Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"
статья (4 класс) по теме
Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и познакомит с новыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-puteshestvie_po_skazkam_narodov_mira_4_klass.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие
"Путешествие в мир сказок"
Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска; презентация с фотографиями поэтов и писателей и картинками из сказок народов мира. К мероприятию дети и ведущий готовят книги различных авторов, рисуют красочные иллюстрации к сказкам, делают аппликации с изображениями героев сказок.
Ход мероприятия
I. Вступительная беседа.
Ведущая: Сегодня у нас необычный урок - путешествие в добрый, веселый, волшебный чудесный мир сказок. Трудно сказать, где впервые появилась сказка, мы не можем назвать имени того древнего русича, который первым рассказал сказку «Аленький цветочек» или «Иван – царевич и Серый волк». Мы не знаем, в чьем творческом воображении родились царевна – лягушка, жар – птица, баба – яга. У многих народов есть сказки с похожими героями.
Еще в Древнем Египте, можно было услышать рассказ о том, как герой, чтобы добыть себе невесту, должен был на своем коне допрыгнуть до окна красавицы, сидящей высоко над землей. Но мы можем точно сказать, что у каждого народа и во Франции, и в Китае, и на Руси были люди, которые сказки слушали, а были люди, которые сказки рассказывали. По-разному называли их в народе – скальды, трубадуры, ашуги, старинщики, сказители. Это новые для вас слова, теперь вы знаете, что они обозначают.
Сказитель – так называют рассказчика сказок на Руси. Это мастер, знаток русского слова, выдающийся исполнитель, которого всегда ценили и уважали. Особым уважением пользовались сказочники на промыслах. На севере, в Сибири осенью и зимой мужчины отправлялись в море, в тайгу, на лесозаготовки или охоту. Световой день для работы был короток, приходилось коротать долгие зимние вечера и, собравшись в одной избушке. Люди ждали встречи со сказкой. Вот тут-то и выступали на сцену сказочники или старинщики (от слова старина). Их обязательно приглашали с собой на промысел. Кроме того, сказкам придавалось и магическое значение. Считалось, что сказки отвлекают лесных духов и лучше идет охота. Сказки рассказывались, чтобы водяной не сердился и разрешил пользоваться богатством моря. Сказители знали много сказок и эти сказки, рассказанные нашим прабабушкам, потом бабушкам и мамам, читаем сейчас и мы.
II. Встреча со сказкой
Ведущая: И мне сегодня тоже захотелось побывать в роли сказителя и рассказать вам сказку.
Сказка о богатом купце
В некотором царстве, в некотором государстве жил был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камней, золотых и серебряных монет. Но главное свое богатство хранил он за семью дверями, восемью замками. И были этим богатством – сказки. Каждый раз требует купец новую сказку. Послушает, ухмыльнется себе в усы и спрячет сказку в сундук. Совсем не осталось на земле сказок. А купец только и кричит: «Давай сказку».
Вот однажды, пришел к купцу мудрец и говорит: «Я расскажу тебе новую сказку, но длинную, длинную”.
Обрадовался купец, приготовился слушать. Начал свою сказку мудрец: «Жил был купец. И была у купца одна забава – собирал он сказки и прятал их в тяжелые сундуки”.
– Дальше, дальше, – кричит купец.
– А дальше, я завтра расскажу, – отвечает мудрец.
На следующий день мудрец продолжает:
– Глупая это была забава, но не понимал этого толстый барин и каждый день требовал новую сказку.
– Дальше, дальше, – кричит купец.
– А дальше я завтра продолжу – говорит мудрец.
На следующее утро опять мудрец приходит к своему господину.
– Не тяни, рассказывай быстрее, – просит купец.
Да только начал мудрец говорить, как догадался он, что смеются над ним, одурачили его. Считал он себя умным человеком и не выдержал злой шутки. Стал он дуться, надуваться, да и разорвался на части. С тех пор полетели сказки во все концы земли. Каких только сказок там не было: и сказки о животных, и о детях, и о растениях, и бытовые сказки, и волшебные. Люди ловили эти сказки, так друг другу рассказывали, а некоторые переделывали и записывали. А мы с вами их прочитали и к себе в гости позвали.
III. Встреча с героем сказки
Ведущая: А вот и первый гость.
(под музыку входит Буратино)
Буратино:
– Здравствуйте, ребята!
– Сколько гостей у вас сегодня!
– А вы узнали меня? Как меня зовут?
– А из какой я сказки? Кто ее автор?
