Игры для развития коммуникации у детей в начальной школе
картотека

Автушенко Галина Николаевна

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_kommunikativnosti.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функции участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов, выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение чётко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Таблица «Игры на развитие коммуникативности»

Название игры

Цель игры

Ход игры

Оборудование

1

Хороводная игра «Ау!»

Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова:

 «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай.  

Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Шарфик или платок

2

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Развивать навыки общения, умения просить.

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Игрушки

3

Творческая игра «Рукавички»

Развивать умение взаимодействовать друг с другом.

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

4

Игра «Сделай как Я»

Формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.

Взрослый говорит ребенку: «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).

5

Игра «Сотворение чуда»

Развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

 «Волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

6

Игра «Зоопарк»

Развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

7

Игра «Дотронься...»

Развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Игрушки.

8

Игра «Ладонь в ладонь»

Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, реку (в виде разложенного коврика) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Стол, стулья и т. д.

9

Игра «Зеркало»

Формирование взаимодействия между детьми, положительного отношения к сверстнику.

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей.  Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

10

Слепец и поводырь

Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры взрослый просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

11

«Приветствие» («Хлопушка»)

Развитие коммуникативных навыков, преодоление боязни тактильного контакта.

Все встают в круг, руки вытягивают вперед. Взрослый открывает ладонь, дети кладут свои ладошки одна на другую (получается «горка» из ладошек). Затем все поднимают эту «горку» вверх, и все вместе делают по команде «хлопушку». На слова: «Раз, два, три» все поднимают руки и тянутся вверх – причем очень высоко,  как только можно достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка можно приветствовать друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в начальной школе

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий у...

Игры на развитие внимания и памяти в начальной школе.

Игры на развитие внимания и памяти, или как преодолеть рассеянность и забывчивость....

Развитие творческих способностей детей в начальной школе

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет пережив...

Развитие логического мышления детей в начальной школе.

Статья для учителей начальных классов....

Методическая разработка "Использование пиктограмм для развития коммуникации у детей с ОВЗ"

В методической разработке представлены пиктограммы, способствующие формированию социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, усвоению правил поведения....

"Развитие творческого потенциала детей в начальной школе"

Деятельность учителя начальных классов немыслима без внеклассной и внешкольной работы. Мои дети всегда с удовольствием принимают участие на различных внеклассных мероприятиях: конференции, конкурсы ри...