Выступление на педсовете
статья
Экологическое воспитание – формирование экологической культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
Экологическое воспитание – формирование экологической культуры школьников.
С1. Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.
В свое время философ Дени Дидро писал: " Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и в душе нашей звучит чудная музыка". К.Д.Ушинский считал природу важнейшим фактором по силе воздействия на личность, писал о ее влиянии на человека, умении видеть и чувствовать ее, ощущать духовное единение с ней: " Все это помогает возгореться искрами любви к Отечеству". Разумная деятельная любовь к природе - одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства.
С2. Основная задача экологического образования и просвещения - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Особенно это актуально для начальной школы, где закладываются основы целостного представления о природе, формируется научное отношение к окружающей природной среде, усваиваются нормы поведения и навыки элементарных экологически грамотных действий.
Разумное, бережное, ответственное отношение ребёнка к окружающему миру может быть воспитано тогда, когда педагог, осуществляющий этот процесс, сам обладает достаточными экологическими знаниями, экологической культурой, является носителем экологического сознания.
С3. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
-внешкольные воспитательные учреждения;
-воспитательная работа в летний период;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
Для решения проблем экологического воспитания учащихся начальных классов использование возможностей воспитательной работы постоянно совершенствуется, преобразуется в соответствующей ситуации конкретных условий их реализации.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
С. 4. Нормативно-правовая база, регламентирующая экологическое воспитание в системе образования Российской Федерации
Важные задачи государственной политики в сфере экологии:
- охрана окружающей среды;
- ответственное природопользование;
- активная вовлеченность граждан, общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем.
С 5. Нормативные документы международного уровня:
• Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) (1972);
• Всемирной стратегии охраны природы (1980);
• «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» (1991).
• Концепция устойчивого развития (1992).
С.6. Нормативные документы, отмечающие важность непрерывного экологического образования:
- Экологическая доктрина (2002);
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002);
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012);
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
С.7 Модель выпускника школы:
- экологическая культура (понимания ими ценности природы, проявление чувств и природоохранительной деятельностной активности, сформированных на основе общей культуры и национально регионального материала);
- экологическая ответственность (Это комплекс правовых мер по возмещению и предупреждению вреда природной среде. В основе экологической ответственности лежит экологическое правонарушение.);
- экологическая деятельность (это и есть природопользование);
- активная жизненная позиция (устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью);
- осознание общечеловеческих ценностей: «Доброта», «Здоровье», «Культура», «Ответственность», «Милосердие», «Семья» и др.;
- готовность к продолжению экологического образования.
С 8. Экологизация образовательного процесса происходит через переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
В программах экологического воспитания определены 3 направления работы, которые включают в себя следующий комплекс мероприятий.
Направления реализации программы | ||
Познавательное | Исследовательское | Практическое |
дидактические игры и беседы заочные путешествия викторины интегрированные уроки по разным предметам | посадка деревьев и кустарников озеленение класса подкормка птиц | Экскурсии Наблюдения опыты проекты |
Конечно, в младшем школьном возрасте, ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном – вот задача учителя.
Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, а значит, для этого нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями и т. д.
Работа по формированию экологической культуры школьников проводится в системе, с использованием с учётом преемственности. В работу включаются не только школьники, но и их родители. Это и совместные субботники, озеленение класса, помощь в изготовлении кормушек для птиц, защита экологических проектов.
С 9. Систему своей работы я разработала в нескольких этапах.
- Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое; обращение к имеющемуся личному опыту детей; показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.
- С 10. Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрприза, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течении определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания.
- Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается так же в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить.
С.11 Применение теоретических знаний на практике, позволиляет продуктивно подготовить учащихся к участию в школьных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах.
С.12 , 13 , 14 У ребят в процессе систематической, целенаправленной работы повышаютя знания о деревьях и кустарниках родного края, лекарственных растениях, которые обладают целебными свойствами и как их использовать при необходимости, знают какую пользу приносят «Витамины на грядках» и как их вырастить.
С.15 Процесс формирования ответственного отношения ученика к природе реализовывается за счет интеграции экологических знаний с содержанием различных учебных дисциплин, а также за счет сознания момента радости от общения ребенка с природой.
С.16- 19
Основными видами деятельности учителя и учащихся на занятиях являются:
- использование дифференцированных заданий;
- работа в бригадах;
- проведение развивающих дидактических игр;
-применение нестандартных заданий и заданий на смекалку;
-экскурсии и учебные прогулки, заочные путешествия;
- конструирование, моделирование, раскрашивание и рисование;
- нестандартные уроки;
- участие в конференциях, защита экологических проектов.
Используя разные способы организации деятельности детей, задания
дифференцируются по:
-степени самостоятельности уч-ся;
-характеру помощи уч-ся;
- форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания
могут предлагаться учащимся на выбор.
Привету примеры дифференцированных заданий:
№1. 1 класс, тема « Кто такие птицы?»
У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на ветке светлым днем.
Задание для 1-й группы: прочитайте загадку, отгадайте ее; найдите эту птицу
на странице учебника.
Задание для 2-й группы: прочитайте и отгадайте загадку, по каким признакам
вы узнали птицу? Найдите ее на таблице и в рабочей тетради
С.20
Общепринято считать, что воспитание любви к своей Родине начинается с воспитания любви к природе, о чем мы иногда, к большому сожалению, забываем. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"
Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....
Выступление на педсовете
В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...
Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"
В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...
Как помочь ребенку хорошо учиться . Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете в МБОУ СОШ№27...
выступление на педсовете
Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...
Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"
Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....
Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"
Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....
- Мне нравится (1)