"Система работы воспитателя группы продлённого дня"
методическая разработка (3 класс)
Организация группы продлённого дня в школе актуальна для 80 % родителей, дети которых посещают ГПД. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровье - сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банальное общение со сверстниками - это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняет школьная группа продлённого дня. К тому же ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы. Здесь формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.
Для максимально-эффективной работы ГПД воспитателем чётко продумано планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровья сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitatelya_gpd.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы воспитателя группы продлённого дня
Кашина Наталья Сергеевна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ 199
В своей повседневной деятельности я всегда руководствуюсь высказываниями известных людей:
«У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам». (Э. Гиббон)
«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира» (Д.И. Писарев)
«Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью» (А.П.Чехов)
«Лучший способ воспитать детей - сделать их счастливыми» (О.Уайльд)
Каждую жизненную мудрость я стараюсь донести до воспитанника группы.
Работа осуществляется по нескольким направлениям:
- Учебная деятельность (развитие компетентности – умение учиться);
- Познавательная деятельность (развитие поликультурной, коммуникативной и др. жизненных компетентностей);
- Коммуникативная деятельность (развитие общекультурной, коммуникативной компетентности);
- Спортивно – оздоровительная деятельность (развитие здоровье сберегающей компетентности);
- Воспитательная деятельность (развитие жизненных компетентностей);
- Внеклассная работа (развитие жизненных компетентностей);
- Художественно – эстетическая деятельность (развитие общекультурной компетентности);
- Развитие творческих способностей (развитие продуктивной творческой деятельности, социально-трудовой компетентности).
Организация группы продлённого дня в школе актуальна для 80 % родителей, дети которых посещают ГПД. То есть родители и дети выбирают ГПД. И это неудивительно, так как ГПД многое даёт детям. Всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровье - сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банальное общение со сверстниками - это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняет школьная группа продлённого дня. К тому же ГПД ограждает учеников начальных классов от вредного, а главное неконтролируемого, влияния улицы. Здесь формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.
Для максимально-эффективной работы ГПД воспитателем чётко продумано планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровья сбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня.
Цели ГПД
Созданы условия для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, продуктивной творческой деятельности, речевых навыков , волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру (поликультурная компетентность), познавательных способностей (компетентность – умение учиться), способностей к самовыражению (социальная компетентность). А также создаётся благоприятная обстановка для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе (группа компетентностей – саморазвития и самообразования – готовность и потребность учиться на протяжении всей жизни).
Задачи ГПД
1. Создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе, благоприятный климат в коллективе;
2. Воспитывать ответственное отношение к учёбе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы, повышать интерес школьников к обучению;
3. Развивать нравственные качества личности; расширять представление детей о своём поведении, своей гражданской позиции по отношению к Родине.
3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
4.Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятий.
5.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся, путём правильно составленного режима дня.
6. Повысить образовательный и культурный уровень детей путём внеклассной деятельности.
Основные формы воспитания в ГПД, которые использует педагог:
1. Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии);
2. Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.);
3. Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).
Таким образом, воспитатель ГПД формирует жизненные компетентности воспитанников группы, как целостную систему.
Режимные моменты и их значение в работе ГПД
Нельзя недооценивать важность режимных моментов в рамках ГПД. Поэтому воспитатель считает, что режим способствует формированию позитивных личностных качеств сам по себе и отдельные режимные элементы формируют у каждого ребёнка необходимые в социуме навыки (жизненные компетентности). По мнению воспитателя, группа продлённого дня - это вполне точная модель социума и ребёнок в течение дня воспроизводит те или иные действия, которые осуществляет затем и вне группы. Поэтому вот какие цели и задачи основных режимных моментов в группе продленного дня ставит педагог перед собой:
Режимные моменты
Основные воспитательные задачи и направления деятельности.
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся. Воспитание культуры поведения и привитие санитарно - гигиенических навыков. При приёме в группу существуют определённые ритуалы. Дети должны привести себя в порядок, придти собранными и спокойными. Через какое-то время у детей выработался навык и они стали ответственно подходить к своему внешнему виду и поведению, назначаются дежурные по классу и столовой.
Приём детей в группу
Ежедневно назначают дежурных по классу и по столовой. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки. Дежурных назначают из числа тех, кто лучше всего проявил себя накануне, таким образом, дежурство, а значит и труд в группе не наказание, а поощрение.
Индивидуальная работа с дежурными
В современном мире не многие родители отпускают учеников младших классов одних на улицу, и это правильно. Но при этом родители не часто ходят с детьми гулять. В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость.
