"Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
методическая разработка (1 класс)
В данном материале раскрыта важность формирования экологической культуры у детей в коррекционной общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальность формирования экологической культуры у детей | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дмитриева Марина Владимировна -
воспитатель высшей
квалификационной категории
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат
г. Владимира для детей с тяжелыми
нарушениями речи»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы о необходимости формирования экологической культуры у детей дошкольного и младшего школьного возраста, осознанного правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, по причине того, что никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. Проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Ключевые слова: экология, экологическая культура, экологическое воспитание, экологическая грамотность, экологическое сознание.
Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы,
Так глядит на нас природа, будто просит
Нашей помощи, защиты и любви.
(Е. Евтушенко).
Экология – это то, что окружает каждого из нас. На современном этапе вопрос активного взаимодействия человека с природой вырос в экологическую проблему. Ученые предупреждают, что если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.
Спасать мир, по мнению М.М. Пришвина, нужно не гордостью человека от осознания собственной возвышенности над миром низших существ, а соединением творческих начал своего сознания и творческого бытия в целостном мировом творческом акте. В этом и есть высокий гуманистический смысл существования человека в природе. [1]
Дошкольный и младший школьный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Поэтому в наши дни экологическое воспитание детей приобретает огромную актуальность.
Целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе, к людям, охраняющим ее и к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Главные задачи - подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства. [2]
Экологическое воспитание для детей дошкольного возраста имеет следующее значение:
- вырабатывает ответственность за сохранение природы;
- воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
- дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
- предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
- направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Экологическое воспитание включает два аспекта: передача детям экологических знаний и их трансформация в отношения с окружающим миром.
В детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Так например, на занятии по ознакомлению с цветущими растениями Владимирской области воспитанникам было представлено рассматривание гербария. Дети воодушевленно, радостно искали цветы, которые ранее встречали на даче. Перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас.
Формирование экологической культуры будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
- передавать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе;
- формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними;
- развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения.
Осознанное правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так, чтобы дети, любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого. Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться красотой - это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности».
Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что «добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». [3]
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Малыши восхищаются красотой бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Воспитанникам необходимо объяснить, что насекомые и маленькие животные беззащитны, а дети более сильные, надо пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Например, во время прогулки в городском парке детям была представлена такая ситуация: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора. В результате наблюдений мы подвели детей к пониманию того, кто мог нанести вред растениям и оставить мусор, и объяснили, что поврежденное или сломанное растение не может развиваться как здоровое, его рост прекращается.
Экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. У детей развивается познавательный интерес - они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает у них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления об особенностях растений и их связи со средой обитания.
Важное место в экологическом воспитании детей принадлежит играм. Одним из возможных вариантов является маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Например, через спектакль «История в осеннем лесу» герои белочка, ежик и волк расскажут детям о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада или школы, выращивание растений, забота о животных могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. В возрасте 5 - 8 лет самостоятельность детей интенсивно нарастает и становится возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.
Научить детей видеть красивое – дело непростое, но выполнимое, если в союзники взять родителей. Взрослые сами искренне любят природу и бережно относятся к ней, они смогут передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Существует множество способов просвещения взрослых: индивидуальные консультации с родителями, педагогические ширмы с практическими советами и статьями «Не засоряй природу», разъясняющими азы экологической теории, правила поведения в природе, логическими задачами экологического содержания для решения дома с детьми, например: «После сильного дождя на асфальт выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать? А также экологические акции «Смастерим скворечник», «Поможем птицам зимой», круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Как педагоги, так и родители должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает. Природа помогает людям жить и радует их, поэтому в детях необходимо воспитывать экологическую культуру, умение вести себя в природе и осознавать себя ее частью.
Вопросами экологического воспитания дошкольников и младших школьников занимаются все педагоги ОО. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей в ходе ознакомления с окружающим миром. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Литература:
1. М. Пришвин. Повести и рассказы.[prishvin.lit-info.ru, электронный ресурс].
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Мозаика-Синтез» 2014 г. с. 162.
3. Педагогические идеи В А Сухомлинского. [studfiles.net электронный ресурс].
4. Киреева Л. Г.Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий. «Учитель» 2017 г.
5. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников «Сфера» 2011 г.
6. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
7. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. -
8. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004
9. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
10. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
12.Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
13. Конелл, Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми / Конелл Дж.- электрон. тестовые данные.- Режим доступа: http://www.ecosystema.ru.
14. Захарова, Е. А. Экологическое воспитание младших школьников Е. А. Захарова //Нач. шк. - 1996.
15. Павленко, Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Е.С. Павленко // Нач. шк. - 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...
Представление опыта по теме: «Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей младшего школьного возраста»
Учитель начальных классов Жигарева Г.М.....
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста....
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...