– Ой, да у вас тут и дверь, которую я ищу. К этой двери подходит мой золотой ключик. Попробуем ее открыть
Ведущий:
– Подожди, подожди Буратино. Ты очень торопишься открыть чудесную дверь.
– Вспомни, сколько тебе пришлось выдержать испытаний, прежде чем ты нашел дверь в сторожке папы Карло.
– Пусть и ребята попробуют пройти через некоторые препятствия, ведь дверь в сказку так просто не открывается.
Буратино:
– А какие препятствия?
Ведущий:
– Давай, сначала проверим: хорошо ли они знают твою сказку ,
Викторина: «Да – Нет» по сказке «Приключения Буратино» А Толстого.
- Сказку про Буратино написал С. Михалков? (нет)
- Алексей Толстой? (да)
- Отца Буратино зовут Джузеппе? (нет)
- Отца Буратино зовут Папа Карло? (да)
- Буратино познакомился с куклами в театре? (да)
- Хозяина театра звали Карабас-Барабас? (да)
- Пьеро был злой и страшный? (нет)
– А кто был злой и страшный? - Пьеро любил Мальвину? (да)
- Мальвина сбежала из театра? (да)
- Ей помогали лиса Алиса и кот Базилно? (нет)
- В Страну дураков Буратино повели лиса и кот? (да)
- Буратино вырастил золотое дерево?(нет)
- Золотой ключик дала Буратино крыса Шушара? (нет)
– А кто дал Буратино золотой ключик? - Черепаха Тортила жила в болоте? (да)
- Буратино открыл потайную дверь?(да)
- Свершилась мечта Карабаса-Барабаса? (нет)
- Победила доброта и дружба? (да)
Ведущий: Молодцы, ребята. Эту сказку вы знаете, И ты, Буратино, можешь открыть нам сказочную дверь. Увидим, что нас ждет дальше.
Открывается палата
Смотрим, чем она богата,
Нет ли там чудовища,
Есть ли там сокровища.
Ведущий (открывает дверцы на «раскладушке»): За этой сказочной дверью много интересных заданий заготовлено. И первое задание приготовила для ребят наш школьный библиотекарь Наталья Валентиновна Шашлова. Ты, Буратино, отдохни, а ребятам предстоит ответить на ее вопросы.
IV. Задание библиотекаря (слово библиотекарю школы)
Библиотекарь:
– Какие бывают сказки?
Ответы детей: волшебные, о животных, бытовые сказки, народные, литературные.
– Я к вам на урок шла, книги несла, да видно черная кошка через дорогу перебежала и все книжки перепутала. Как теперь разобраться, где сказки, а где не сказки?
Детям предлагаются несколько книг, среди которых ребята отбирают сказки и объясняют, почему они выбрали их. Свои ответы дети обосновывают, опираясь на иллюстрации на обложках, название книги, фамилии авторов (Пушкин, Гауф, Гримм, Перро), на оглавление, предисловие. Оформляется выставка книг.
– Выставка книг отличная получилась. Но, я знаю, что вы тоже не с пустыми руками на занятие пришли. Много сказок приготовили, давайте теперь вас послушаем.
V. (Выходит ученица в костюме Жар-птицы)
Я медведя не боюсь,
От лисы я схоронюсь,
Улечу и от орла
Не догонит в два крыла.
А боюсь я только слез,
Ночью дождика и рос.
И от них умчусь я
За леса и за моря.
Свету, Солнцу я сестрица
А зовут меня … (Жар-птица.)
Вопросы:
– В какой сказке пела эту песню Жар-птица?
(А. Толстой «Жар-птица»)
Ведущая: Но Жар-птица у нас непростая. Хвост у нее такой чудесный, и перья у хвоста непростые, а заколдованные. Наверно, каждый бы хотел получить перо Жар-птицы. А для этого нужно их расколдовать, а это очень просто. Кто ответит на вопрос пера, тот его расколдует и в награду получит.
А первое перо получит тот, кто скажет, в каких еще сказках есть этот персонаж. («Иван-царевич и серый волк», « Жар-птица и Василиса царевна»).
Вопросы на перьях
- Назовите имя несчастного юноши, о котором идет речь в отрывке? Почему с ним приключилась беда?
«…В один миг юноша стал так же безобразен. Туловище съежилось и едва удерживало огромную бесформенную голову с большими вытаращенными глазами и широким безобразным ртом. Вместо косы сзади повис деревянный плащ, при помощи которого можно было управлять нижней челюстью…»(Молодой Дроссельмейер из сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король») - Где вы встречались с этим персонажем и кто автор сказки?
«…Был одет во все желтое с Ног до головы, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик…»
(Принц Лимон из сказки Д. Родари «Приключения Чипполино») - Кто это? Где вы с ней встречались? Кто автор этого произведения?
«…Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, пока наконец не превратилась в женщину, из миллионов снежных звездочек, она была так привлекательна и нежна, изо льда, из ослепительного снежного льда, и все же живая...»
(Снежная королева из сказки «Снежная королева» Г.Х. Андерсена) - А что это за чудовище? Из какой сказки?
«…Руки кривые, на руках когти, ноги лошадиные. спереди-сзади горбы, весь лохматый от верху до низу. Изо рта торчали кабаньи клыки, а глаза были совиные...»
(Зверь лесной, чудо морское. «Аленький цветочек» С. Аксаков) - Как имя этого персонажа? Кто автор сказки?
«…Неужели это он? Глаза у него стали меньше, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом был такой же, как семь лет назад, совсем маленький...»
(Карлик Нос из сказки В. Гауфа) - Назови фамилию автора и название сказки, в которой есть эти строки.
«…Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем, у нее бедной, руки окостенели и пальчики побелели...»
(Одоевский «Мороз Иванович») - Вы, конечно, знаете героев сказки «Огниво» Сколько собак встретил солдат в подземелье, и, какие глаза были у каждой собаки? Кто автор этой сказки?
(У первой собаки – чайные блюдца,у второй – как мельничные колеса, у третьей – как башни Г.Х. Андерсен «Огниво»)
Ведущий: Перья Жар-птицы мы расколдовали. Про героев сказок составлено много загадок. Попробуйте-ка их отгадать.
Загадки
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
вытащил Он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор … (Айболит)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена – … (Крокодил)
Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок – … (Винни-Пух)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется … (Чебурашка)
VI. Интеллектуальная игра
(Дети разделились на 2 команды. В игре 3 тура. Итоги подводит жюри)
Вопросы первого тура
На доске иллюстрации к сказкам.
- Маша и медведь
- Мороз Иванович
- Лиса и журавль
- Кот, лиса и петух
- Красная шапочка
- Бременские музыканты
1. Вопрос
– В какой из этих сказок есть персонаж, который мог бы так сказать:
– Раздень меня, разуй меня!
– Ты меня, работушка, не бойся. Я тебя не трону!
(Ленивица из сказки «Мороз Иванович»)
2. Вопрос.
– Послушайте песенку. Ее поет маленькая веселая девочка. Назовите ее имя. Из какой она сказки. (звучит песенка про Красную шапочку)
(Красная шапочка).
Вопросы 2 тура
На доске изображения следующих героев сказок:
- Карлсон
- Карандаш
- Красная Шапочка
- Щелкунчик
- Айболит
- Царевна-лягушка
- Петух
- Незнайка
1. Вопрос
– Кто не знает этой сказки, сказки о добром отзывчивом сердце. Никакие преграды не страшны ему, идущему на помощь другим. Назови героя известной сказки К.И. Чуковского. (Доктор Айболит)
2. Вопрос
– Этот герой очень популярный персонаж в народных и литературных сказках о животных. То его украла лиса, то он сам гонит лису из избушки, помогая бедному зайцу. Это о нем загадка.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Петух)
Вопросы 3 тура
На доске портреты поэтов и писателей.
- Валентин Катаев
- Аркадий Гайдар
- Владимир Маяковский
- Александр Пушкин
- Лев Кассиль
- Александр Блок
- Лев Толстой
1. Вопрос
Кому из авторов принадлежат эти строки?
Лета, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
(В. Катаев «Цветик-семицветик»)
VII. Подведение итогов.
Ведущая: Ребята, занятие наше заканчивается, но ваше путешествие не заканчивается. Оно только начинается, ведь вам еще предстоит встретиться с героями очень многих сказок. Давайте отправимся в путь на паровозике с песней «Голубой вагон».
Мероприятие заканчивается исполнением песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Хоровод сказок"
Обобщение знаний учащихся по пройденным разделам в игровой форме. Цели урока: способствовать развитию логического мышления, совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к чтению, к книге; развив...
Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"
Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные знания ) и обогащать читательский опыт учеников ....
в мире любимых сказок
мероприятие проводила в гпд с первоклассниками. весь материал им доступен, интересен и понятен....
Загадки про героинь сказок
Материал для викторины по сказкам. Собраны загадки про героинь, поэтому удобно составить викторину к празднику 8 Марта....
КВН "Знатоки сказок"
Цели: побудить интерес к чтению;расширить кругозор;развивать воображение, находчивость, смекалку, творческие и сценические способности....
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....