Отдых и деятельность на воздухе
Очень часто в семьях отсутствуют традиции совместных обедов, и вообще обедов, как таковых. Многие хватают на ходу бутерброды или сладости. В ГПД дети получают горячее питание, что полезно для здоровья. К тому же на обеде развиваются навыки культуры принятия пищи. Дети учатся вести себя за столом.
Обед
В ГПД регулярно проходят беседы об интересных событиях, дети учатся заботиться об окружающей среде, уважать старших и так далее. К тому же в ГПД проводятся беседы с детьми о проблемах, о которых многие взрослые не находят времени говорить с учениками младших классов, например, о политике, об экономических проблемах.
Переключение на умственную деятельность.
Самоподготовка
Самоподготовка учит детей самостоятельно планировать занятия, ответственно подходить к работе, помогать друг другу, не подсказывая при этом.
Во время самоподготовки всплывают некоторые проблемные моменты, о которых важно знать учителю.
Клубные часы
Ребята развиваются творчески, при этом учатся делать выбор между тем или иным видом деятельности.
Подведение итогов дня
Ежедневно подводят итоги, анализируют, что было плохо, а что хорошо. Корректируют наши планы.
Прежде всего, дети получают персональное внимание взрослого. Во-вторых, ребёнок может поделиться своей проблемой. При необходимости все вместе разбирают причины и следствия плохих поступков и делают выводы.
Индивидуальные беседы с детьми
Даже такой момент как беседа с родителями многому учит ребёнка. Например, терпению. Ведь не секрет, что детям сложно ждать, они не любят переходные состояния и когда за ними пришли, им хочется поскорее идти домой. Во время беседы с родителями дети учатся проявлять уважение к делам других и ждать окончания беседы .Совместные с детьми родительские собрания Дети учатся слушать выступающих, анализировать свои поступки и опыт других людей. Овладевают навыками ведения дискуссии.
Индивидуальные беседы с родителями
Виды деятельности детей и воспитателя в ГПД
В современной школе ГПД – это объединение деятельного и личностно – ориентированного подходов в их неразрывной связи и взаимообусловленности. Поэтому в личности каждого школьника возникают и закрепляются те новообразования, в «моделирование» которых ученик вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие, проявляя целеустремлённую активность.
Так воспитатель ГПД выделяет в работе основные функции:
организационная (планирование), коммуникативная, направляющая и контролирующая функции, но при этом во главу угла педагог ставит не функции воспитателя, а конечную цель ГПД, то есть всестороннее развитие ребёнка, а значит – результативную деятельность.
Основные виды деятельности воспитателя ГПД.
Учебная деятельность в ГПД
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. . В группе продлённого дня в самоподготовке участвуют все, но, несмотря на общую программу, уровень подготовки, требования педагога слегка отличаться к разным детям. Более сильные дети помогают слабым, объясняют принцип выполнения того или иного задания – обучая учатся. Но принципы организации самоподготовки остаются едиными.
- Самоподготовка проводится не ранее 14-45, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физкультминутки проводятся каждые 30 минут. На самоподготовку отводится не более 1,5 часа.
- Образовательная деятельность корректируется учителями, которые сообщают воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информацию о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
- Воспитатель видит главной целью самоподготовки в ГПД не только выполнение домашнего задания. Гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
- Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
- Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
- Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
- Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
- Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также обращает внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей и тоже обращает на них особое внимание и делится замеченным с коллегами и родителями ребёнка.
Так, в условиях группы продлённого дня, формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Познавательная деятельность в ГПД
Воспитатель ГПД, формирует отношение к любой деятельности, включая образовательную.
Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. («Как избегать конфликтов», «Как избегать конфликтов», «О внимании и понимании» т.п.) Как правило, такие беседы носят общеобразовательный или воспитательный характер. Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в себя творческие занятия, коллективные и индивидуальные формы досуга, активную игровую деятельность. Например, при проведении занятия - «Скажем: «Нет!» вредным привычкам».- дети изготавливают плакат по теме. Дают ему название «Дерево жизни». Кто- то рисует тёмную сторону дерева, кто-то светлую, другие - вырезают подготовленные привычки вредные и полезные, третьи наклеивают, все помогают их правильно распределить на сторонах дерева. Все берут участие. Получается, что дети не просто слушают, но берут активное и осознанное участие, применяют полученные знания и учат других - коллективная работа выставляется на всеобщее обозрение (они объясняют работу тем детям, которые не ходят в ГПД ), достигается цель познавательная деятельности ГПД – раскрывает потенциал детей, создаёт благоприятная психологическая атмосфера, формирует навык переключаться с одного вида деятельности на другой, а так же максимально эффективно использует мощный педагогический потенциал игры.
Коммуникативная деятельность в ГПД
ГПД - это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда.
То есть, дети осваивают общение:
- деловое, светское ,например, на занятиях по теме «Телефонный этикет», дети получают попарно задания: «вы ошиблись номером», «вы позвонили другу, а трубку взяла мама, которая вас ещё не знает», «вы позвонили в школу, чтоб уточнить, когда начнутся занятия после каникул» и т.п Эти ситуации дети продумывают, инсценируют, а потом все вместе комментируют увиденное);
- игровое. Учащиеся учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Например, во время игры «Много авторов» все садятся в круг. Воспитатель начинает рассказывать придуманную историю и останавливается на самом интересном месте. Его сосед продолжает рассказ, сочиняет его дальше и тоже прерывается в интересном месте. И так продолжается до последнего участника круга.
Воспитатель ГПД умело общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
- воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
- воспитатель общается с учителями, которые информируют его о тех особенностях детей , которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
- воспитатель ГПД общается с родителями детей, которые посещают группу продлённого дня, и может рассказать им, на что важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания.
Спортивно - оздоровительная деятельность в ГПД
Забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена воспитателем таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников.
Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитателем ГПД проводятся беседы с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
Воспитательная деятельность в ГПД
В конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию - нравственному воспитанию или воспитанию экологической грамотности. Вовремя замечаются признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее и принимаются меры (беседы с ребёнком, вовремя оказывается помощь, организовываются игры с участием отвергаемого ребёнка и т.п.). Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой. Воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурства, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель сопоставляет, анализирует, опираясь на знания и педагогический опыт. Достигается цель - воспитать достойного человека, сформировать основу характера. И именно поэтому воспитатель считает, что функции в данном случае вторичны, так как влияние человеческого фактора в работе ГПД очень велико (сам соответствует тем требованиям, которые ставит детям). Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД планомерно достигает поставленные цели и реализовывает задачи.
Художественно-эстетическое обучение
Воспитатель группы продлённого дня прививает ученикам осознанное отношение к сведениям об истории, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа России.
Для развития поликультурной компетентности младших школьников в условиях ГПД, она как бы «переносит» учеников в другую страну, другой образ жизни «оживляет» коммуникативную ситуацию. Использует изучение разных народных игр.
Предлагает на занятиях иллюстративный материал, который раскрывает содержание предложенной актуальной и аутентичной информации. Это и карты стран, изображения флагов, костюмы разных народов, и т.д. Дети сравнивают их.
Занятия страноведения, ролевые игры помогают ребятам понять и свою культуру, и культуру других народов.
Формы работы, способствующие социализации личности младшего школьника, накоплению опыта личностного отношения к системе ценностей общества:
- применение нетрадиционных форм проведения занятий (занятие – соревнование, занятие – экскурсия, и др.);
- использование нетрадиционных форм учебных занятий (проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- использование игровых форм;
- диалогическое взаимодействие;
- проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
- использование различных форм работы (групповые, командные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
- использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
- использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)
Рефлексия
В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня безнадежно устаревшим; появляются новые идеи и желание что-то изменить. Поэтому воспитатель должен быть в постоянном поиске, задавая себе рефлексивные вопросы:
- Что она делает?
- С какой целью?
- Каковы результаты этой деятельности?
- Как она этого достигнет?
- Можно ли сделать лучше?
- Что она будет делать дальше?
Рефлексия является обязательным условием саморазвития Никитиной Светланы Ивановны.
В этом я солидарна со словами В. Набоков «Мы можем узнавать о предмете все больше и больше, но вы никогда не сможете узнать о нем все; это безнадежное занятие».
Вывод
Пристальное и постоянное внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств определяют способность педагога воспитателя осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с учащимися, и в конечном счёте его эффективность и как учителя, и как воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы воспитателя группы продлённого дня 1»А» и 1 «Б» классов МБОУ СОШ №4 Башмаковой А.Я. за 2012-2013 учебный год.
Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитани...
Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...
Календарный план работы воспитателя группы продлённого дня на год.
Календарное планирование с классом на год.(по месяцам)...
Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня (ГПД).
Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня (ГПД)....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы продлённого дня».
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве систе...
Маленькие хитрости в работе воспитателя группы продлённого дня
В статье раскрываются формы и методы успешной работы с воспитанниками группы продлённого дня начальной школы....
Система работы воспитателя группы продлённого дня
Система работы воспитателя группы продлённого дня...