Подвижные игры на занятиях для детей 1-4 классов по туризму
статья

Володько Светлана Сергеевна

Подвижные игры на занятиях для детей 1-4 классов по туризму

 

Туризм – это в первую очередь это оздоровительный эффект; формирование сугубо прикладных, жизненно необходимых умений и навыков; развитие ориентировки в экстремальных ситуациях; формирование смелости и психологической устойчивости; проявление творческого потенциала учащихся.

Применение на занятиях туризма подвижных игр повышает двигательную активность учащихся. Разработано огромное количество игр позволяющих сделать занятие не только познавательным, но и интересным.

Игра может выступать не только в качестве средства нравственного воспитания и физической подготовки, но и являться методом развития и обучения. Есть огромное количество игр, которые имеют разную направленность, но всегда преследуют достижению главной цели - развлечение, восстановление и развитие физического и нравственного потенциала личности.

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. За счет этого увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Быстро изменяющаяся обстановка в игре, переход от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Кроме физических качеств формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Подвижные игры носят коллективный характер. Мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. С учетом от качества выполнения той или иной роли участник может заслужить поощрение или неодобрение товарищей; так ребята приучаются к деятельности в коллективе.

Соревновательный характер командных подвижных игр может вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В командной игре каждый участник наглядно убеждается что для достижения цели необходима сплочённость и совместные усилия.  Добровольное принятие правил, принятыми в командной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой, дисциплинирует играющих детей. Подвижные игры способствуют самопознанию: игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды — другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его.

Занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Наличие в подвижных играх правил «бросать мяч только с определенного расстояния», «бежать только после сигнала», «бежать до условного места», «прыгать только на одной или двух ногах» воспитывает у детей волевые качества. В играх с предметами дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т.д.

Важнейшим условием успешности обучения в ходе игры является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам, другие упражняют и развивают мышцы рук, третьи — универсальные: «включают в работу» весь организм ребёнка. Включение подвижных игр в занятие можно использовать для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Большое значение имеют подвижные игры, которые заставляют работать различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Подвижные игры занимают важную роль в воспитании детей. Они воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.

Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуются достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Несмотря на большую подвижность, дети достаточно быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Помимо этого, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, и ещё слаба мышечная система (особенно брюшного пресса и спины), поэтому не допустимы игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжёлых предметов. Таким образом, характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником.

Главное содержание игр — это движения способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увёртыванием, метаниями в цель и на дальность. Преодолением не больших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты.

Направляя игровую деятельность, педагог помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. Иногда он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия.

Ответственный момент в руководстве подвижными играми — дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления детей необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.

Любая игра, применяемая занятиях не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье. Регулируя физическую нагрузку в игре, педагог может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать отведенное на игру время, изменять количество повторений. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие играющих. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное для игры время. По окончанию необходимо подвести итог игры. При сообщении результатов необходимо указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.

Игра может быть включена во все части занятия. Подготовительная часть — игры на разминку и привлечения внимания. Основная часть — игры на скорость, выносливость, силу, которые требуют большой подвижности. Заключительная часть — игры на рефлексию и отдых.

Таким образом, игры - это важная часть на занятиях туризма. Игра обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия. Его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями, предполагает совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры на занятиях туризма для детей 1-4 классов

Туризм – это в первую очередь это оздоровительный эффект; формирование сугубо прикладных, жизненно необходимых умений и навыков; развитие ориентировки в экстремальных ситуациях; формирование смелости и психологической устойчивости; проявление творческого потенциала учащихся.

Применение на занятиях туризма подвижных игр повышает двигательную активность учащихся. Разработано огромное количество игр позволяющих сделать занятие не только познавательным, но и интересным.

Игра может выступать не только в качестве средства нравственного воспитания и физической подготовки, но и являться методом развития и обучения. Есть огромное количество игр, которые имеют разную направленность, но всегда преследуют достижению главной цели - развлечение, восстановление и развитие физического и нравственного потенциала личности.

Особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. За счет этого увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма. Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Быстро изменяющаяся обстановка в игре, переход от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Кроме физических качеств формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Подвижные игры носят коллективный характер. Мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. С учетом от качества выполнения той или иной роли участник может заслужить поощрение или неодобрение товарищей; так ребята приучаются к деятельности в коллективе.

Соревновательный характер командных подвижных игр может вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В командной игре каждый участник наглядно убеждается что для достижения цели необходима сплочённость и совместные усилия.  Добровольное принятие правил, принятыми в командной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой, дисциплинирует играющих детей. Подвижные игры способствуют самопознанию: игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды — другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его.

Занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Наличие в подвижных играх правил «бросать мяч только с определенного расстояния», «бежать только после сигнала», «бежать до условного места», «прыгать только на одной или двух ногах» воспитывает у детей волевые качества. В играх с предметами дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т.д.

Важнейшим условием успешности обучения в ходе игры является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам, другие упражняют и развивают мышцы рук, третьи — универсальные: «включают в работу» весь организм ребёнка. Включение подвижных игр в занятие можно использовать для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Большое значение имеют подвижные игры, которые заставляют работать различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений активизируются все виды обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

Подвижные игры занимают важную роль в воспитании детей. Они воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.

Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуются достаточным развитием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со значительной интенсивностью действий. Несмотря на большую подвижность, дети достаточно быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Помимо этого, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, и ещё слаба мышечная система (особенно брюшного пресса и спины), поэтому не допустимы игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу набивных мячей и других тяжёлых предметов. Таким образом, характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником.

Главное содержание игр — это движения способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увёртыванием, метаниями в цель и на дальность. Преодолением не больших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости и быстроты.

Направляя игровую деятельность, педагог помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. Иногда он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируя правильные действия.

Ответственный момент в руководстве подвижными играми — дозирование физической нагрузки. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления детей необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность.

Любая игра, применяемая занятиях не должна оказать отрицательного влияния на их здоровье. Регулируя физическую нагрузку в игре, педагог может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать отведенное на игру время, изменять количество повторений. Окончание игры должно быть своевременным. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие играющих. Во избежание этого педагог должен уложиться в отведенное для игры время. По окончанию необходимо подвести итог игры. При сообщении результатов необходимо указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении.

Игра может быть включена во все части занятия. Подготовительная часть — игры на разминку и привлечения внимания. Основная часть — игры на скорость, выносливость, силу, которые требуют большой подвижности. Заключительная часть — игры на рефлексию и отдых.

Таким образом, игры - это важная часть на занятиях туризма. Игра обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия. Его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями, предполагает совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие для детей 3-4 класса Игра « Что? Где? Когда?»

Материал о разнообразном и удивительном мире природы родного края....

Подвижные игры на занятиях внеурочной деятельности

Предлагаю вашему вниманию выступление на районном семинаре учителей начальных классов  "Воспитательный потенциал  внеурочной деятельности в начальных классах".Тема моего выступления "Подвижн...

Доклад на МО по теме "Подвижные игры - средство формирования готовности детей к обучению в школе"

В докладе говорится о значении подвижных игр на снятие нервного напряжения, изменений тревожности и раздражительности у первоклассников в начальных периодах обучения....

Подвижные игры на воздухе для детей младших классов.

Подвижные игры на воздухе с детьми....

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе".

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича статья на тему "Подвижные игры на уроках окружающего мира во 2 классе"....

Подвижные игры для укрепления здоровья детей

Памятка для родителей«Игры для укрепления здоровья малышей»Предложенная  памятка для родителей, изготовлена с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры род...

Подвижные игры и эстафеты для детей школьного возраста

Подвижные игры в школах представляют собой эффективный и многосторонний инструмент для развития детей. Игры способствуют физическому здоровью, развитию социальных навыков, улучшению эмоционального бла...