Классный час "Охрана окружающей среды".
классный час (4 класс)

Бородкина Антонина Ивановна

Сценарий классного часа для учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_ohrana_okruzhayushchey_sredy.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Охрана окружающей среды» в 4 А классе

Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха»,  «Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений».  

Оформление: на доске – эпиграф:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!  Е.Евтушенко

I.  Вступительное слово учителя

Здравствуйте уважаемые родители, любимые мои мальчики и девочки! Поздравляю вас с началом нового учебного года.

Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Вы теперь – четвероклассники! Для вас этот учебный год последний год обучения в начальной школе. Надеюсь, все трудности, которые предстанут перед нами в этом году, мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем продолжать учиться дружить. т. к. в нашем классе вновь пополнение,  с нами вместе будут учиться 3 новеньких ученика. Это Иванова Валерия, Никитин Даниил и Пиготова Елена. Добро пожаловать, ребята, в наш дружный 4 А класс! Надеюсь, что вы, детки, подружитесь и поможете новичкам во всем.

Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.

Хочу вам пожелать в новом учебном году здоровья, чтобы наши с вами встречи не прерывались из-за болезней, опозданий и прогулов, пожелать успехов в учёбе ребятам, а родителям – мудрости и понимания. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, и тепло от доброго отношения друг к другу. В добрый путь!

 II. Определение темы и цели занятия.

Учитель: Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко и определите тему нашего занятия. 
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
( Дети высказывают своё мнение) 

Учитель: Молодцы, ребята, вы, верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.

Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.

III.    Работа над темой урока.

       – Ребята, а как называется наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах? (Экология)

Природа переживает сегодня большие потрясения. Всё чаще тревожно звучат слова: плохая экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.
И это все изучает наука – 
экология. 

В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.
- Как вы думаете, а какой дом изучает экология? 
(общий для всех дом – нашу планету).

И в этом доме все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

И вы все сегодня представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа  - отдел по охране определенных природных богатств. Прочитайте табличку на своём столе.

Наш 4 «А» получил электронное письмо. ( Слайд №2  )

Предлагаю его прочитать.

      Демонстрация презентации. (слайды № 3-11)

-На  кого эти жалобы? (На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.)

- А может ли человек быть всех главней? (Нет, он  часть природы.)

- С какой скрытой просьбой обращается к человеку природа? (Беречь природу)

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?

- Что же могут делать и делают школьники? ( Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)

2. Беседа  «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

3. Интерактивная беседа.

- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

(Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.)

- Это доказывает то, что в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

Игра « Продолжай, не зевай»

Учитель:
Ребята, поиграем в игру «Продолжай, не зевай» и проверим знаете ли Вы пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.
( Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.)


Земля хоть и кормит…( но и сама есть просит.).
Много воды …( много травы.)
Не нужна соловью …(золотая клетка), а нужна ему…( земная ветка.)
Срубили кусты …(прощай птицы.)
Судьба природы …( судьба Родины. )
Учитель: Как вы понимаете смыл пословицы : « Судьба природы - судьба Родины »?

Физкульминутка.

Игра «Похлопаем - потопаем»

Учитель. Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.

+ Разоряют птичьи гнезда.

+ Уничтожают несъедобные грибы.

+ Вырывают растения с корнем.

+ Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки.

+ Рвут охапками цветы.

+ Сажают деревья.

+ Оберегают родники.

+ Ставят капканы.

+ Ломают ветки деревьев.

+ Разоряют муравейники.

+ Высаживают цветы на клумбах и балконах.

+ Мусорят в лесу.

+ Жгут прошлогоднюю траву.

+ Участвуют в очистке водоемов от мусора.

Конкурс "Небылицы"

Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.

- Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на берёзе птичку размером с майского жука - это была колибри. (У нас нет такой птички)

- У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово)

- Учащиеся высаживали на аллее клен, липу, можжевельник, березу. Всё это лиственные деревья. (Можжевельник хвойное дерево кустарник)

- Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)

Некоторые виды подснежников внесены в Красные книги. Как и многие другие первоцветы, подснежники нуждаются в государственной охране. В продаже запрещены сорванные в лесу подснежники, нарушителям грозит штраф. Разрешена продажа подснежников, выращенных в теплицах 

Ученик:

Красная Книга – Красная! 
Значит, природа в опасности!
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий 
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!

  Ученик:

Ребята, помните!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеет защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

1. Задания группам.

- Помните, что в данный момент вы - экологи и  будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который  укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.

Перед вами  жалобы  из писем в экологическую газету.

Давайте разберем их. (Дети по одному читают жалобы и отвечают все отделы сообща.)

 

1 группа.    Отдел воздуха

-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.

В  атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!

Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы  мы дышали чистым воздухом?

Свод правил 1 группы.

  1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.

  2.  Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.

2 группа  Отдел охраны воды.

Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?"
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя.

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Свод правил 2 группы.

1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.  

2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде

3 группа. Отдел охраны растений

 -Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?

Свод правил 3 группа.

 Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Давайте решим экологическую задачу:  «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей)

Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?

4 группа. Отдел охраны животных.

Учёные подсчитали:  только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.

Проблемный вопрос.  Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?

Свод правил 4 группа.  
— Не охотится на редких животных,  не ловить,  не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.

Учитель: Запомните это правило.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя». 

Учитель:

- Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте еще раз эпиграф к нашему классному часу. (читает).

О чём говорит здесь поэт? (Что нужно беречь природу. Что нельзя убивать зверей. Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.)

-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.  Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.  Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.)  

Учитель:

-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

                     Мы хотим, чтоб птицы пели,

                     Чтоб вокруг леса шумели,

                     Чтобы были голубыми небеса,

                     Чтобы речка серебрилась,

                     Чтобы бабочка резвилась,

                     И была на ягодах роса.

                     Мы хотим, чтоб солнце грело

                     И березка зеленела,

                     И под елкой жил смешной колючий еж.

                     Чтобы белочка скакала,

                      Чтобы радуга сверкала,

                      Чтобы летом лил веселый дождь.  

- Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.

Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.

 

                    Ученик: Мы обещаем:

                                    Нор звериных, птичьего гнезда

                                     Разорять не будем никогда!

                                     Пусть птенцам и маленьким зверятам,

                                     Хорошо живется с нами рядом!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией)

Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией) ...

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!

В ходе данного мероприятия в детях воспитывается гуманное отношение к природе, чувство ответственности ко всему живому на Земле. Действие происходит в игровой занимательной форме. Перед детьми ставятс...

Классный час по экологии окружающей среды

Содержание: Что такое экология и глобальные проблемы. Воздействие окружающей среды на здоровье. городского населения. Проблема городских отходов. Зеленые насаждения в городах....

Классный час "Охрана окружающей среды"

Воспитание бережного отношения к окружающей природе....

Классный час " Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды"

Классный час посвящен экологическим проблемам в природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде....