СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
учебно-методический материал (2 класс)
Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_i_shkola.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЬЯ И ШКОЛА. КАКОВО ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.
Ю.П.Азаров
Семья - общечеловеческая ценность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития
ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально- экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?
Главными функциями семьи являются:
* воспитательная;
* оздоровительная;
* духовно-нравственная;
* познавательно-образовательная;
* бытовая;
* трудовая;
* культурно-просветительная;
* досугово-творческая;
* стимулирующая самостоятельный опыт личности;
* охранно-защитная.
Главные задачи семейного воспитания это:
* гармоническое развитие ребенка;
* забота о здоровье детей;
* помощь в учении;
* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
* помощь в социализации личности;
* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных
отношений;
* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
* климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
* режим семейной жизни;
* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
КАКОВЫ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
* информационная,
* воспитательно-развивающая,
* формирующая,
* охранно-оздоровительная,
* контролирующая,
* бытовая.
Задачи взаимодействия:
* формирование активной педагогической позиции родителей;
* вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
" активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
* изучение семьи с цель выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
* группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса;
* анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
ЧТО ДАЕТ ПЕДАГОГУ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ?
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:
* Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. и Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
* Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
* Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
* При изучении семьи школьника педагога, прежде всего интересуют следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.
2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.
3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ?
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети моіуг быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.
3-й тип конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные истинные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.
КАКОВЫ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
С РОДИТЕЛЯМИ ?
Содержание работы педагога с родителями включает З основных, блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.
-Повышение психолого-педагогических знаний
-Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс
-Участие родителей и общественности в управлении школой
университет педагогических знании
лекции, семинары, практикумы
конференции
открытые уроки и классные мероприятия
индивидуальные тематические консультации
творческие группы, группы по интересам
родительские собрания организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела помощь в укреплении материально- технической базы
родительский патруль
индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками
совет школы
комитет общественного контроля
классные советы, классные родительские
комитеты
совет содействия семье и школе
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
Рассмотрим комплекс методов и форм совместной роботы с родителями, наиболее часто используемых в опыте школ.
Методы изучения семьи:
* наблюдение;
* беседа;
* тестирование;
* анкетирование;
* деловая игра;
* анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в
воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с
учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации
занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны:
лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция-это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор - сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции ~ непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например; «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, к ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т.п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
На практикуме можно предложить родителям следующий тест:
«КТО ВЫ СВОЕМУ РЕБЕНКУ: РОДИТЕЛЬ ИЛИ ПРИЯТЕЛЬ?»
1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете?
а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
в) обещаете купить для нее портативный телевизор?
г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?
2. Вы видите в своих детях:
а) людей, равных себе?
б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость?
в) маленьких взрослых?
г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?
3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите?
а) которая больше всего вам подходит?
б) которая отвечает последней моде?
в) которая копирует прическу любимой звезды?
г) которая копирует стиль сына (дочери)?
4. Поговорим о вашем возрасте:
а) знают ли дети, сколько вам лет?
б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми?
в) скрываете ли вы свой возраст от детей?
г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?
5. Как вы одеваетесь?
а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью)?
б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет
установить более тесную связь между вами?
в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит?
г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?
6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?
а) посчитаете, что это его личное дело?
б) станете подшучивать над его женственностью?
в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными?
г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?
7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:
а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
б) уменьшаете громкость?
в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально
бьет вас по голове?
8. При споре с детьми вы:
а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе?
б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка?
г) признаете, что они правы, если они действительно правы?
9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:
а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы?
г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?
10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:
а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы?
б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье?
г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?
11. Когда вы пытаетесь, вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете?
а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
в) потому что это может дольше удержать семью вместе?
г) потому что это для вас естественно?
12. В отношениях со своими детьми вы:
а) обращаетесь с ними как со взрослыми?
б) обращаетесь с ними как с маленькими?
в) стремитесь быть их приятелем?
г) ведете себя так, как должно родителям?
Подсчитайте ваши очки:
36-25 очков: вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с вами. Ведь большинство детей прекрасно это понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
24-14 очков: ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своем в чем-то важном, и это вызовет в детях гнев, растерянность и неповиновение. Но вы зашли еще не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить вас, если вы станете утверждать себя в родительской роли.
13-0 очков: так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на ваших, а не на их условиях. Ссоры неизбежны, однако дети вас любят, уважают и - главное - видят в вас любящего и надежного родителя. При удаче вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. Во многих школах родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья», и «огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.
Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
ВОПРОСЫ К ДИСПУТУ «МЫ И РОДИТЕЛИ»
1. Взрослые мы или дети? С какого возраста человек становится самостоятельным?
2. Кто отвечает за нас: мы сами, школа, родители?
3. Имеем ли право, поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?
4. Что значит любить отца и мать? Должны ли мы помогать родителям, если они нашей помощи не требуют?
5. Есть ли у нас долг перед родителями? В чем он заключается?
6. Должны ли мы быть откровенными с родителями? Во всем ли ?
7. Как быть, если родители возражают против избранного мной жизненного пути?
8. Как быть, если родители запрещают дружбу с девушкой (юношей)?
9. Следует ли прощать родителям обиду? Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в подобном случае?
10. Можно ли стыдиться своих родителей?
11. Правильно ли ты поступишь, если попросить родителей уйти из дома, если к тебе пришла компания друзей?
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное Обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры'. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.
Индивидуальные Часто в решении той или иной сложной проблемы тематические педагог может получить помощь непосредственно от консультации родителей учеников и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы но организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах детей. Допускается извещение родителей о
предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки - доброжелательный тон, радость
общения.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.
Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.
При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
1. Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
2. Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
3. Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).
4. Добрые, доверительные отношения (доброжелательность сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
5. Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
НУЖНО ЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ? КАКОВЫ ЕГО ФОРМЫ?
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один -два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это - спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собрать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.
Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются какие-то поделки, сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время.
Неоценимая помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в родительский совет. Это прежде всего координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
* Организация секций, кружков, клубов
* Совместные творческие дела
* Помощь в укреплении материально-технической базы
* Родительский патруль
* Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, подростками.
Примерный перечень творческих объединений по интересам, которыми
могут руководить родители:
КРУЖКИ
Авиамодельный, юных изобретателей, картингистов, юных цветоводов прикладного искусства, фотонатуралистов, археологов
СТУДИИ
оркестр народных инструментов, вокальный ансамбль, школа современного танца, изостудия
КЛУБЫ
клуб юных педагогов, шахматный клуб, туристический клуб, клуб милосердия, драматическая студия, клуб юнкоров, клуб старшеклассников
СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ
* художественной гимнастики
* спортивной гимнастики
* настольного тенниса
* стрельбы
* баскетбола
* ручного мяча
НА ВАШУ КНИЖНУЮ ПОЛКУ
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1985.
2. Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. - М., 1989.
3. Журналы: «Воспитание школьников», «Домашний очаг», «Классный руководитель».
4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. -М.,1980.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8 т. - М., 1995. - Т.5.
6. Макаренко А.С. О воспитании . - М., 1990.
7. Макшева В.А. Работа с родителями: Пособие для учителя. - М., 1980.
8. Норткот К. Дети. Как их воспитывать. - Санкт-Петербург, 1992.
9. Советуем, предлагаем, внедряем. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы - методист: Методические рекомендации. -Краснодар, 1990.
10. Советы педагогу-воспитателю. - Рязань, 1992.
11. Соловейчик Педагогика для всех. - М., 1987.
12. Сухомлипский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч. Т.З. - М., 1981.
13. Сухомлипский В.А. О воспитании.- М., 1979.
14. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Педагогическое общение - это способ социально-психологического взаимодействия педагогов и воспитанников.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ОТ ОБЫЧНОГО?
Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.
В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.
Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении, он организует его и управляет им.
КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ?
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания, самоутверждения.
Информационная функция обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и размышлений.
Обмен социальными ролями способствует как многосторонним проявлениям личности, так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. С этой целью учителя вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
Содействуя выполнению функции самоутверждения личности, педагог выполняет сложную задачу - способствует осознанию школьником своего Я, ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.
Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для форми-
рования способности становиться на точку зрения собеседника, что нормализует отношения в классе. Учителю важно понять ребенка, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие, исходя из его представлений.
ЧТО ТАКОЕ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. КАКОЙ СТИЛЬ ПРЕОБЛАДАЕТ В ГУМАННОЙ ШКОЛЕ ?
Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль.
Стиль-это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся.
Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяются следующие стили общения:
Общение на_ основе__увлеченности совместной_деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения.- Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Он является предпосылкой успешной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Общение-диалог- предполагает сотрудничество педагога и воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение -дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, которая во взаимоотношениях педагога и воспитанников ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль. Этот стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.
Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации.
В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции:
А - позиция «над». В ней активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.
Б - позиция «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.
В - позиция «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации. Так, позиция А («над») может быть эффективна в общении с учениками младшего возраста, которым необходимы опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта же позиция необходима учителю средних и старших классов, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образом для подростков. Во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б («наравне»), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.
Диалогическое общение в сочетании с общением на основе дружеского расположения и увлеченности совместной деятельностью - главное средство гуманизации учебно-воспитательного процесса в современной школе,
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ СТИЛЬ ПЕДАГОГА ?
В общении выделяются две стороны: отношения и руководства. Отношение учителя к классу, к ученику может быть устойчиво-положительным, ситуативно-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.
В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства.
Авторитарный стиль Педагог единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу учащихся.
Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до
сознания каждого, подключает к активному участию в обсуждении хода работы. У ученика появляется уверенность в себе. Развивается самоуправление. Наиболее оптимально распределяется в классе нагрузка с учетом склонностей и способностей каждого: поощряется активность, развивается инициатива. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
Либеральный стиль Анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет актив-
ности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен. Сочетание стиля отношения к человеку со стилем руководства и рождает стиль общения.
МОЖЕТ ЛИ ПЕДАГОГ ИМЕТЬ ОБЩЕНИЯ?
СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
Как правило, в каждом сложившемся педагогическом коллективе существует общий стиль общения педагогов с детьми, который и определяет общешкольную психологическую атмосферу и соответственно влияет на становление индивидуальных стилей общения.
Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми -сложный процесс, связанный с формированием творческой педагогической индивидуальности в целом.
МОЖЕТ ЛИ ПЕДАГОГ БЫТЬ НЕ ОБЩИТЕЛЬНЫМ, НЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ?
Такое свойство личности, как общительность, ставшее профессионально-личностным качеством, может обеспечить продуктивность педагогического общения. Общительность, как явление многоплановое, включает в себя целый ряд компонентов:
- устойчивая потребность в систематическом общении с детьми в самых различных сферах;
- органическое единство личностных и профессиональных показателей общительности;
- ощущение эмоционального благополучия, его положительное влияние на другие компоненты педагогической деятельности;
- способность к осуществлению педагогической коммуникации;
- наличие коммуникативных навыков и умении.
Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, сделать свою работу с детьми по-настоящему творческой.
Проверь свои коммуникативные и организаторские способности.
КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого, можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением, анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.
Прогностический этап общения- моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к непосредственной деятельности. Он включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает педагогу конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общение. Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения. Возможен следующий вариант последовательности коммуникативной подготовки:
1. Вспомните конкретный класс или ряд классов, в которых предстоит давать уроки, организовывать активные формы воспитывающей деятельности.
2. Попытайтесь восстановить в памяти опыт общения именно с данным коллективом (стремитесь развивать положительные ощущения и блокировать отрицательные).
3. Вспомните, какой тип общения свойственен Вам именно с данным человеком, в данном классе. Возможен ли он сегодня, вписывается ли в конкретную форму общения?
4. Попытайтесь представить, как человек или детский коллектив примет Вас.
5. Соотнесите присущий Вам стиль общения с конкретным человеком, с задачами взаимодействия. Попытайтесь добиться единства.
6. Представьте общую психологическую атмосферу реализации плана взаимодействия, что поможет выбрать средства воспитания, сделает планирование более целенаправленным.
7. Вспомните свои взаимоотношения с отдельными педагогами, учащимися, избегайте стереотипов психологических установок по отношению к людям.
8. Попытайтесь ощутить в целом предстоящую атмосферу общения. Это сделает вас более уверенным.
организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним. Этот этап, занимающий на практике от 2 до 5 минут, очень важен. Условно его называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужна техника быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего общения, осуществляется начальная стадия непосредственного взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.
Инициатива учителя в организации общения обеспечивается:
-четкостью организации начального контакта с классом;
- оперативным переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;
- оперативным достижением социально-психологического единства с классом;
- введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
- преодолением стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся;
- организацией целостного контакта со всем классом;
- постановкой задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
- сокращением запрещающих педагогических требований и расширением позитивно-ориентированных педагогических требований;
- внешним видом учителя (опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние);
- реализацией речевых и невербальных средств взаимодействия, активных включением мимики, микромимики, контакта взглядом и т.п.;
- умением «транслировать» в классе собственную расположенность к детям, дружественность;
- постановкой ярких, притягательных целей деятельности и показом путей их достижения;
- пониманием ситуативной внутренней настроенности учащихся и передачей учащимся этого понимания.
Управлением общением На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.
Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом внесения необходимых корректив.
Для организации педагогического общения важно представить, какова общая логика и технология непосредственного взаимодействия на разных его стадиях:
Прогностический «коммуникативная II Управление! Анализ осущ. этап атака» ІІ общением 1-Й сист. общения I | ||
Т! | | | |
І • | 1 г | |
. Ориентировочная | стадия | Стадия вербального | и невербального взаимодействия | |
-у- | ||
Стадия привлечения | внимания объекта 1 общения | 1 | |
Анализ педагогиче- I ской ритуации | ||
1 | 1 | |
(Стадия «зондировд- | ния души объскіа» І | [Решение педагоги- | ческой задачи | |
X | 1 | |
Стадия вербального | общения | Стадия обратной | связи | |
І | 1 | |
[Стадия обратной | связи | Стадия вербального | и невербального взаимодействия | |
1 | ||
1. Ориентировочная стадия
2. Стадия привлечения внимания объекта общения
3. Стадия «зондирования души объекта»
4. Стадия вербального общения
5. Стадия обратной связи
Педагог, войдя в класс, в течение нескольких секунд окидывает его взглядом. При этом:
- в коммуникативной памяти восстанавливаются особенности предыдущего общения в данном коллективе;
- устанавливается новая ситуация и ее оперативное соотнесение как с прошлой, так и со спланированной ранее собственной моделью взаимодействия;
- уточняется стиль, система и освоенность
предстоящей работы
Педагог использует различные варианты привлечения:
• речевой (вербальное обращение к классу);
• паузальный (с активным внутренним общением - требованием внимания);
• двигательно-знаковый (подход по классу, развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
• смешанный
Уточняет сложившиеся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и неожиданных коммуникативных задачах, определяется уровень готовности к немедленному началу продуктивного общения, выбирает оптимальный момент для его начала. Использует слово, которое должно активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности с ярко выраженным при этом личным отношением педагога к тому, о чем идет речь в ситуации общения. Определяет уровень усвоения информации, общую атмосферу урока, психологический климат, настроение ребят, их готовность к взаимодействию.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ ПРИ ОБЩЕНИИ?
Технология педагогического взаимодействия представляет собой определенную последовательность использования разнообразных средств, методов и призов педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе. Учебно-воспитательный процесс - это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций. В свою очередь педагогическая ситуация - это определенное состояние педагогической системы в конкретный промежуток времени. Педагогическая система характеризуется совокупностью определенных целей, содержания, форм, средств и методов, условий и обстоятельств, состоянием субъектов учебно-воспитательного процесса и требует от учителя-воспитателя принятия педагогически верного решения. Схематически взаимодействие педагога и воспитанников представлено на рисунке.
Воспитанник и его действия
Педагог и его действия
Цель Мотив
Метод Средства
Взаимодействие
Операционная структура действий
Операционная структура действий
Условия реализации педагогического взаимодействия
Обратная связь
КАКОВА ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДА ЧИ?
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
Анализ педагогической ситуации
1. Субъекты педагогической системы.
2. Характеристика каждого субъекта (индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы, методы, средства) составляется на момент ситуации.
3. Характеристика взаимоотношений субъектов (стиль отношений, руководства и общения педагога).
4. Условия, в которых возникла педагогическая ситуация.
5. Сверхзадача педагога.
6. Цель педагога в конкретной педагогической ситуации.
7. Задачи педагога в конкретной педагогической ситуации.
Решение педагогической задачи
1. Конкретизация задачи педагога в конкретной педагогической ситуации.
2. Выдвижение гипотезы (выбор направления действий педагога, общих методов и приемов воздействия, прогнозирование их результативности).
3. Рассмотрение разных вариантов действий педагога, прогнозирование их результативности.
4. Выбор оптимального варианта методов и приемов воздействия.
5. Детализация ( продумывание оперативной структуры действия).
6. Анализ предполагаемых результатов воздействия.
7. Осуществление педагогического взаимодействия.
8. Анализ результатов (изменений, происходящих в данной педагогической системе).
Организация и управление педагогическим общением требуют от педагога владения целым спектром методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия.
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ?
КАК ОНИ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ?
Метод воспитания - это способ организации взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на развитие ребенка.
В ходе педагогического взаимодействия учитель, воспитатель использует комплекс средств, методов и приемов педагогического воздействия.
Метод педагогического воздействия - это способ организации определенной педагогической ситуации, в результате которой у школьников возникают новые мысли, чувства, мотивы, способствующие вовлечению ребенка в разнообразную деятельность и стимулирующие его развитие.
Методы и приемы педагогического воздействия отбираются в ходе анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.
Таким образом, через методы или приемы воздействия реализуются методы воспитания в практике.
В сегодняшней школе, провозгласившей главными принципами своего существования демократизацию, гуманизацию и сотрудничество, названные методы перестают быть инструментом одностороннего воздействия педагога на воспитанника, а становятся элементом операционной структуры взаимодействия взрослых и детей в едином учебно-воспитательном процессе. С этой точки зрения и следует рассматривать характеристику традиционных методов.
Педагогическое требование предполагает постановку воспитанника в ситуацию выполнения определенных действий. Оно обеспечивает стимулирование или торможение тех или иных действий учащихся, их поступков, поведения в целом путем проявления личного отношения педагога к воспитаннику.
Без продуманных, обоснованных требований педагога немыслима организация учебной и внеучебной деятельности школьников. Опытный педагог идет к детям с развернутой программой действий, и его требования есть средство реализации этой программы в делах и поступках воспи-туемых.
В практике сложились два основных вида требований педагога: непосредственные, когда они обращены к тем детям, от которых воспитатель добивается определенных действий, и опосредственные, когда воспитатель своими требованиями вызывает у детей их последующие требования к своим товарищам.
Эти виды требований могут быть предъявлены в прямой и косвенной форме.
Прямое требование содержит четкое, конкретное указание («Выйти к доске с тетрадью», «На уроки приносите линейки, карандаши», «Для лабораторных работ заведите отдельную тетрадь» и т.п.). Особенно действенно оно в начале работы с детским коллективом. Еще А.С.Макаренко писал: «Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающих уговариваний, тот делает ошибку».
Прямое требование необходимо и там, где педагог организует новую для детей деятельность. В этом случае оно сходно с инструктажем.
Применяя прямые требования, педагог вступает в определенные отношения с детьми и одновременно формирует у них отношение к выполняемой деятельности. Тем самым он подготавливает условия для более широкого применения косвенных требований.
В косвенных требованиях в качестве стимулов не столько используется содержание самих требований, сколько принимаются во внимание те чувства и переживания детей, которые вызывает данная форма обращения к ним.
В зависимости от того, как воспитатель относится к ребенку и к тому, что и как он делает, косвенные требования делятся на три группы.
КОСВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Прием
Нейтральное
Отрицательное
Характер отношения
педагога
Выражение положительного отношения
Отношение отчетливо не проявляется, но основывается на уже сложившемся отношении воспитанников к той или иной деятельности
Негативное отношение к
деятельности и поведению
воспитанников
Просьба, одобрение, ______доверие______
Совет, намек, условное
требование в игровом
оформлении
Осуждение, выражение
недоверия, предостережение
Педагогическая литература дает достаточно подробную характеристику данных методов педагогического взаимодействия. При предъявлении-требования следует помнить:
1. Требование должно быть доведено до логического конца.
2. Требование должно быть инструктивным, то есть однозначным, четким, ясным и конкретным.
3. Требование должно быть конструктивным. Важно не только предъявить требование, но и показать пути его выполнения.
4. Требование должно быть позитивным, то есть вызывать совершенно определенные действия, не запрещать, не тормозить те или иные действия детей, а нести позитивную программу их деятельности.
5. Требование должно быть доступным на данный момент времени для каждого ученика.
Перспектива -метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность детей путем постановки
перед ними увлекательных, значимых целей. При этом достижение их становится личным стремлением, желанием и интересом воспитанника.
Назначение метода перспективы состоит в том, чтобы превратить цель и задачи общественно полезной деятельности коллектива учащихся из внешнего стимула во внутренние побуждения какого из его членов. Метод перспективы позволяет педагогу, органам ученического самоуправления последовательно направлять развитие коллектива, обогащать его содержание. Достигается это выстраиванием перспектив разного масштаба в определенную систему.
| ПЕРСПЕКТИВЫ |
- — 1 — — | 11^:^^™,^™™^^™, | ||
БЛИЗКИЕ | ЩЩ^1ШЖ1!1ШШН | ||
То или иное радостное, интересное событие, которое ожидает учащихся в ближайшее время (через несколько часов, завтра, через неделю) | Ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени (подготовка к празднику, летним каникулам, к многодневному походу) | ЖІПІІСІІІІІ.КГ планы детей, связанные, как правило, с выбором профессии, на осуществление которых уходят годы |
Метод перспективы
Поощрение и наказание - метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их нежелательные действия и поступки.
Содержание поощрения и наказания состоит во внесении корректив в отдельные права и обязанности учащихся как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности. Поощрение и наказание могут быть связаны с изменением обязанностей детей. В этих случаях расширение и ограничение обязанностей попеременно выступает как мера поощрения или наказания, особенно на начальном этапе организации коллектива. Поощрения и наказания могут быть связаны с изменением и в правах. детей. Расширение прав выступает как мера поощрения, а их ограничение как наказание.
В школьной практике используются различные средства поощрений и наказаний.
«— | ~^— -* | |
ПООЩРЕНИЯ > вынесение благодарности > вручение подарка, премии > награждение медалью за успехи в учебе | НАКАЗАНИЯ > объявление замечания > выговор ^ исключение из школы |
Средства поощрения и наказания
Общественное мнение - метод педагогического взаимодействия,
который как бы вбирает в себя все остальные, так как привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно-значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания.
Назначение метода общественного мления состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций.
Общественное мнение есть и в плохо организованном коллективе, но в этом случае оно может иметь и отрицательную направленность, противостоять единым педагогическим требованиям, быть ложным.
Воспитательные функции общественного мнения находят свое выражение в том, что сам детский коллектив использует все методы педагогического взаимодействия в их многообразных видах и формах.
Общественное мнение может проявляться при обсуждении и принятии решений органами коллектива, в действиях уполномоченных лиц, членов ученического актива, ответственных за различные участки работы (дежурных бригадиров, консультантов по предмету, председателей совета Іела и т.д.), в печатных органах коллектива и на школьном радио, в личных отношениях членов коллектива.
