Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"
рабочая программа
ПРОГРАММА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svn_finansovaya_gramotnost.docx | 37.81 КБ |
2_klfunkts_gramotn.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО | зам. директора по УВР | директор МБОУ ВСОШ |
протокол № ______ | _____________________ | ___________________ |
«_____»_______20 _ г. | В.М.Золотуева | |
Руководитель МО_________ | «_____»_______20 _ г. | Приказ № __ от «__»____ 20 г МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
финансовая грамотность
для 3 класса
срок реализации 2022– 2023 учебный год
34 учебных часа
Разработчик программы:
ФИО: Стерликова Валентина Николаевна
Учитель: Стерликова Валентина Николаевна
Цель и задачи курса
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Общая характеристика курса
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Используемые технологии:
- групповые технологии;
- технология развивающего обучения;
- игровая технология;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- проблемное обучение;
- информационные технологии.
Используемые методы работы:
- объяснительно-иллюстративные,
- проблемно-поисковый, рассказ,
- беседа,
- практикум,
- самостоятельная работа.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдаётся дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные,
- классные и внеклассные.
Средства обучения:
- наглядные пособия,
- технические средства,
- цифровые образовательные ресурсы,
- Интернет-ресурсы.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
Курс в 3 классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
1. Что такое деньги и откуда они взялись
Тема 1. Как появились деньги.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
Компетенции
• Объяснять выгоды обмена.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.
• Описывать ситуации, в которых используются деньги.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в X веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гербовая царская печать. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. «Орёл». «Решка».
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать устройство монеты.
• Приводить примеры первых монет.
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине П. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Основные понятия
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились бумажные деньги.
• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.
• Приводить примеры первых бумажных денег.
• Описывать первые российские бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.
Компетенции
• Сравнивать виды денег.
• Объяснять роль банков.
• Объяснять условия вкладов и кредитов.
• Рассчитывать проценты на простых примерах*.
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
• Составлять собственный план расходов.
4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Содержание программы для 3 класса
№ п/п | Тема | Содержание | Виды деятельности | |
1 | Откуда в семье берутся деньги. | Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. | Описывать и сравнивать источники доходов семьи. Объяснять причины различий в заработной плате. Объяснять, кому и почему платят пособия. Приводить примеры того, что можно сдать в аренду | |
2 | На что тратятся деньги. | Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. | Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. Сравнивать покупки по степени необходимости. Различать планируемые и непредвиденные расходы. Объяснять, как появляются сбережения и долги | |
3 | Как с умом управлять своими деньгами. | Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. | Объяснять, как управлять деньгами. Сравнивать доходы и расходы. Объяснять, как можно экономить. Составлять бюджет на простом примере | |
4 | Как делать сбережения. | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или | Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» 3 класс 2022 -2023 учебный год
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата проведения |
1. Как появились деньги.Откуда в семье берутся деньги | |||
1 | Как появились деньги. | 1 | |
2 | Как появились деньги. Игра «Обмен товарами». | 1 | |
3 | История монет. Коллекция нумизмата | 1 | |
4 | Клады, лотереи, наследство | 1 | |
5 | Клады, лотереи, наследство .Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» | 1 | |
6 | Заработная плата | 1 | |
7 | Заработная плата | 1 | |
8 | Пенсии, пособия , стипендии | 1 | |
9 | Пенсии,пособия , стипендии | 1 | |
10 | Мини-исследование «Основные доходы в семье» | 1 | |
11 | Аренда и проценты в банке, кредиты | 1 | |
12 | Игра «Магазин-кредит». | 1 | |
2. На что тратятся деньги | |||
13 | На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое | 1 | |
14 | На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое | 1 | |
15 | Сбережения и непредвиденные расходы | 1 | |
16 | Сбережения и непредвиденные расходы | 1 | |
17 | Вредные привычки | 1 | |
18 | Хобби | 1 | |
3.Как с умом управлять своими деньгами | |||
19 | Как с умом управлять своими деньгами. Расходы и доходы. | 1 | |
20 | Расходы и доходы. | 1 | |
21 | Считаем деньги | 1 | |
22 | Что такое экономия? | 1 | |
23 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
24 | Учимся экономить. Правильное распоряжение деньгами | 1 | |
4. Как делать сбережения | |||
25 | Как откладывать деньги | 1 | |
26 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | |
27 | Как распорядиться своими сбережениями. | 1 | |
28 | Кого называют банкротом? | 1 | |
29 | Налоги. Долги. Штрафы. | 1 | |
30 | Карманные деньги | 1 | |
31 | Коммунальные услуги. Обязательные расходы. | 1 | |
32 | Сбережения (накопления). | 1 | |
33 | Игра «Распредели семейный бюджет» | 1 | |
34 | Как накопить на мечту | 1 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО | зам. директора по УВР | директор МБОУ ВСОШ |
протокол № ______ | _____________________ | ___________________ |
«_____»_______20 _ г. | В.М.Золотуева | |
Руководитель МО_________ | «_____»_______20 _ г. | Приказ № __ от «__»____ 20 г МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
финансовая грамотность
для 2 класса
срок реализации 2022– 2023 учебный год
34 учебных часа
Разработчик программы:
ФИО: Стерликова В.Н
Цель: развитие экономического образа мышления
Задачи:
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Практическая значимость курса.
