Классный час "Охрана окружающей среды".
классный час (4 класс)
Сценарий классного часа для учащихся 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_na_temu_ohrana_okruzhayushchey_sredy.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему «Охрана окружающей среды» в 4 А классе
Оборудование. Таблички с названием отделов «Отдел охраны воздуха», «Отдел охраны воды», « Отдел охраны животных», «Отдел охраны растений».
Оформление: на доске – эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
I. Вступительное слово учителя
Здравствуйте уважаемые родители, любимые мои мальчики и девочки! Поздравляю вас с началом нового учебного года.
Школьная жизнь - как будто лесенка знаний. Вы поднимаетесь всё выше и выше - от одной ступеньки к другой, более трудной. Вы теперь – четвероклассники! Для вас этот учебный год последний год обучения в начальной школе. Надеюсь, все трудности, которые предстанут перед нами в этом году, мы преодолеем с вами вместе. Будем учиться не только наукам, но и будем продолжать учиться дружить. т. к. в нашем классе вновь пополнение, с нами вместе будут учиться 3 новеньких ученика. Это Иванова Валерия, Никитин Даниил и Пиготова Елена. Добро пожаловать, ребята, в наш дружный 4 А класс! Надеюсь, что вы, детки, подружитесь и поможете новичкам во всем.
Ведь главное - чтобы каждый из вас стал хорошим, добрым, надёжным человеком.
Хочу вам пожелать в новом учебном году здоровья, чтобы наши с вами встречи не прерывались из-за болезней, опозданий и прогулов, пожелать успехов в учёбе ребятам, а родителям – мудрости и понимания. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, и тепло от доброго отношения друг к другу. В добрый путь!
II. Определение темы и цели занятия.
Учитель: Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко и определите тему нашего занятия.
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко
( Дети высказывают своё мнение)
Учитель: Молодцы, ребята, вы, верно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней.
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
III. Работа над темой урока.
– Ребята, а как называется наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах? (Экология)
Природа переживает сегодня большие потрясения. Всё чаще тревожно звучат слова: плохая экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.
И это все изучает наука – экология.
В переводе с греческого языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.
- Как вы думаете, а какой дом изучает экология? (общий для всех дом – нашу планету).
И в этом доме все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
И вы все сегодня представляете «Комитет по охране природы». Каждая группа - отдел по охране определенных природных богатств. Прочитайте табличку на своём столе.
Наш 4 «А» получил электронное письмо. ( Слайд №2 )
Предлагаю его прочитать.
Демонстрация презентации. (слайды № 3-11)
-На кого эти жалобы? (На человека, который загрязняет воздух, воду, природу.)
- А может ли человек быть всех главней? (Нет, он часть природы.)
- С какой скрытой просьбой обращается к человеку природа? (Беречь природу)
- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?
- Что же могут делать и делают школьники? ( Они могут многое. Их помощь природе очень разнообразна. (Например: борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы.)
2. Беседа «Нужны ли комары?».
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
3. Интерактивная беседа.
- Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
(Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.)
- Это доказывает то, что в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.
Игра « Продолжай, не зевай»
Учитель:
Ребята, поиграем в игру «Продолжай, не зевай» и проверим знаете ли Вы пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. ( Учитель называет первую часть пословицы, а ребята продолжают.)
Земля хоть и кормит…( но и сама есть просит.).
Много воды …( много травы.)
Не нужна соловью …(золотая клетка), а нужна ему…( земная ветка.)
Срубили кусты …(прощай птицы.)
Судьба природы …( судьба Родины. )
Учитель: Как вы понимаете смыл пословицы : « Судьба природы - судьба Родины »?
Физкульминутка.
Игра «Похлопаем - потопаем»
Учитель. Сейчас я буду называть фразы. Подумайте, делают ли это друзья природы. Если да — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами.
+ Разоряют птичьи гнезда.
+ Уничтожают несъедобные грибы.
+ Вырывают растения с корнем.
+ Вывешивают на деревьях и шестах скворечники и кормушки.
+ Рвут охапками цветы.
+ Сажают деревья.
+ Оберегают родники.
+ Ставят капканы.
+ Ломают ветки деревьев.
+ Разоряют муравейники.
+ Высаживают цветы на клумбах и балконах.
+ Мусорят в лесу.
+ Жгут прошлогоднюю траву.
+ Участвуют в очистке водоемов от мусора.
Конкурс "Небылицы"
Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.
- Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на берёзе птичку размером с майского жука - это была колибри. (У нас нет такой птички)
- У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово)
- Учащиеся высаживали на аллее клен, липу, можжевельник, березу. Всё это лиственные деревья. (Можжевельник хвойное дерево кустарник)
- Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)
Некоторые виды подснежников внесены в Красные книги. Как и многие другие первоцветы, подснежники нуждаются в государственной охране. В продаже запрещены сорванные в лесу подснежники, нарушителям грозит штраф. Разрешена продажа подснежников, выращенных в теплицах
Ученик:
Красная Книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Ученик:
Ребята, помните!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
1. Задания группам.
- Помните, что в данный момент вы - экологи и будете решать очень серьёзную проблему окружающего мира от жестокости, равнодушия, пренебрежительности людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
Перед вами жалобы из писем в экологическую газету.
Давайте разберем их. (Дети по одному читают жалобы и отвечают все отделы сообща.)
1 группа. Отдел воздуха
-Воздух на Земле еще называют атмосферой, т.е. воздушной средой, оболочкой или небом, как говорят дети.
В атмосфере накапливается много вредных веществ, которыми мы дышим!
Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
Свод правил 1 группы.
1. Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой.
2. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
3. А ещё заводы и фабрики не должны делать выбросов вредных веществ. Тогда нам всем будет дышать легко.
2 группа Отдел охраны воды.
Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?"
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя.
Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?
Свод правил 2 группы.
1.Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
2. Беречь воду от загрязнения. Не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них в них машины. Много грязи попадает в воду от заводов и фабрик.
3. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая и рыба появилась в чистой воде
3 группа. Отдел охраны растений
-Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Проблемный вопрос. Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?
Свод правил 3 группа.
Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
Давайте решим экологическую задачу: «В путешествие отправились 10 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?» (ответы детей)
Ландыши — люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступили в 1 класс. В каком классе они будут учиться, когда зацветет ландыш?
4 группа. Отдел охраны животных.
Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь животных.
Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы численность животных не уменьшалась?
Свод правил 4 группа.
— Не охотится на редких животных, не ловить, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков.
Учитель: Запомните это правило.
7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
Учитель:
- Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте еще раз эпиграф к нашему классному часу. (читает).
О чём говорит здесь поэт? (Что нужно беречь природу. Что нельзя убивать зверей. Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.)
-Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? (Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д. Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке. Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.)
Учитель:
-Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять эти качества своего характера. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
- Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш родной край ухоженным и красивым.
Птицам – небо, зверю – леса, рыбе – вода, а человеку – Родина.
Ученик: Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией)
Классный час по экологии окружающей среды. (с презентацией) ...
Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
В ходе данного мероприятия в детях воспитывается гуманное отношение к природе, чувство ответственности ко всему живому на Земле. Действие происходит в игровой занимательной форме. Перед детьми ставятс...
Классный час по экологии окружающей среды
Содержание: Что такое экология и глобальные проблемы. Воздействие окружающей среды на здоровье. городского населения. Проблема городских отходов. Зеленые насаждения в городах....
Классный час "Охрана окружающей среды"
Воспитание бережного отношения к окружающей природе....
Классный час " Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды"
Классный час посвящен экологическим проблемам в природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде....