Рабочая программа внеурочной деятельности Азбука дорожного движения
рабочая программа
Материал для учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 71.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _______________2022 года протокол №___
Председатель _________________ А. Ю. Толмачёв
Подпись руководителя ОО Ф.И.О.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Азбука дорожного движения»
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования),утверждённого приказом МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 г., Основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы (1- 4 класс), социальное направление / авт. сост. Н. К. Королева. – Полысаево, 2012. – 43с.,ориентирована на воспитание сознательного отношения к Правилам дорожного движения, обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории: Драгунова Л.А.
с. Преградное
Пояснительная записка
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою активность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Цель программы:
- охрана жизни и здоровья детей,
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы.
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
Дети должны знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки;
3. сигналы светофора;
4. виды транспорта;
5. причины ДТП;
6. правила движения на велосипеде;
7. правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
3. объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Принципы, лежащие в основе разработки программы
- - систематическое изучение правил дорожного движения,
- - осознанность в их усвоении,
- - постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии возрастными возможностями обучающихся.
Срок реализации программы - 4 года
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1 класс – 33 часа в год
2, 3, 4 классы – по 34 часа в год
Формы проведения мероприятий:
- тематические занятия
- игровые уроки
- практические занятия в «городах безопасности»
- конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
- настольные, дидактические и подвижные игры
- оформление маршрутных листов «Школа – дом»
- конкурсы рисунков и стенгазет
- игра «Безопасное колесо»
- посвящение первоклассников в пешеходы
- проведение уроков по ПДД
- тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Ожидаемые результаты.
- Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
- Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
- Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Раздел | Всего часов | В том числе | форма контроля | |
теория | прак тика | ||||
Участники дорожного движения | 8 | 3 | 5 | Игра-викторина | |
Виды пешеходных переходов | 4 | 1 | 3 | Подвижная игра | |
Светофор и его сигналы | 4 | 2 | 2 | Экскурсия | |
Дорожные знаки | 4 | 1 | 3 | Игра-викторина | |
Виды транспорта | 4 | 1 | 3 | Дидактическая игра | |
Мы пассажиры | 3 | 1 | 2 | Тематическая игра | |
На загородной дороге | 2 | 1 | 1 | Игра – путешествие | |
Безопасные места для детских игр | 2 | 1 | 1 | Конкурс рисунков | |
Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 | 1 | Праздник | ||
Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) | 1 | 1 | Экскурсия | ||
ИТОГО: | 33 | 11 | 22 |
Содержание программы
1 класс
33 часа (1 час в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)
Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? Первоклассник как самостоятельный пешеход.
Рассказ о городе, микрорайоне, где живут и ходят в школу дети.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой.
Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).
Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).
Правила движения пешеходов по тротуару.
Праздник: «Посвящение в пешеходы».
Раздел 2: Виды пешеходных переходов (4 ч)
Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход».
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.
Раздел 3: Светофор и его сигналы (4 ч)
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков, разметки.
На нерегулируемых перекрёстках. Нерегулируемые перекрестки являются опасным местом для участников дорожного движения. Почему? Правила перехода нерегулируемых перекрестков. Линии пешеходного нерегулируемого перехода. Осевая линия.
Раздел 4: Дорожные знаки (4 ч)
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация.
Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).
Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».
Информационно-указательные: место остановки общественного транспорта. Пешеходные переходы.
Знаки сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон».
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
Понятие «транспортные средства». Виды наземного транспорта.
Транспортные средства общего и личного пользования.
Специальные машины. Их назначение. Машины-помощники.
Раздел 5: Виды транспорта (4 ч)
Пассажиром быть наука. Понятие «пассажиры». Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности.
Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая».
Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.
Раздел 6: Мы пассажиры (3 ч)
Правила посадки в транспорт и выхода из него. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства. Переход улицы при выходе из трамвая, автобуса.
Раздел 7: На загородной дороге (2 ч)
Дорога. Проезжая часть. Обочина. Пешеходная дорожка – место движения пешеходов.
Места перехода дороги. Переход через железнодорожный переезд. Место перехода пешехода через железнодорожные пути. Дорожные знаки. Запрещение хождения по рельсам, насыпям, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2 ч)
Дорога — не место для игр. Опасности, возникающие при игре в футбол или хоккей на проезжей части или около нее (мяч или шайба выкатываются к движущемуся автомобилю, ребенок, бегущий за ними, не видит его).