В общении друг с другом дети учатся подлинной принципиальности, критичной и самокритичной оценке своего поведения и поведения
своих товарищей. Атмосфера чуткого, доброжелательного и в то же время
требовательного, по-товарищески взыскательного отношения воспитанников друг к другу не создается специальными приемами, а формируется
благодаря постоянному ненавязчивому участию педагогов во всех делах
коллектива, реальной демократии школьного самоуправления. Эффектив-
ность общественного мнения обеспечивается направлением общественного
мнения на решение наиболее актуальных и значимых в воспитательном
отношении задач и расширением масштабов действия общественного мнения как по числу учащихся, на которых оно действенно влияет, так и по широте охватываемых вопросов. Чем беднее, однообразнее деятельность школьного коллектива, тем уже круг интересов детей, следовательно, тем более односторонне формируется общественное мнение.
ЧТО ТАКОЕ МЕТОДЫ КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ?
В школьной практике широко используются методы коммуникативного воздействия: убеждение, внушение, «заражение».
Убеждение- это способ влияния одного человека на других, когда его взгляды и мнение передаются посредством аргументации.
Внушение- это такое психическое воздействие, которое воспринимается человеком без должного контроля сознания, но приобретает существенное значение для его представлений, установок, мотивов и актов деятельности.
Педагогу-воспитателю важно знать и использовать в работе следующие принципы педагогического взаимодействия:
- педагогический оптимизм;
- уважение к воспитаннику;
- понимание душевного состояния воспитанника;
- раскрытие мотивов и внешних обстоятельств поступков ученика;
- учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей ученика (темперамент, способности, возможности, интересы, потребности, идеалы);
- учет педагогической ситуации.
Профессиональное владение методикой педагогического взаимодействия складывается из следующих основных элементов:
- умение вдумчиво проводить анализ жизни и поступков детей, их видов и форм, а также условий их эффективного применения;
- владение набором специальных знаний я навыков практического использования приемов взаимодействия, т.е. педагогической техникой.
Для успешного применения приемов педагогического взаимодействия особенно важно уметь предвидеть тот воспитательный эффект, который может быть достигнут в той или иной ситуации.
Особое значение для педагога приобретает правильный набор метода, его вида и формы в зависимости от конкретной педагогической
ситуации. Всякое формальное копирование методов и приемов обречено на провал.
Мастеру-педагогу, кроме владения методами педагогического взаимодействия, необходим навык быстрого ориентирования в сложной ситуации, чтобы найти для данных условий единственный по своей эффективности прием.
Молодому педагогу предлагаем воспользоваться следующими советами - вдумчиво анализируйте поступки детей, воспитательный процесс.
ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон и решении проблемы, имеющей значимость для каждого из участников.
Конфликт = проблема (противоречие) + конфликтная ситуация + участники + инцидент.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства сторон в силу возникших противоречий.
При взаимодействии людей противоречия существуют всегда
(противоречие –это рассогласование):
- мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
- взглядов, убеждений;
- понимания, интерпретации информации;
- ожиданий, позиций;
- оценок и самооценок;
- знаний, умений, способностей;
- эмоциональных психических состояний;
- целей, средств, способов осуществления деятельности.
В педагогическом процессе возникают педагогические конфликты (между учителями и детьми), а также деловые, производственные конфликты между коллегами.
Они могут быть конструктивные, направленные на развитие коллектива и улучшение качества работы, и деструктивные, направленные на удовлетворение только личных амбиций, притязаний, самоутверждение за счет других.
Инцидент - это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
КАК РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?
Существуют пустые конфликты, когда проявление грубости, резкости, раздражения со стороны собеседника обижает партнера. Следует помнить, что проявление негативных чувств может быть результатом нездоровья, плохого самочувствия нашего собеседника (70% детей с кишечно-желудочными заболеваниями обычно проявляют резкость и раздражительность в общении).
Проявление заботы, внимания к человеку в этом случае быстрее снимет конфликт, чем наша обида.
При содержательных конфликтах (столкновение оценок, потребностей и т.д.) необходимо грамотное их разрешение.
Разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их взаимоотношений.
При разрешении конфликта с детьми необходимо использовать алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.
При производственном конфликте также можно использовать эту технологию. При этом рекомендуется провести тщательную аналитическую работу.
1. При вступлении в конфликт:
• определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);
• определите ваши ценностные альтернативы;
• выберите одну из них, исходя из последствий, которые они влекут за собой;
• проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);
• определите причины возникновения конфликта (те противоречия, которые привели к его возникновению, цели и мотивы участников конфликта);
• проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;
- выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивном разрешении;
• определите свои задачи (каков должен быть позитивный результат, удовлетворяющий интересы обеих сторон и улучшающий дело);
• выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни одну из сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов решения конфликта.
