"Преподобный Сергий Радонежский-игумен Земли Русской"
методическая разработка (4 класс)
Данный материал нацелен на привитие обучающимся на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине. Материал рекомендован для изучения на классном часе и уроке ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergiy_radonezhskiy_-igumen_zemli_russkoy.docx | 41.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Преподобный Сергий Радонежский - игумен Земли Русской»
Цель:
привитие обучающимся на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлечение внимания подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.
Задачи:
- заложить интерес к изучению истории своей страны и православной культуры;
- познакомить обучающихся с житием Преподобного Сергия Радонежского;
- развивать эстетические и нравственные ценности обучающихся;
- способствовать формированию нравственной культуры обучающихся, положительной учебной мотивации;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к людям, доброты, отзывчивости и терпимость к себе и окружающим.
Формируемые УУД
Предметные умения:
- использовать знание норм и требований школьной жизни,
ориентироваться в их разнообразии, чтобы понимать, как пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;
- обсуждать и анализировать правила поведения в школе, особенности
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- различать формы поведения, допустимые и недопустимые в школе.
Метапредметные умения:
Познавательные УУД
- извлекать информацию из разных источников (текст, фильм,
иллюстрации, презентация), умение её классифицировать;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать и оценивать ситуации и
тексты из различных источников, чтобы разбираться и понимать, как нужно формировать нравственную культуру, уважительно и бережно относиться к людям;
- делать выводы на основе анализа объектов.
Регулятивные УУД:
- определять цель и задачи деятельности;
- оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
- планировать свои действия;
Коммуникативные УУД:
- уметь выражать свои мысли; слушать, и высказывать их;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками о правилах общения и поведения.
Личностные результаты:
- самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать
и способной совершать добрые поступки ради других.
Форма проведения: игра-путешествие.
Целевая аудитория: начальные классы (3-4 классы)
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
компьютер, мультимедиа - проектор, экран; карточки для парной работы;
изображение «Древа добродетели », картинки яблок.
Ход классного часа
I.Организационная часть. Приветствие учителя и обучающихся.
Дети: Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера...
Учитель: -Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами и желаю, чтобы доброе утро, действительно, длилось до самого вечера, чтобы только добрые поступки и дела сопровождали вас сегодня и всегда.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие из далёкого прошлого, по спиралям десятилетий и столетий вернёмся в наши дни в один из красивейших городов России.
III. Формулирование темы, цели и задач классного часа.
а) Для начала проведем игру «Угадай слова». Работа в паре. ( Повторяются правила работы в паре).
Детям предлагаются карточки (Приложение 2), в которых необходимо вычеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся букв сложить два слова: Сергий Радонежский.
б) Учитель: – Как вы думаете, почему получились именно эти слова?
(Предположения детей определяют тему классного часа: Сергий Радонежский). Учитель уточняет название темы классного часа.
Слайд №1 - «Преподобный Сергий Радонежский - игумен Земли Русской».
Учитель: - Как вы думаете, какую работу мы будем сегодня выполнять?
( Обучающиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи классного часа: узнаем, кто такой Сергий Радонежский, как он жил, чем занимался ).
в) Словарная работа
Учитель: - Значения каких слов в названии темы вам непонятны? Чем можем воспользоваться при нахождении лексического значения слова? («Толковый словарь русского языка»). Ученик зачитывает значения слов по словарю, слова выводятся на экран.
Слайд №2 – Значения слов
Преподобный – особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом, пребывая в посте и молитве, живя в благочестии.
Игумен - духовный сан в Православной церкви, руководитель (настоятель) православного монастыря.
Учитель: - Исходя из значения слов, что можно сказать о Сергии Радонежском? ( Сергий Радонежский - святой, угодивший Богу, настоятель православного монастыря).
- Какие вопросы возникают? ( Почему Сергия Радонежского называют святым? Чем Сергий Радонежский угодил Богу?). Вот на эти главные вопросы мы постараемся ответить.
IV. «Открытие» новых знаний.
Слайд №3. Под звучание музыки (Приложение 1) учитель читает отрывок из стихотворения С.О. Никулиной «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Отечество мое! Россия! В тебе дух старины живет. И ни одна еще стихия Не победила твой народ. | Из тьмы веков ты восставала И становилась все сильней. Святая Русь – твое начало И преподобный Сергий в ней. |
Сегодня мы обзорно пройдёмся по жизненным ступеням святого преподобного Сергия Радонежского, который является неотъемлемой частью русской истории, духовной культуры и народа в целом.
Учитель: - С чего начинается жизнь человека? ( с рождения).
Слайд №4 – станция «Рождение».
Итак, наше путешествие начинается, и мы прибываем на станцию: «Рождение».