Опасность катания на лыжах или санках с горок, выходящих на дорогу (ребенок и водитель не ожидают появления друг друга, изменить направление движения трудно из-за скользкого покрытия). Опасность «пустынной улицы».
Машины во дворе вашего дома.
Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля (сигналы поворота, сигналы движения задним ходом). Выход из подъезда во двор. Игровые площадки и стоянки автомобилей.
Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». (1 ч)
Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) (1 ч)
Практическое ознакомление с ПДД пешеходов на улицах и дорогах, на перекрестках.
Наблюдение за средствами регулирования движения на перекрестках, за движением транспортных средств на перекрестках, за движением пешеходов на перекрестках. Выявление нарушителей правил перехода.
Практические занятия: переход улиц на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор ошибок. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | № | Дата | Тема занятий | Кол-во теоретич часов | Кол-во практич часов |
Раздел 1: Участники дорожного движения (8 часов) | |||||
1 | 1 | Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | 1 | ||
2 | 2 | Наш город, район, где мы живём. Настольная игра | 1 | ||
3 | 3 | Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Игры на внимание. | 1 | ||
4 | 4 | Мы идём в школу. Дидактическая игра | 1 | ||
5 | 5 | Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). | 1 | ||
6 | 6 | Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар) | 1 | ||
7 | 7 | Правила движения пешеходов по тротуару. Экскурсия | 1 | ||
8 | 8 | Посвящение в пешеходы. Игра - викторина | 1 | ||
Раздел 2: Виды пешеходных переходов (4 часа) | |||||
9 | 1 | Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра». Дидактическая игра | 1 | ||
10 | 2 | Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход». Конкурс рисунков | 1 | ||
11 | 3 | Правила перехода дороги. Самый безопасный переход. Игра - викторина | 1 | ||
12 | 4 | Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». Подвижная игра | 1 | ||
Раздел 3: Светофор и его сигналы (4 часа) | |||||
13 | 1 | Светофор – наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. | 1 | ||
14 | 2 | Виды светофоров (транспортный и пешеходный). Настольная игра | 1 | ||
15 | 3 | Регулировщик – наш помощник. Аппликация | 1 | ||
16 | 4 | На нерегулируемых перекрёстках. Экскурсия | 1 | ||
Раздел 4: Дорожные знаки (4 часа) | |||||
17 | 1 | Наши друзья – дорожные знаки. Викторина | 1 | ||
18 | 2 | Предупреждающие знаки. Игра «Проверь себя» | 1 | ||
19 | 3 | Запрещающие знаки. Игра- викторина «Угадай - ка» | 1 | ||
20 | 4 | Знаки особого предписания и знаки сервиса | 1 | ||
Раздел 5: Виды транспорта (4 часа) | |||||
21 | 2 | Виды наземного транспорта. Тематическое лото | 1 | ||
22 | 2 | Транспортные средства общего и личного пользования. | 1 | ||
23 | 3 | Специальные машины. Конкурс загадок | 1 | ||
24 | 4 | Машины-помощники. Дидактическая игра | 1 | ||
Раздел 6: Мы пассажиры (3 часа) | |||||
25 | 1 | Пассажиром быть наука. Тематическая игра | 1 | ||
26 | 2 | Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. Экскурсия | 1 | ||
27 | 3 | Правила посадки в транспорт и выхода из него. | 1 | ||
Раздел 7: На загородной дороге (2 часа) | |||||
28 | 1 | Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке. Игра - путешествие | 1 | ||
29 | 2 | Переход через железнодорожный переезд. | 1 | ||
Раздел 8: Безопасные места для детских игр (2 часа) | |||||
30 | 1 | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | 1 | ||
31 | 2 | Где можно кататься и машин не опасаться? Конкурс рисунков | 1 | ||
32 | Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». | 1 | |||
33 | Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) | 1 |
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Раздел | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
Движение пешеходов и их обязанности | 8 | 2 | 6 | Проект | |
Дорога. Правила перехода дороги | 13 | 6 | 7 | Викторина | |
Дорожные знаки | 7 | 4 | 3 | Игра | |
Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. | 4 | 2 | 2 | Инсценирование | |
Праздник «Правила дорожные знать каждому положено». | 1 | 1 | |||
Экскурсия «Виды дорожной разметки». | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 34 | 14 | 20 |
Содержание программы
2 класс
34 часа (1 час в неделю)
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности (8 ч)
Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). Уважение друг к другу – одно из главных условий безопасности на дороге.