2. Возьмите на себя управление разрешением конфликта:
- проявите инициативу в поиске консенсуса; кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу);
- в начале переговоров используйте «Я-сообщение», «Активное слушание»;
- дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;
- не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;
- обосновывайте, аргументируйте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает способ «беспроигрышного разрешения конфликтов» с детьми. Его технология:
1. Активное слушание.
2. «Я- сообщение».
3. Сбор возможных решений: «Как же нам быть?».
4. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.
5. Детализация принятого решения.
6. Выполнение принятого решения, контроль.
7. Анализ осуществленного дела.
Лучше, если деятельность будет анализировать сам ребенок, например, после вопроса: «Как у нас идут дела?».
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ?
Такие, способы есть: «Активное слушание» и «Я-сообщение» предупреждают возникновение конфронтации между педагогом и ребенком.
«Активное слушание» (констатация чувств собеседника). Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, даже когда он голоден или устал, мы говорим, что у него эмоциональная проблема.
Первое, что нужно сделать, - дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств ребенка помогает снять конфликт или напряжение. Например: учитель беседует с подравшимися подростками.
Учитель: Чувствую, вы оба обижены, оскорблены случившимся. (Пауза. Ждем высказывания детей.)
«Я-сообщение» (констатация своих чувств). Если что-нибудь не нравится в действиях ребенка - не упрекать. На упреки типа «Опять ты!» ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. «Я - сообщение» имеет ряд преимуществ:
*оно позволяет в необидной форме выразить негативные чувства;
* позволяет ребенку узнать ощущения и чувства педагога; когда мы
искренни, то и дети становятся искренней;
* высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора,
мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение
и учесть наши переживания.
КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ?
Существует ряд правил:
- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
ПРОВЕРЬТЕ, КОНФЛИКТНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК
Самопознание - путь к профессиональному мастерству
Как вы поступаете в конфликтной ситуации?
Тест «Уровень конфликтности личности»
При ответе выберите один вариант ответа
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы
подчинить своей воле других?
а) нет;
б) когда как;
в) да.
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а, возможно и ненавидят?
а) да;
б) ответить затрудняюсь;
в) нет.
3. Кто вы в большей степени?
а) пацифист;
б) принципиальный;
в) предприимчивый.
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
а) часто;
б) периодически;
в) редко.
5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
а) разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в се целесообразности;
б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;
в) чаще бы советовался с людьми.
6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
а) пессимизм;
б) плохое настроение;
в) обида на самого себя.
7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
а) да;
б) скорее всего да;
в) нет.
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?
а) да;
б) скорее всего да;
в) нет.
9. Из приведенных ниже личностных качеств вы стараетесь изжить в себе:
а) раздражительность;
б) обидчивость;
в) нетерпимость критики других.
10. Кто вы в большей степени?
а) независимый;
б) лидер;
в) генератор идей.
11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
а) экстравагантным;
б) оптимистом;
в) настойчивым.
12. Против чего вам чаще всего приходится бороться?
13. Что для вас наиболее характерно?
а) недооцениваю свои способности;
б) оцениваю свои способности достаточно объективно;
в) переоцениваю свои способности.
14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с другими людьми?
а) излишняя инициативность;
б) излишняя критичность;
в) излишняя прямолинейность.
Баллы ответов:
1) 1-2,3 6) 2,3,1 Ю) 3,1,2
2) 3,2,1 7) 3,2,1 11) 2,1,3
3) 1Д2 8) 3,2,1 12) 3,2,1
4) 3,2,1 9) 2,1,3 , 13) 2,1,3
5) 3,2,1 14) 1,2,3
Уровни_развития конфликтности
14 - 17 баллов - очень низкий; 18 - 20 баллов - низкий; 21 - 23 балла - ниже среднего; 24 - 32 балла - средний; 33 - 35 баллов - выше среднего; 36 - 38 баллов - высокий; 39 - 42 балла - очень высокий.
Самотест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто - 3 балла, от случая к случаю — 2, редко — 1 балл.
1. Угрожаю.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь, найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножк:о уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: А(1,6,11), В(2,7,12), С(3,6,1З), Д(4,9,14), Е(5,10,15).
Подсчитайте сумму баллов по каждой колонке. Где сумма оказалась самой высокой, это и есть ваш стиль решения конфликтов
Анализ результатов.
А - «жесткий стиль решения конфликтов». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараетесь выиграть. Вы уверены, что всегда правы.
В - примиренческий стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться, во время спора пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
С - компромиссный стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тест «Умение создать творческую атмосферу в коллективе»
При ответе на вопрос ставьте знак «+», если вы согласны, и знак <*-», если
не согласны с утверждением,
1. Мне больше нравятся дети с необычными и интересными мыслями, чем
знающие и умеющие.
2.. Я не боюсь вслух: перед другими сомневаться и размышлять.
3. Мне нравится, когда мои просьбы выполняются быстро и точно.