Учитель: Преподобный отец Сергий родился в знатной боярской семье у благочестивых родителей по имени Кирилл и Мария. Точный год рождения отца Сергия не известен, но по свидетельству его ученика Епифания Премудрого - это 1314-й. Младенца назвали Варфоломеем.
Слайд №5 – станция «Мир детства».
По ходу рассказа проводится словарная работа.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями Стефаном и Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда произошло следующее событие.
Слайд №6 – «Встреча со старцем»
Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца (Старец - пожилой монах или лицо не монашеского звания, пользующееся авторитетом и уважением). Варфоломей не испугался незнакомого человека. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что тебе нужно, мальчик?». Рассказал ему Варфоломей про своё горе и попросил старца молиться, чтобы Бог ( Бог –название могущественного сверхъестественного Высшего Существа) помог ему одолеть грамоту.
Слайд №7. Они помолились вместе, и старец дал мальчику частицу просфоры, (Просфора - это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой),,
благословил и велел съесть. Вместе они отправились домой.
Слайд №8.Вечером после ужина Варфоломей взял в руки книгу и вдруг начал читать. А старец сказал родителям: «Теперь он будет хорошо учиться и будет знать Священное Писание, а когда вырастет, многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей.
После встречи со старцем Варфоломей стал хорошо учиться и даже обогнал в школе всех товарищей. Он всегда был послушным и ласковым. Никогда не сердился на братьев, даже если они его обижали. Никогда сам не обижал, не жаловался на других, все терпел и не плакал. Когда он видел бедного или несчастного, то отдавал ему все, что было под руками.
Вопрос обучающимся: - Почему встреча со старцем стала значимым событием в жизни будущего преподобного?(Выслушиваются ответы детей: предсказал будущее, помог одолеть грамоту).
Слайд №9 – станция «Отрочество. Пустынножительство».
Словарная работа:
Отрочество – период перехода от детства к ранней взрослости .
Пустынножительство – отшельничество, отречение от мирской жизни.
Информацию сообщают обучающиеся, посещающие объединение «Благовест»
Ученик 1: Чем старше Варфоломей становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы быть там совсем одному и молиться богу. После смерти родителей Варфоломей смог исполнить своё заветное желание. Он уговорил брата Стефана уйти вместе с ним в лес. Решили братья поселиться посреди глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры, на холме Маковец. Построили избушку (келью) и небольшую деревянную церковь, которую назвали во имя Святой Троицы.
Слайд №10 – «Отшельник»
Ученик 2: Жить в глухом лесу, когда зимой деревья трескались от мороза, и лес стонал от вьюг, когда едой были только сухари, было трудно. Стефан не выдержал такой жизни и ушёл в Москву, в один из монастырей. Варфоломей остался один. Иногда приходил к нему священник Митрофан. Когда Варфоломей захотел стать монахом, священник помог ему. Варфоломей принял постриг и получил новое имя – Сергий, так как в тот день чтили память святого мученика Сергия. Новую жизнь Сергий начал в 23 года.
Вопрос обучающимся: - Как вы думаете, что испытывал Сергий, живя один в лесу? ( страх, одиночество). Что помогло Сергию справиться со страхом и выдержать испытания, с которыми он сталкивался, живя в лесу? ( Вера в Бога, в его защиту, сила воли, сильный характер).
Слайд №11 - слова: вера в Бога, сила воли.
Слайд № 12 - Жизнь Сергия на Маковице.
Ученик 3: Сергий остался один на Маковице. И теперь для него каждый день был подвигом. Здесь в своём великом одиночестве он постиг глубину молитвенного слова и его силу. Изнуряя себя постом и тяжёлым физическим трудом, он неустанно молился. И он чувствовал, как с каждым словом молитвы выпрямлялась душа, и тихим светом наполнялся полутемный бревенчатый храм, и, казалось, свет этот виден далеко-далеко, во все стороны. А по вечерам размышлял он о том, какие чувства его посетили за день.
Слайд №13 – Встреча с медведем.
Ученик 4: А однажды весной Сергий увидел перед своей кельей медведя. Тот был так измождён, что даже не пошевелился при виде человека. Сергий сжалился над зверем и вынес ему краюшку хлеба. С тех пор стал зверь часто навещать его. Он сделался совсем ручным и лежал у ног Сергия, как собака. Так прожил Сергий в одиночестве более двух лет. За это время он возмужал. Из мечтательного юноши превратился в сильного духом монаха-строителя, человека деятельного, но чистого сердцем и кроткого нравом.
Вопрос обучающимся: - Какие новые качества открываются в Сергии?
(мужество, великодушие, милосердие).
- Можно ли сказать, что Сергий оставался один? (Нельзя. С ним была его вера, к Богу, он не чувствовал себя одиноким, находил в беседе с Богом силы сносить все трудности, возникающие на его пути).