Правила движения пешеходов по тротуару. Знакомство с дорожным знаком «Пешеходная дорожка» (4.5). Безопасный путь в школу.
Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Движение пешеходов группами. Правила поведения детей при движении в группе. Движение по дорогам может быть безопасным и опасным, причины ДТП. Решение практических и учебных задач на изучаемую тему.
Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги. (13 ч)
Дороги бывают асфальтовые и грунтовые. Дорога за городом имеет проезжую часть и обочины. Части городской дороги: тротуары и проезжая часть с полосами движения. По краю тротуара проложен бордюр. Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).
Пешеходная и велосипедные дорожки. Перекресток.
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями.
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.
Правила перехода дороги в отсутствии пешеходного перехода и на перекрестках. Типичные ошибки пешеходов при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Раздел 3: Дорожные знаки (7 ч.)
Наши друзья – дорожные знаки. Назначение дорожных знаков, их классификация. Повторение дорожных знаков, изученных в 1 классе. Выбор знака для обозначения пешеходного перехода. Места установок дорожных знаков. Группы дорожных знаков, их внешний вид, отличие, назначение.
Предупреждающие: «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23).
Запрещающие: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено».
Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.
Информационные знаки.
Изготовление макетов дорожных знаков.
Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков и дорожной разметки.
Раздел 4: Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров (4 ч.)
Транспортные средства общего пользования. Знакомство с понятием «остановка». Остановка общественного транспорта — зона повышенной опасности. Правила ожидания транспортного средства. Обозначение остановок транспортных средств (указатель, дорожные знаки). Знакомство с дорожными знаками: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (5.16); «Место установки трамвая» (5.17). Правила посадки и высадки пассажиров автобуса. Правила безопасного перехода дороги после выхода из транспортных средств общего пользования. Опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства Поведение пассажиров в салоне автобуса.
Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». (1ч.)
Экскурсия по городу: «Виды дорожной разметки» (1ч.)
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | № | Дата | Тема занятий | Кол-во теоретич часов | Кол-во практич часов |
Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности (8 часов) | |||||
1 | 1 | Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения. | 1 | ||
2 | 2 | Правила движения пешеходов. Дидактическая игра | 1 | ||
3 | 3 | Безопасный путь в школу. Составление схемы | 1 | ||
4 | 4 | Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. Игра - викторина | 1 | ||
5 | 5 | Движение пешеходов группами. Экскурсия | 1 | ||
6 | 6 | Занятие на транспортной площадке. | 1 | ||
7 | 7 | Внимание, опасность! Подвижные игры | 1 | ||
8 | 8 | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой». | 1 | ||
Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги (13 часов) | |||||
9 | 1 | Дороги бывают разные. Тематическая игра | 1 | ||
10 | 2 | Дорога за городом. | 1 | ||
11 | 3 | Дорожная разметка. | 1 | ||
12 | 4 | Части дороги. Игра «Догадайся» | 1 | ||
13 | 5 | Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. | 1 | ||
14 | 6 | Перекресток. Игра - соревнование | 1 | ||
15 | 7 | Светофоры для водителей и пешеходов. Викторина | 1 | ||
16 | 8 | Светофор регулирует движение. | 1 | ||
17 | 9 | Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». | 1 | ||
18 | 10 | Правила перехода дороги. Тест | 1 | ||
19 | 11 | Конкурс рисунков «Я и дорога». | 1 | ||
20 | 12 | Разбор дорожных ситуаций. | 1 | ||
21 | 13 | Викторина «Дорожный калейдоскоп». | 1 | ||
Раздел 3: Дорожные знаки (7 часов) | |||||
22 | 1 | Наши друзья – дорожные знаки. Конкурсная программа | 1 | ||
23 | 2 | Запрещающие знаки. | 1 | ||
24 | 3 | Предупреждающие знаки. | 1 | ||
25 | 4 | Предписывающие знаки и знаки особых предписаний. | 1 | ||
26 | 5 | Информационные знаки | 1 | ||
27 | 6 | Изготовление макетов дорожных знаков. | 1 | ||
28 | 7 | Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки». | 1 | ||
Раздел 4: Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров (4 часа) | |||||
29 | Виды транспортных средств общего пользования. Поведение пассажиров в салоне автобуса. Тематические игры | 1 | |||
30 | Правила ожидания транспортного средства. | 1 | |||
31 | Правила посадки и высадки из общественного транспорта. | 1 | |||
32 | Переход дороги после выхода из общественного транспорта. Инсценирование | 1 | |||
33 | Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». | 1 | |||
34 | Экскурсия: «Виды дорожной разметки». | 1 |
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Раздел | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Участники дорожного движения | 6 | 2 | 4 | Проект |
2 | Движение пешеходов и их обязанности | 7 | 3 | 4 | Проект |
3 | Мы пассажиры | 4 | 2 | 2 | Проект |
4 | Светофор и его сигналы | 5 | 2 | 3 | Проект |
5 | Дорожные знаки | 7 | 1 | 6 | Проект |
6 | Транспортные средства | 5 | 2 | 3 | Проект |
Итого | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
3 класс
34 часа (1 час в неделю)
Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)
История велосипеда, его общее устройство. Что нужно знать о велосипеде для безопасной езды на нем. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.
Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы.
Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.
Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).
Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!
Акцентировать внимание на дорожные знаки, умение ориентироваться в дорожной обстановке. Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей?
Раздел 2: Движение пешеходов и их обязанности (8 ч)
Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.
Формировать представление о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором. Подземный и наземный пешеходный переходы, их обозначения. Дорожные знаки «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход».
Правила перехода дороги при наличии этих переходов.
Действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами (синими проблесковыми маячками и звуковыми сиренами).
Раздел 3: Мы пассажиры (3 ч)
Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем.
Какие транспортные средства называют маршрутными? Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутное такси.
Остановка автобуса и троллейбуса. Ее обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила поведения на остановке. Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из автобуса или троллейбуса.
Раздел 4: Светофор и его сигналы (4 ч)
Дать понятие «перекрёсток». Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями.
Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. Для чего нужен светофор? Виды светофора. Сигналы светофора. Как работает 3-секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором.
Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством.
Раздел 5: Дорожные знаки (7 ч.)
Назначение дорожных знаков. Объяснить значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (информационно-указательный), «Подземный пешеходный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы» (всего 7 знаков).
Раздел 6: Транспортные средства
Почему опасно внезапно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля. Трамвайная остановка. Ее обозначение, отличие трамвайной остановки от автобусной. Как правильно пройти на трамвайную остановку. Правила поведения на трамвайных остановках.
Правила для пассажиров трамвая при посадке, в вагоне и при выходе. Правила перехода дороги после выхода из трамвая. Маршрутное такси. Его отличие от маршрутного автобуса. Как правильно пользоваться маршрутным такси. Правила пользования легковым автомобилем (посадка, поездка, высадка).
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | № | Дата | Тема занятий | Кол-во теоретич часов | Кол-во практич часов | ||||||
Раздел 1: Участники дорожного движения (6 ч.) | |||||||||||
1 | 1 | Ты – велосипедист. Дидактическая игра | 1 | ||||||||
2 | 2 | Дорога глазами водителей. | 1 | ||||||||
3 | 3 | Для чего нужны правила дорожного движения. Тест | 1 | ||||||||
4 | 4 | Улица полна неожиданностей. Разбор ситуаций | 1 | ||||||||
5 | 5 | Почему на улице опасно? | 1 | ||||||||
6 | 6 | Проект № 1 «Зелёная дорога». | 1 | ||||||||
Раздел 2: Движение пешеходов и их обязанности (7 ч.) | |||||||||||
7 | 1 | Дорога в школу и домой. | 1 | ||||||||
8 | 2 | Твой ежедневный маршрут. Разработка собственного маршрута | 1 | ||||||||
9 | 3 | Где можно и где нельзя играть. Подвижные игры | 1 | ||||||||
10 | 4 | Пешеходные переходы | 1 | ||||||||
11 | 5 | Где еще можно переходить дорогу | 1 | ||||||||
12 | 6 | Движение по дороге в группе. экскурсия | 1 | ||||||||
13 | 7 | Проект № 2 «Правила для пешеходов» | 1 | ||||||||
Раздел 3: Мы пассажиры (4 ч.) | |||||||||||
14 | 1 | Обязанности пассажиров | 1 | ||||||||
15 | 2 | Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. Тематическая игра | 1 | ||||||||
16 | 3 | Поездка на различных видах транспорта | 1 | ||||||||