4. Меня раздражают споры и обсуждения, когда дело «стоит».
5. Я считаю, что подростки часто без взрослых знают, что и как делать.
6. В общении с людьми я обычно терпимо отношусь к «сумасшедшим» идеям и не отвергаю их сразу.
7. Я считаю, что поддержание дисциплины лучше воспитывает, чем споры и диспуты.
8. Я думаю, что рисунки на заборах и зданиях - это невоспитанность и хулиганство.
9. Когда я слышу советы и предложения других людей, то думачо о том, как лучше их применить и использовать.
10. Я могу посмеяться вместе с другими над собой.
11. Ошибаются обычно те, кто не слушает других, пренебрегает советами более опытных людей.
12. Когда я говорю другим, что делать, то стараюсь подробно объяснять им, как это делать.
Ключ к тесту: 1.(+), 2 (+), 3 (-), 4 (-), 5 (+), 6 (+), 7(-), 8(-), 9(+), 10(+), 11.(-),
12(-)
Подсчитайте количество совпадений.
Если _у _вас количество_совпадений: 3 балла и меньше, то скорее всего вы стараетесь все сделать за других и все контролировать. Вам трудно иногда услышать идею, которая резко отличается от нашей. Вам следует найти в себе возможность создавать для других людей творческую атмосферу. Вы можете ставить перед другими четкие; цели и задачи, но лучше, если средства и методы они будут искать и находить самостоятельно. Выдумка и фантазия подростков дадут им возможность сделать это. Конечно, стоит им объяснить, какие бывают средства, если они в затруднении. Но лучше предложить на выбор несколько и вместе обсудить полезность каждого. Будьте терпимее к выдумкам и необычным идеям. Иногда они могут пригодиться.
Тем, у кого 9 баллов и больше, хочется пожелать успехов. И посоветовать, что создание творческой атмосферы не должно превращаться во вседозволенность.
СОВЕТЫ МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ
Обдумайте возможность предварительного знакомства со споим будущим классом. Познакомьтесь с тем, как это делает Ш.А. Амонашви-ли (Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983, 'С. 10-12. Заочное знакомство). Как изменится в этом случае ситуация первой встречи с детьми?
-Как добиться эмоционального благополучия в классе? Перед входом в класс постарайтесь добиться ощущения бодрости в теле, мобилизовать себя. Теперь можно входить в класс. Начинайте действовать уверенно и спокойно.
-Найдите удобное место и позу, меняйте свое положение, если оно Вас почему-либо не устраивает, пока не почувствуете себя хорошо.
-Подумайте, не мешает ли Вам что-нибудь в Вашем теле. Руки - их некуда деть. Займите их чем-нибудь необходимым. Пройдите по классу, найдите удобный для Вас ритм движения.
-Как сформировать у себя непрерывное устойчивое внимание, навыки перераспределения внимания, сосредоточения в общении?
Чтобы внимание в классе в первые минуты общения не рассеивалось, соберите его по «кругам внимания» (К.С.Станиславский):
* сосредоточьтесь сначала на одном ученике («малый круг внимания);
* постепенно расширяйте до группы учащихся («средний круг»);
* теперь можно организовать «большой круг» внимания - видеть весь класс. Как только чувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, родителей (объясните это им), а также узнайте, что они думают по этому поводу.
Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Не подсказывайте решения, а показывайте пути к нему, разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Сразу дайте положительную оценку поступка.
КАК ВЫРАЖАТЬ НЕУДОВОЛЬСТВИЕ ПОСТУПКАМИ ДЕТЕЙ?
1. Можно выразить неудовольствие действиями ребенка, но не ребенком.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были. Раз они возникли, значит есть причины.
3. Недовольство действиями ребенка не может возникать то и дело - иначе это перерастет в неприятие ребенка.
4. Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
5. Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?
Основные принципы общения с ребенком - БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА: исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка -
- значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
- проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом, «Уважать - душевно признавать достоинства человека» (В. Даль);
- осознание и признание права личности быть непохожей на других;
- предоставление права на свободу выбора;
Ч> оценка не личности ребенка, а его деятельности; Ч> владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация), каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
Ч> учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения:
- проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае приме
нять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка); - уметь слушать;
- уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой,
позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с внима
нием и уважением, не прерывать собеседника; - уметь говорить:
^ владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность);
^ управлять голосом (интонация, дикция);
^ управлять мимикой, жестом;
^ уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога;
•^ уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций, «Свечение» (В.Л. Леви), излучение тепла, любви, доброжелательности.
Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении пед. процессом 491
телей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"
Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...
Программа родительских встреч с неблагополучными семьями «Семья и школа»
В настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформирова...
Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»
Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...
Презентация родительского собрания на тему: "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка"
Презентация...
Родительское собрание "Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка."
Тематическое родительское собрание...