Формирование временных представлений у младших школьников с УО (ИН) посредством знаково-символического моделирования.
методическая разработка (4 класс)
Умение ориентироваться во времени и регулировать свою деятельность в соответствии с временными рамками-является необходимым условием становления учебных навыков и личностного развития обучающихся с УО, а в дальнейшем бытовой, профессиональной и социальной адаптации и интеграции в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс рекомендован учителям начальных классов, работающим с детьми с УО ) (ИН) | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд. «Приветствие»
Добрый день, уважаемые члены жюри!
Здравствуйте, коллеги!
Меня зовут….
Надеюсь, что на моём МК вы узнаете полезную информацию, которая пригодится вам в вашей образовательной деятельности.
2 слайд «Символы времени»
Мы живём в мире символов и знаков, например знаки дорожного движения, марки автомобилей, телефонов, сетевых магазинов и т.д.
Скажите, пожалуйста, какое понятие объединяют в себе эти символы?
Река- течение времени, необратимость-невозможность вернуться в прошлое.
Спираль-символизирует развитие, непрерывность, ритм жизни.
Горизонтальная восьмёрка-знак бесконечности времени.
Стрела времени-направленность от прошлого к будущему (Артур Эддингтон)
Слово «время» происходит от древнерусского-«веремя», что означает «вращение»
3 слайд Тема МК
Знаково-символическое моделирование-эффективный метод формирования временных представлений у обучающихся с УО (ИН).
4 слайд. Алан Лакейн
Ведущий мировой специалист по тайм менеджменту считает, что :
«Время –это жизнь. Оно необратимо и невосполнимо.
Растратить своё время-значит растратить свою жизнь.
Взять своё время под контроль—значит овладеть своей жизнью и использовать её наилучшим образом.»
Вы согласны с этим высказыванием? Уважаемые коллеги, сталкивались ли вы с проблемой нехватки времени?
К сожалению , с проблемой дефицита времени сталкивается каждый человек в своей жизни. Умение регулировать свою деятельность во времени возникает в процессе жизни на основе личного опыта.
5 слайд «Специфика временных понятий»
Особенно актуальна эта проблема в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Сложность формирования полноценной системы времени у данной категории обучающихся обусловлена двумя основными причинами:
1-особенности восприятия и недостаточность развития словесно-логического мышления обучающихся;
2-специфичность предъявляемого материала (на слайде)
Задание для фокус-группы:
Предлагаю вам ответить на вопрос: В чём заключаются трудности формирования временных представлений у обучающихся с УО?
6 слайд «Требования ФГОС О с УО (ИН).
Умение ориентироваться во времени и регулировать свою деятельность в соответствии с временными рамками-является необходимым условием становления учебных навыков и личностного развития обучающихся с УО, а в дальнейшем бытовой, профессиональной и социальной адаптации и интеграции в современном обществе.
7 слайд-теоретческий аспект
Теоретический аспект работы по формированию временных представлений довольно широко освещён в специальной педагогике и представлен в работах многих авторов.
8 слайд-трудности
Итак, назовите трудности формирования временных понятий у обучающихся с УО.
9 слайд -цель и задачи
Принимая во внимание все вышеперечисленные трудности, были определены цель и задачи работы по данной проблеме.
10 слайд
Основу моей педагогической деятельности по достижению цели и задач формирования временных представлений у обучающихся с УО составляет метод наглядного моделирования на основе создания набора взаимосвязанных схем и символов, автором которого является Рыжикова Д.С.
Итак, предлагаю фокус группе составить временные единицы с помощью карточек для индивидуальной работы(сутки, неделя, месяц, год)
11 слайд. Моделирование
Метод наглядного моделирования позволяет обучающимся зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними.
12-13 слайды «Модели временных понятий»
Набор взаимосвязанных схем-символов одновременно выполняет следующие задачи на слайде.
Процесс моделирования временных понятий способствует формированию познавательных знаково-символических учебных действий, что является требованием Стандарта образования обучающихся с УО (ИН).
14 слайд электронные модели
Все модели временных единиц можно легко разработать в электронном варианте и в интерактивном режиме выполнять различные обучающие манипуляции для закрепления и обобщения изученных понятий. Применение ИКТ позволяет добиться максимальной активизации познавательной деятельности и повысить качество знаний обучающихся.
Метод наглядного моделирования временных понятий зарекомендовал себя в работе с дошкольниками и с детьми имеющих задержку психоречевого развития.
Демонстрационные схемы не предъявляются в готовом виде , а создаются детьми самостоятельно в процессе обобщения опыта с обучающей информацией педагога вместе с прямым наблюдением за объектом изучения.
Знакомство с моделями временных понятий осуществляется в определённой последовательности:
Итак, первое знакомство с временными единицами начинается с модели «Сутки» (выходят со схемой) В качестве главного ориентира при определении текущего времени суток педагог определяет наличие солнца на небе и положение на нём, цвет неба определяется путём прямого наблюдения за освещённостью в то или иное время суток.
Следующая схема «НЕДЕЛЯ»-7 суток, которые обозначены от 1 до 7, синий цвет символизирует принадлежность рабочим дням, красный цвет рамки символизирует принадлежность к выходным дням. При заучивании названий дней недели необходимо опираться на место суток в последовательной цепочке, логический состав слова ,
После закрепления представлений о днях недели педагог переходит к формированию понятий: сегодня, вчера, позавчера, завтра, послезавтра. Для закрепления этих понятий используются карточки-схемы дней недели.
Схема месяц представляет собой 4 последовательно выстроенные схемы понятия неделя.
Затем демонстрируется схема года, обобщается , что в году 12 месяцев и год состоит из 4 равных частей педагог предлагает предположить с чем связано разное цветовое оформление каждой части, на этом этапе вводится понятие времена года и выделяется главный признак-снег, вода, зелень, оранжевая листва.
На этапе знакомства с названиями месяцев, обучающиеся подводятся к тому, что весь сезон можно разделить на 3 части: начало, середину, конец. В каждой части выделяется главный признак, который отражается определённым символом и в уголке обозначается первая буква в названии каждого месяца. Получается , что для каждого сезона создаётся своеобразная аббревиатура и закрепляется яркий образ, связанный с каким –либо характерным признаком или событием соответствующего времени года. Результативность применения метода наглядного моделирования на основе взаимосвязанных схем-символов представлена на слайде.
В заключении МК предлагаю вам продолжить фразы:
Сегодня я узнал(а)…
Было интересно..
Я почуствовал(а)…Закончить своё выступление, хочу просмотром видеоролика:
- Время — это монета вашей жизни. У вас есть только эта монета, и только вы вправе определить, на что ее следует потратить. Остерегайтесь, чтобы ее не потратил за вас кто-нибудь другой. (Карл Сэндберг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом
Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...
Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"
В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников....
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...
Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.
Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...
Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...
Колычева Т.И. Формирование краеведческих представлений у младших школьников посредством интерактивных командных игр // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf
Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу св...
Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.
Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....