Выступление на педсовете
статья

Денисенко Виктория Анатольевна

Экологическое воспитание – формирование экологической культуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Экологическое воспитание – формирование экологической культуры школьников.

С1. Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.

В свое время философ Дени Дидро писал: " Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашей звучит чудная музыка". К.Д.Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней: " Все это помогает возгореться искрами любви к Отечеству". Разумная деятельная любовь к природе - одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.

С2. Основная задача экологического образования и просвещения - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Особенно это актуально для начальной школы, где закладываются основы целостного представления о природе, формируется научное отношение к окружающей природной среде, усваиваются нормы поведения и навыки элементарных экологически грамотных действий.

 Разумное, бережное, ответственное отношение ребёнка к окружающему миру может быть воспитано тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными экологическими знаниями, экологической культурой, является носителем экологического сознания.

С3. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:

- семья;

- детские дошкольные учреждения;

- школа;

-внешкольные воспитательные учреждения;

-воспитательная работа в летний период;

- средства массовой информации;

- самовоспитание.

Для решения проблем экологического воспитания учащихся начальных классов использование возможностей воспитательной работы постоянно совершенствуется, преобразуется в соответствующей ситуации конкретных условий их реализации.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

С. 4.   Нормативно-правовая база, регламентирующая экологическое воспитание в системе образования Российской Федерации

Важные задачи государственной политики в сфере экологии:

- охрана окружающей среды;

- ответственное природопользование;

- активная вовлеченность граждан, общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем.

С 5. Нормативные документы международного уровня:

• Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (1972);

• Всемирной стратегии охраны природы (1980);

• «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» (1991).

• Концепция устойчивого развития (1992).

С.6.  Нормативные документы, отмечающие важность непрерывного экологического образования:  

  • Экологическая доктрина (2002);
  • Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);
  • Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012);
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

С.7   Модель выпускника школы:

  • экологическая культура (понимания ими ценности природы, проявление чувств и природоохранительной деятельностной активности, сформированных на основе общей культуры и национально регионального материала);
  • экологическая ответственность (Это комплекс правовых мер по возмещению и предупреждению вреда природной среде. В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение.);

  • экологическая деятельность   (это и есть природопользование);
  • активная жизненная позиция   (устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью);
  • осознание общечеловеческих ценностей: «Доброта», «Здоровье», «Культура», «Ответственность», «Милосердие», «Семья» и др.;
  • готовность к продолжению экологического образования.

        С 8. Экологизация образовательного процесса  происходит через  переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

        В программах  экологического воспитания определены 3 направления работы, которые включают в себя следующий комплекс  мероприятий.

Направления реализации программы

Познавательное

Исследовательское

Практическое

дидактические игры  и беседы

 заочные путешествия

викторины

интегрированные уроки по разным предметам

посадка деревьев и кустарников

озеленение класса

подкормка птиц

Экскурсии

Наблюдения

 опыты

проекты


        Конечно, в младшем школьном возрасте, ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не  одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы,  необычное в привычном – вот задача учителя.

        Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, а значит, для этого нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т. д.

        Работа по формированию экологической культуры школьников проводится в системе, с использованием с учётом преемственности. В работу включаются не только школьники, но и их родители. Это и совместные субботники, озеленение класса, помощь в изготовлении кормушек для птиц, защита экологических проектов.

С 9.        Систему своей работы я  разработала в нескольких этапах.

  • Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое; обращение к имеющемуся  личному опыту детей; показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель  указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.
  • С 10. Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания  у младших школьников – использование сюрприза, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течении определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания.
  • Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное  и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается так же в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить.

С.11  Применение теоретических знаний на практике, позволиляет продуктивно подготовить учащихся к участию в школьных, Всероссийских  олимпиадах, конкурсах.

С.12 , 13 , 14 У ребят в процессе систематической, целенаправленной работы  повышаютя знания о деревьях и кустарниках родного края, лекарственных растениях, которые обладают целебными  свойствами  и как их использовать при необходимости, знают какую пользу приносят «Витамины на грядках» и как их вырастить.

С.15 Процесс формирования ответственного отношения ученика к природе реализовывается за счет интеграции экологических знаний с содержанием различных учебных дисциплин, а также за счет сознания момента радости от общения ребенка с природой.

С.16- 19

Основными видами деятельности учителя и учащихся на занятиях являются:

- использование дифференцированных заданий;

- работа в бригадах;

- проведение развивающих дидактических игр;

-применение нестандартных заданий и заданий на смекалку;

-экскурсии и учебные прогулки, заочные путешествия;

- конструирование, моделирование, раскрашивание и рисование;

- нестандартные уроки;

- участие в конференциях, защита экологических проектов.

Используя разные способы организации деятельности детей, задания

дифференцируются по:

-степени самостоятельности уч-ся;

-характеру помощи уч-ся;

- форме учебных действий.

Способы дифференциации  могут сочетаться друг с другом, а задания

могут предлагаться учащимся на выбор.

Привету примеры дифференцированных заданий:

№1. 1 класс, тема « Кто такие птицы?»

У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днем.

Задание для 1-й группы: прочитайте загадку, отгадайте ее; найдите эту птицу

на странице учебника.

Задание для 2-й группы: прочитайте и отгадайте загадку, по каким признакам

вы узнали птицу? Найдите ее на таблице и в рабочей тетради

С.20

 Общепринято считать, что воспитание любви к своей Родине начинается с воспитания любви к природе, о чем мы иногда, к большому сожалению, забываем. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....