17 | 4 | Проект № 3 «Обязанности пассажиров» | 1 | ||||||||
Раздел 4:Светофор и его сигналы (5 ч.) | |||||||||||
18 | 1 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | ||||||||
19 | 2 | Регулировщик и его сигналы. Разбор слайд-шоу | 1 | ||||||||
20 | 3 | Светофор – наш помощник | 1 | ||||||||
21 | 4 | «А зеленый – проходи!». Викторина | 1 | ||||||||
22 | 5 | Проект № 4 «Добрый светофор» | 1 | ||||||||
Раздел 5: Дорожные знаки (7 ч.) | |||||||||||
23 | 1 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | 1 | ||||||||
24 | 2 | Учусь читать дорожные знаки. Игра лото | 1 | ||||||||
25 | 3 | Дорожные знаки в моей окрестности. Экскурсия | 1 | ||||||||
26 | 4 | Разбор дорожной ситуации на макете. | 1 | ||||||||
27 | 5 | Расставь дорожные знаки на перекрёстке. Настольная игра | 1 | ||||||||
28 | 6 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | ||||||||
29 | 7 | Проект № 5 «Дорожные знаки» | 1 | ||||||||
Раздел 6: Транспортные средства (5 ч.) | Почему дети попадают в дорожные аварии. | ||||||||||
30 | 1 | Остановочный путь и скорость движения | 1 | ||||||||
31 | 2 | Поездка на автобусе и троллейбусе. Разыгрывание ситуаций | 1 | ||||||||
32 | 3 | Поездка на трамвае и других видах транспорта. Разыгрывание ситуаций | 1 | ||||||||
33 | 4 | Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. | 1 | ||||||||
34 | 5 | Проект № 6 «Виды транспорта» | 1 |
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Раздел | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теория | практика | ||||
1 | Участники дорожного движения | 7 | 3 | 4 | Проект |
2 | Движение пешеходов и их обязанности | 5 | 1 | 4 | Проект |
3 | Мы пассажиры | 5 | 2 | 3 | Проект |
4 | Светофор и его сигналы | 6 | 2 | 4 | Проект |
5 | Дорожные знаки | 5 | 5 | Проект | |
6 | Транспортные средства | 6 | 1 | 5 | Проект |
Итого | 34 | 9 | 25 |
Содержание программы
4 класс
34 часа (1 час в неделю)
Раздел 1: Участники дорожного движения (8 ч)
Рассмотреть, кто является участником дорожного движения. Роль и обязанности участников дорожного движения. Проезжая часть – место работы водителей. Почему происходят дорожно-транспортные происшествия (ДТП)? Как водитель видит пешеходов-нарушителей? Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения.
Раздел 2: Движение пешеходов и их обязанности (8 ч)
Объяснить правила движения по улицам групп детей, которые должны идти по тротуару, пешеходной дорожки, а если их нет – по обочине, но лишь днём и в сопровождении взрослых. Переход улицы по пешеходному переходу по одному и группами.
Отработка практических навыков движения по дороге в группе. ; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Разбор конкретного маршрута.
Город, поселок, в котором мы живем. Познакомить с основными улицами в микрорайоне школы.
Объяснить, почему на улице опасно. Для чего надо знать и выполнять Правила дорожного движения.
Рассмотреть элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения.
Объяснить, как правильно ходить по тротуару, переходить дорогу.
Один помогает другому (не можешь сам перейти улицу – попроси взрослого помочь).
Дисциплина на улице – залог безопасного движения. Будь внимательным и осторожным!
Раздел 3: Мы пассажиры (3 ч)
Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине?
Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.
Какие существуют запрещения при перевозке людей? Особенности перевозки учащихся на грузовых автомобилях. Оборудование кузова сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».
Правила посадки и высадки учащихся.
Правила поведения учащихся при перевозке их на грузовых автомобилях.
Раздел 4: Светофор и его сигналы (4 ч)
Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке.
Из истории светофора.
Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. Ознакомить учащихся с историей появления светофора, развивать интерес к технике, совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Раздел 5: Дорожные знаки (7 ч.)
Мы учимся соблюдать правила дорожного движения – настольные игры, макеты.
Экскурсии по городу (поселку). Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. Движение транспорта на загородной дороге.
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).
Раздел 6: Транспортные средства
Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.
Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.
Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.
Преимущественное право проезда специальных автомобилей.
Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | № | Дата | Тема занятий | Кол-во теоретич часов | Кол-во практич часов |
Раздел 1: Участники дорожного движения (7ч.) | |||||
1 | 1 | Участники дорожного движения – это… | 1 | ||
2 | 2 | Как пешеходы и водители поделили дорогу. Игра - сказка | 1 | ||
3 | 3 | Почему дети попадают в дорожные аварии. Разбор ситуаций | 1 | ||
4 | 4 | Предупредительные сигналы | 1 | ||
5 | 5 | Дорожные ловушки. Тест | 1 | ||
6 | 6 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. | 1 | ||
7 | 7 | Проект № 1 «Регулируемая дорога». | 1 | ||
Раздел 2: Движение пешеходов и их обязанности (5 ч.) | |||||
8 | 1 | Движение учащихся группами и в колонне. | 1 | ||
9 | 2 | Движение по дороге в группе. Экскурсия | 1 | ||
10 | 3 | Кодекс выживания городского пешехода. Инсценирование | 1 | ||
11 | 4 | КВН «Клуб внимательный пешеход». | 1 | ||
12 | 5 | Проект № 2 «Безопасность пешеходов». | 1 | ||
Раздел 3: Мы пассажиры (5 ч.) | |||||
13 | 1 | Перевозка людей. | 1 | ||
14 | 2 | Правила перевозки детей в легковом транспорте. Дидактическая игра | 1 | ||
15 | 3 | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | 1 | ||
16 | 4 | Поездка за город. Игра - викторина | 1 | ||
17 | 5 | Проект № 3 «Безопасность пассажиров». | 1 | ||
Раздел 4: Светофор и его сигналы (6 ч.) | |||||
18 | 1 | «Красный, желтый, зеленый» - викторина | 1 | ||
19 | 2 | Виды светофоров. Тест | 1 | ||
20 | 3 | Нерегулируемые перекрестки. | 1 | ||
21 | 4 | Регулируемые перекрестки. | 1 | ||
22 | 5 | Сигналы регулировщика. Тест | 1 | ||
23 | 6 | Проект № 4 «История светофора» | 1 | ||
Раздел 5: Дорожные знаки (5 ч.) | |||||
24 | 1 | Предупреждающие знаки. Викторина | 1 | ||
25 | 2 | Запрещающие знаки. Викторина | 1 | ||
26 | 3 | Различные предназначения дорожных знаков. Тест | 1 | ||
27 | 4 | «Чтобы не было беды». Тематическая игра | 1 | ||
28 | 5 | Проект № 5 «Дорожные знаки в моей окрестности» | 1 | ||
Раздел 6: Транспортные средства (6 ч.) | |||||
29 | 1 | Оборудование автомобилей специальными приборами | 1 | ||
30 | 2 | Остановочный путь и скорость движения. Игры на движение | 1 | ||
31 | 3 | Автотранспорт. Выставка рисунков | 1 | ||
32 | 4 | Мототранспорт. Выставка рисунков | 1 | ||
33 | 5 | Велотранспорт. Выставка рисунков | 1 | ||
34 | 6 | Проект № 6 «Ситуации на дороге». | 1 |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по ВР
. ___________ Пасечная Н.В.
_________________2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожных знаков".
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге. Освоение Правил дорожного движения, а также основ б...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы.
Программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" для начальной школы....
Программа по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» (по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Разработчикучитель начальных классов Басс Наталья МихайловнаЦель Профилактика детского ...
Совместное занятие учащихся кружка внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" и родителей
Мама, папа и Я –знатоки дорожного движения!(совместная игра родителей и детей кружка внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»)Цель:• довести до родителей требования п...
Рабочая программа внеурочной деятельности. «Азбука дорожного движения»
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Программа внеуроччной деятельности «Азбука дорожного движения» 3 класс
Программа внеуроччной деятельности «Азбука дорожного движения» по профилактике дорожно – транспортного травматизма для 3 класса ....