Классный час "Законы дружбы" (4 класс)
классный час (4 класс)
Классный час «Законы дружбы» по форме является тренингом, состоящий из различных упражнений, формирующих и совершенствующих умения и навыки обучающихся. В планируемых результатах данной формы деятельности на первое место выдвигаются не предметные, а личностные и метапредметные УУД, что характерно для классного часа.
Упражнения составлены таким способом, что обучающиеся на протяжении всего классного часа работают и самостоятельно, и в группах. Тема занятия актуальна, ведь четвертый класс — последняя ступень начальной школы, когда представления ученика о дружбе необходимо направить в правильную сторону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Законы дружбы" (4 класс) | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Законы дружбы» в 4 классе.
Разработала: Теплова Екатерина Сергеевна (2020 г. Санкт-Петербург).
Форма классного часа: Тренинг. Особенность этой формы заключается в планомерно осуществляемой программе различных упражнений, формирующих и совершенствующих умения и навыки, а также повышающих эффективность учебной деятельности обучающихся. Тренинг опирается на следующие принципы:
- личностно ориентированный принцип. Ученик – главное действующее лицо.
- здоровьесберегающий принцип. Обучающиеся чувствуют себя комфортно, не испытывают стрессовых ситуаций. Каждый ученик делает свой выбор, так как считает нужным. Далее при обсуждении он может согласиться, а может не согласиться с членами своей группы.
- деятельностно-ориентированный принцип. Для выбора нужного решения необходимо активизировать свою мыслительную деятельность.
- проблемно-диалогический принцип. В обсуждения возникают проблемы, решение которых происходит в диалоге.
Тренинг – это такая форма воспитательной работы, которая способствует формированию личностных и метапредметных результатов. А это одно из важных требований ФГОС НОО.
Актуальность темы (для учеников 4 классов): к концу начальной школы у обучающихся вырабатываются социальные навыки, формируются первые круги знакомств, на основе общих интересов, контакты со сверстниками приобретают более серьёзный характер. Поэтому им необходимо привить правильное представление о дружбе и культуре общения, помочь избежать разочарования и недопонимания.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать этические чувства, исследовать и описывать эмоциональные состояния и эмоции окружающих; воспринимать речь учителя (одноклассников), напрямую не обращенную к ученику;
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе; выражать собственные мысли, высказывать и аргументировать свою позицию;
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; составлять план решения учебной проблемы: выстраивать последовательность необходимых операций; проводить анализ проведённой работы; выделять этапы и оценивать меры освоения каждого, находить ошибки, определять их причины;
Познавательные: анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу и применять свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи; ориентироваться на возможность решения определённых учебных задач различными методами;
Ход классного часа:
Вступительная часть:
Учитель: «Сегодня мы будем обсуждать очень важную тему. Мы поговорим о дружбе и её законах, но для начала предлагаю вам подумать над вопросами и высказать свои мысли по данной теме».
Упражнение №1 «Мозговой штурм»
– Как вы, ребята, понимаете слово «дружба»?
Работа над понятием «дружба». «Дружба — это ...» что такое дружба?
Между кем она может быть?
Как найти друга и не потерять его?
Как вы считаете, есть ли законы в дружбе?
Каким по вашему мнению должен быть друг?
А каким ты должен быть другом?
- Ребята, как вы думаете, какие могут быть правила дружбы?
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, доверяют свои секреты, когда им интересно друг с другом. Дружба нужна как детям, так и взрослым на протяжении всей жизни.
Упражнение №2 «Продолжи пословицу»
Учитель: «О дружбе есть много пословиц. Сейчас я буду читать вам начала пословиц, а вы будете их закачивать [17].
Человек без друзей, что дерево… (без корней);
Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей);
Друзья познаются … (в беде);
Не бросай друга … (в несчастье);
Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь);
Старый друг … (лучше новых двух);
Дружба в делах … (помощница).
Учитель: «Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудной ситуации, который разделяет с тобой все радости и горести».
Но нужно учитывать, что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы.
Основная часть:
Упражнение №3 «Сформулируй правила дружбы»
Учитель: «Сейчас мы с вами постараемся сформулировать основные законы дружбы. Для этого я разделю вас на несколько мини-групп по 3-4 человека. Каждой группе будет выдана история, помогающая определить один раскрытый в ней закон. Но перед тем, как начать, напоминаю вам правила работы в группе:
- Работать должен каждый на общий результат;
- Один говорит, другие слушают;
- Уважаем мнение каждого члена группы;
- Своё несогласие высказываем вежливо;
- Работаем тихо, чтобы не мешать другим группам».
История для группы №1:
Жили-были два брата Саша и Витя. Они были самыми лучшими друзьями и никогда не ссорились. Однажды Саша сильно заболел гриппом, он лежал на кровати, не вставая несколько дней. А Витя часто приходил к нему в комнату, веселил его, приносил ему воды и уговаривал поесть. Вскоре Саша выздоровел и был очень благодарен брату. (Закон: помогай другу в беде).
История для группы №2:
Настя и Катя-лучшие подруги. Как-то раз Катя не смогла пойти гулять с Настей, и сказала ей, что заболела. Настя очень сильно переживала и решила принести фруктов больной подруге. Но когда она пришла к ней, подруги дома не оказалось. Катя должна была уехать с родителями на дачу и подумала, что будет лучше сказать, что заболела. Потом она поняла, что поступила неправильно, потому что очень расстроила свою подругу, сказав неправду. (Закон: не обманывай друга).
