и резко отдергивает руку. («Не огонь, а жжется», «Какую траву и слепой знает?» (Крапива.)
Мыс «Птичий»
Ведущий произносит часть загадки. Задача игроков - досказать и назвать отгадку. Команда, сделавшая это быстрее, получает звезду.
1. Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
2. Начальник не велик,
А долго спать не велит. (Петух.)
3. Пестрая крякуша
Ловит лягушек. (Утка.)
4. На шесте дворец,
Во дворце певец. (Скворец.)
5. Днем молчит,
Ночью кричит. (Филин.)
6. Ходит Машка,
На ней сорок рубашек. (Курица.)
Бухта «Трудовая»
На листе ватмана крупными буквами написаны названия орудий труда, инструментов. Перед началом этого конкурса ватман прикрепляется к доске. Ведущий называет загадку. Задача игроков - выбрать из предложенных вариантов отгадку. Звезду получает команда, которая это сделает первой.
Слова, написанные на листе ватмана: тиски, гвоздь, лопата, молоток, топор, наперсток, спицы, игла, пила, долото, ножницы, веретено, коловорот, прялка.
1. Два братца -
Одно сердце. (Ножницы.)
2. На одной яме
Сто ям с ямой. (Наперсток.)
3. Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено.)
4. Бьют Ермилку
Что силы по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь.)
5. Барыня-княгиня
Весь мир нарядила,
А сама нагая ходит. (Игла.)
6. Кочет голенаст,
Кланяться горазд. (Топор.)
7. Кума ела-ела дуб
И сломала себе зуб. (Пила.)
8. Сам худ –
Голова с пуд. (Молоток.)
Остров «Отгадок»
Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий. Ребята, вот мы и подплыли к острову «Отгадок». Осталось последнее испытание, и клад в ваших руках. Вам было дано домашнее задание - найти русские народные загадки о посуде и утвари. Сейчас я буду называть предметы посуды и утвари, а вы должны назвать об этом предмете загадку. Вам разрешается пользоваться записями, которые вы сделали дома. Звезду получает команда, первой назвавшая загадку.
Ковш
1. Утка в море –
Хвост на заборе.
2. Сам с вершок,
Голова с горшок.
3. Рыба в море,
А хвост на земле.
Самовар
1. Медный бес
На стол залез.
2. По краям вода,
А в середине огонь.
3. Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
Терка
1. Идет свинья из Саратова,
Вся исцарапана.
2. Лежит Свинка,
Исколота спинка.
Ложка
1. Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
2. Поцелую, полижу
И опять положу.
3. Волокут кривульку
Через тын да на улку.
Нож
1. Маленький мужичок –
Костяная ручка.
2. Без рук, без ног –
Лапшу крошит.
Коромысло
1. Ни свет ни заря
Пошел, согнувшись, со двора.
2. Гибкий лес на плечи залез.
3. Горбатый кот Бабе плечи трет.
Ведра
1. В избу идут - плачут,
Из избы - скачут.
2. Две галочки
Сидят на одной палочке.
3. На улице - бряк,
Загрохочут - звяк,
А обратно пойдут –
Слезы потекут.
Сито, решето
1. Новая посудина –
Вся в дырках.
2. В лесу снято,
В дому гнуто,
Посередине заплетено.
Ведущий. Посчитайте свои звезды. У кого больше? Команда, получившая наибольшее количество звезд, побеждает и имеет право открыть сундук с кладом. А что в сундуке? Отгадайте загадку и узнаете:
Мы - машинки, мы - зверушки,
Куклы, шарики, хлопушки,
А зовемся все - ... (игрушки).
Дети получают призы - игрушки, приготовленные родителями к игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....
Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"
Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...
игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"
Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...
Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"
Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...
Путешествие по железной дороге (игра-путешествие)
Осуществлять профессионально-ориентационное воспитание младших школьников.Усвоение моральных и правовых норм поведения через овладение правилами дорожного движения.Формировать у учащихся навыки сотруд...
Классный час "Путешествие на планету Добра" (игра - путешествие с элементами проектной деятельности)
Цель мероприятия: способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, ознакомить с правилами доброты, показать важность добрых поступков в жизни человека, учить доброжелательности, стремлению понимать д...
Игра - путешествие "Тайны и загадки 7 планет"
Внеклассное мероприятие для 3 класса по мотивам сказки " Антуана де Сант Экзюпери "Маленький принс"...