Программа "Удивительный мир слов"
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программадля 3 класса разработана на основе:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,
- программой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
В процессе изучения данного курса ученики получают знания:
- об истории русского языка,
- рассматривают памятники древней письменности,
- знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
- осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Особенности содержания обучения
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры
Содержание курса
Из истории языка.2ч
- наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;
- уточнять значение слова по толковому словарю;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания
Загадки простого предложения. 9ч
- наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
- наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;
- исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
- осуществлять учебное сотрудничество;
- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
- оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
- оценивать положительные качества личности одноклассников;
- создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
- работать с информацией, представленной в виде модели;
- соотносить схемы предложений с их моделями;
- анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Лабиринты грамматики.2 ч
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
О существительных по существу.12 ч
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
- осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь
Такие разные признаки предметов.9ч
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
- контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
- выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
- контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь
Календарно тематическое планирование 3 класс
«Удивительный мир слов» 1 час в неделю, 34 недели
№п/п | Содержание темы занятия | Универсальные учебные действия | Дата | ||
план | факт | ||||
Из истории языка (2 ч) | |||||
1 | Старые и новые слова в языке | — наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; -уточнять значение слова по толковому словарю; -сравнивать толкование слова в различных словарях; -формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; -самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; -оценивать правильность выполнения действий, -осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | |||
2 | Сокровища бабушкиного сундука | ||||
Загадки простого предложения (9 ч) | |||||
3 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении | — наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; -устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; -наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений -различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения; -исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; -осуществлять учебное сотрудничество; - контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; - составлять письменное высказывание по предложенному образцу; -оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; - оценивать положительные качества личности одноклассников; -создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»); - сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; работать с информацией, представленной в виде модели; - соотносить схемы предложений с их моделями; -анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. | |||
4 | Важные мелочи | ||||
5 | Требуется определение | ||||
6 | Важные обстоятельства | ||||
7 | Необходимо дополнить. | ||||
8 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж» | ||||
9 | Стройтесь в ряд! | ||||
10 | Запятые, по местам! | ||||
11 | Запятые, по местам! | ||||
Лабиринты грамматики (2 ч) | |||||
12 | Слово в грамматике | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; | |||
13 | Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика | ||||
О существительных по существу (12 ч) | |||||
14 | «Лебедь белая плывёт». | -наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления; -на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке; -соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника; -воспринимать на слух и понимать информационный текст; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; -самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; - осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |||
15 | Может ли род быть общим? | ||||
16 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | ||||
17 | Как быть, если нет окончания? | ||||
18 | Один, два, много. | ||||
19 | Почему именительный падеж назвали именительным? | ||||
20 | Как «работает» родительный падеж? | ||||
21 | «Щедрый» падеж. | ||||
22 | Винительный падеж — великий маскировщик. | ||||
23 | Падеж-работяга | ||||
24 | Любимая «работа» предложного падежа. | ||||
25 | Кому принадлежат имена собственные? | ||||
Такие разные признаки предметов (8 ч) | |||||
26 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах | -составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; -анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; -соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных; -контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; -выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; - осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках; - составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; -самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; -оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; - осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности; - контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |||
27 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | ||||
28 | Всё познаётся в сравнении. | ||||
29 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем | ||||
30 | Что из чего и для чего? | ||||
31 | Что кому принадлежит? | ||||
32 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных | ||||
33 | «Крокодиловы слёзы» | ||||
34 | Обобщение. Чему научились за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс
Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.
Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...