История для группы №3:
Никите подарили родители на день рождения велосипед, который он так давно хотел. Он рассказал об этом своему другу Дане и тот за него порадовался. (Закон: умей с другом разделить радость).
История для группы №4:
Две подруги Света и Лена отправились на пикник. Лена знала, что к вечеру может начаться дождь, поэтому взяла дождевик. Она не хотела, чтобы её подруга промокла и поэтому взяла для неё зонт. Таким образом, она доказала Свете, что к ней относится также трепетно, как и к себе. (Закон: относись к другу как к себе).
История для группы №5:
Как-то раз мальчик по имени Кирилл гулял со своей подругой Настей. Она рассказывала ему историю о том, как ездила в зоопарк с бабушкой. Когда Настя задала вопрос своему другу, то поняла, что он её не слушал, потому что отвлёкся на телефон. Тогда девочка обиделась. Вскоре Кирилл понял, что был не прав, извинился перед Настей и попросил рассказать историю заново. (Закон: умей признавать свои ошибки).
История для группы №6:
Один мальчик по имени Лёша во время прогулки решил позвать к себе в гости пятерых друзей. Он позвал всех, кроме Ксюши, которой сказал, что не может её пригласить, так как уже и так много человек. Тогда её лучшая подруга отказалась к нему идти, чтобы Ксюша не осталась одна на улице. (Закон: не предавай друга).
На выполнение данного упражнения детям даётся пять минут. Затем член каждой команды выходит к доске, читает историю, которая досталась его группе и формулирует закон. Все дети слушают каждую команду и записывают законы в тетради. При этом учитель корректирует законы, которые выявили ученики и даёт классу правильные формулировки под запись.
Учитель: «Молодцы, ребята! Вы справились с эти заданием и сформулировали шесть законов дружбы. Запишите ещё три закона и попробуйте придумать историю, в которой будет отражён каждый из них:
- Не смейся над недостатками друга;
- Умей принять совет, помощь;
- Останови друга, если он делает что-то плохое».
Ученики по желанию рассказывают классу получившиеся истории, а одноклассники в свою очередь пытаются определить к какому из трёх законов они относятся.
После выполнения данного упражнения ученикам предлагается написать каждый закон на лепестках, выполненных из листов цветной бумаги, а затем склеить их всех с серединой и получившийся цветок приклеить в классный уголок. Таким образом, дети смогут в любой момент прочитать и повторить правила дружбы.
Упражнение №4 «Расскажи про своего друга»
Учитель: «А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, в которой вы сможете рассказать всем о том, как вы лично в жизни использовали правила дружбы или как это делали ваши друзья. Для этого давайте сядем в круг и каждый по очереди поделиться своим опытом исполнения законов дружбы.
Дети по порядку рассказывают о себе или о своём друге и называют закон дружбы, который чаще всего им приходилось соблюдать. Перед выполнением данного упражнения учитель повторяет правила работы в группе. Когда ребёнок рассказывает что-либо всему классу, ему тяжело сосредоточиться из-за волнения и неуверенности в себе, поэтому важно объяснить всем ученикам, что необходимо с уважением относиться ко всем одноклассникам и не перебивать во время чужого рассказа.
Упражнение №5 «Моделирование ситуации»
Учитель: «Ребята, мы с вами изучили правила дружбы и теперь давайте проверим как вы их усвоили. Представьте, как бы вы поступили в той или иной ситуации».
Если бы я обидел своего друга, то я…
Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…
Если бы мой друг обидел меня, то я…
Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…
Если бы у меня были конфеты, то я…
Если бы твой друг сломал твою любимую игру, то я…
Если бы мне друг рассказал секрет, то я…
Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…
Если мой друг не умеет решать задачи, то я…
В данном упражнении учитель проверяет применение законов дружбы в жизни, направляет на правильный выход из ситуаций и указывает на ошибки. Такое упражнение можно провести и в начале урока для того, чтобы увидеть изменился ли подход учеников к разрешению различных ситуаций в дружеских отношениях.
Заключительная часть:
Учитель: «На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Давайте подведём итоги. Друг – это тот человек, который тебя всегда поддержит, поможет в трудную минуту, будет разделять с тобой горести и радости. Друзья нужны каждому человеку на протяжении всей жизни. А для того, чтобы дружба была крепкой, необходимо соблюдать её законы. Теперь вы все их знаете и можете поделиться ими со своими друзьями, чтобы ваша дружба всегда оставалась подлинной. Всем спасибо за активное участие в занятии!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дружба-чудесное слово" 1 класс
Сценарий классного часа для 1 класса, проведённого в рамках конкурса "Самый классный классный"....
Классный час"Дружба в нашем классе"
"Дружба в нашем классе"...
Классный час "Дружба с 4 класса"
Классный час для учащихся 4 класса можно провести к дню Святого Валентина. Сначала команды (мальчики и дневочки) выполняют различные задания, а потом предлагается выбрать себе "пару"....
классный час "Дружба чудесное слово" для учащихся 1 класса
открытый классный час с презентацией...
Классный час "Дружбой крепко дорожить" (внеурочная работа, 2 класс)
Классный час проводится в рамках внеурочной работы -программа "Развитие речи через внеурочную деятельность". Разработка создавалась совместно с учителем начальных классов Копыловой Елены Викторовны....
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе.
Классный час "Дружба дороже богатства" для 4 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....
Классный час 2 класс "Дружба дороже всего..."
Классный час "Дружба дороже всего..."...