Программа повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра
- образно-ролевые игры
- исследовательская деятельность
- урок-практикум
- дискуссия, обсуждение
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб–метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:
- в работу вовлечены все участники;
- используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;
- обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Планируемые результаты
Личностные:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы для 2 класса
№ п/п | Тема | Содержание | Виды деятельности |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. | Объяснять причины и приводить примеры обмена. Объяснять проблемы, возникающие при обмене. Описывать свойства товарных денег. Приводить примеры товарных денег. Приводить примеры первых монет. |
2 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. | Объяснять, почему появились монеты. Описывать купюры и монеты. Сравнивать металлические и бумажные деньги. Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением |
3 | Какие деньги были раньше в России. | Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. | Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег |
4 | Современные деньги России и других стран. | Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. | Описывать современные российские деньги. Решать задачи с элементарными денежными расчётами. Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. Приводить примеры иностранных валют |
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения |
1 | Что такое деньги и откуда они появились | 1 | |
2 | Появление обмена товаров | 1 | |
3 | Первые деньги | 1 | |
4 | Монеты | 1 | |
5 | Монеты | 1 | |
6 | Бумажные деньги | 1 | |
7 | Рассмотри деньги поближе .Защита от подделок . | 1 | |
8 | Гурт. Подделка монет | 1 | |
9 | «Орёл » и «Решка». Аверс и реверс.Номинал | 1 | |
10 | Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок. | 1 | |
11 | Номинал банкнот. Защита банкнот от подделок. | 1 | |
12 | Какие деньги были раньше в России. Клады «Меховые деньги» | 1 | |
13 | Первые русские монеты. Деньга и копейка | 1 | |
14 | Рубль,гривенник и полтинник | 1 | |
15 | Рубль,гривенник и полтинник | 1 | |
16 | Современные деньги России и других стран | 1 | |
17 | Современные деньги России | 1 | |
18 | Современные деньги России | 1 | |
19 | Доллары и евро- самые известные иностранные деньги | 1 | |
20 | Доллары и евро- самые известные иностранные деньги | 1 | |
21 | Банки. Наличные и безналичные электронные деньги | 1 | |
22 | Банки. Наличные и безналичные электронные деньги | 1 | |
23 | Банки. Наличные и безналичные электронные деньги | 1 | |
24 | Как считать доходы и расходы семьи | 1 | |
25 | Как считать доходы и расходы семьи | 1 | |
26 | Как делать сбережения. | 1 | |
27 | Как делать сбережения. | 1 | |
28 | Как делать сбережения. | 1 | |
29 | Учимся делать сбережения | 1 | |
30 | Учимся делать сбережения | 1 | |
31 | Учимся считать доходы и расходы семьи | 1 | |
32 | Учимся считать доходы и расходы семьи | 1 | |
33 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 1 | |
34 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...
Программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 4 класса
Программа предназначена для проведения занятий по факультативному курсу "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению". Основной задачей курса является формирование читательской само...
Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"
программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".
Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...
Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Программа внеурочной деятельности...