Слайд №1 4 - слова: великодушие, смелость.
Слайд №15– Духовная помощь людям.
Ученик 5: Сергий отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу. Слухи о Сергии ходили по окрестным городам и сёлам. И притягивали к пустынному месту всё больше людей. К Сергию шли кто за советом, кто за наставлением, а кто и просто посмотреть. И многие возвращались от него успокоенными, просветлёнными. Он никому не отказывал в духовной помощи (это высшая помощь, которую ждут от вас заплутавшие души окружающих людей.).
Слайд №16. Ученик 6: Так к нему потянулись люди из разных мест. Некоторые хотели жить с ним в лесу. Каждый вновь приходивший рубил себе келью и вел своё хозяйство. Потом кельи обнесли бревенчатым забором, чтобы была защита от зверей. И вокруг церкви Святой Троицы возникла лесная обитель.
Вопрос к обучающимся:- Почему к Сергию стали приходить люди? Чему он их учил? (добру, оказывал помощь, совет давал, поддерживал их, учил делать добрые дела).
Слайд №17 – слова :доброта, бескорыстие, трудолюбие, милосердие.
Слайд №18 – Сергий Радонежский –игумен Земли Русской
Ученик 7: Монастырь рос, а наставника не было. Монахи стали просить Сергия принять сан священства и стать игуменом. Он отказывался, но после беседы с епископом Афанасием соглашается и становится игуменом для братии. Игумен Сергий первым приходил в церковь, последним уходил из неё. Но, как и прежде, был всем помощником и слугой, никакой работы не боялся. Всем обликом своим Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере.
Вопрос обучающимся: - Изменился ли образ жизни Сергия, когда он стал игуменом ? Какие новые черты характера проявились у Сергия?
(Выслушиваются ответы детей: Образ жизни не изменился.. Он вел себя, как простой монах, трудился наравне со всеми и всем помогал)
Слайд №19 - слова: прямота.
Слайд № 20– станция «Сергиев Посад». Троице-Сергиева лавра
Звучит колокольный звон. Учитель читает стихотворение
Едем мы в старинный город — Основал святое место | Колокольный звон струится, В обитель веры православной, |
Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространялась повсюду. Образованная им лесная обитель в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра)
Слайд №21 – Свято –Троицкий собор
Троице-Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви Расположен в центре города Сергиева Посада Московской области. В Свято-Троицком соборе лавры находятся мощи основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский- покровитель учащихся. Он помогает тем, кому учение дается нелегко.
V. Подведение итогов.
Пройдя по жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице – Сергиевой лавры, воспитателя и великого собирателя народного духа, мы можем ответить на главные вопросы, которые были поставлены в начале путешествия.
- Почему имя Сергия Радонежского отнесено к лику святых?
( Выслушиваются ответы обучающихся: за его доброту, любовь к людям, веру в Бога, послушание, милосердие, скромность).
Вывод: Да, святые люди всегда излучали любовь и доброту. Эти качества Бог вложил в человека как свой Образ. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому человеку.
Перед детьми открывается рисунок «Древо добродетели» и проводится творческая игра. ( Добродетели - личностные качества человека, помогающие ему найти своё место в обществе).
-Ребята, подумайте и выберите какую из добродетелей, присущую Сергию Радонежскому, вы хотели бы приобрести для себя . Ребята записывает на карточке с изображением яблочка одну из добродетелей и закрепляют яблочко на древе (Приложение 3) Спасибо, ребята, дерево доброе приносит и плоды добрые. И житие Сергия пусть для вас будет путеводною звездой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
В 2014 году верующие всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...
"Игумен земли русской". Сценарий праздника, посвященного 700-летию Преподобного Сергия Радонежского
Сценарий праздника, в котором рассказывается о житии и чудесах Сергия Радонежского, о Троице-Сергиевой лавре. Использованы фрагменты телепередач, мультфильма "Пересвет и Ослябя", фрагменты поэмы о прп...
Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской
Классный час знакомит учащихся с житием Преподобного Сергия Радонежского;закладывает у учащихся основы христианского сознания и поведения на примере образа Сергия Радонежского....
Сергий Радонежский – святой земли Русской.
Урок изучения нового материала. Детям в доступной форме рассказывается о жизни Сергия Радонежского. Учащиеся учатся понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры....
Сценарий праздника по теме «Духовно- нравственное воспитание»- «Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской».
Цель праздника: воспитание интереса подрастающего поколения к великомуслужению Родине на примере жития Преподобного Сергия Радонежского, к традициям и истории христианства, его духовным ценностям....
Конспект урока "Дорогами святости. Преподобный Сергий Радонежский - игумен Русской земли"
Урок показывает значимость христианских добродетелей, христиаского подвига для исторического, политического, духовного развития нашей страны....
«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».
Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4 класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский -...