Формирование временных представлений у младших школьников с УО (ИН) посредством знаково-символического моделирования.
методическая разработка (4 класс)

  Умение ориентироваться во времени и регулировать свою деятельность в соответствии с временными рамками-является необходимым условием  становления учебных навыков и личностного развития обучающихся с УО, а в дальнейшем бытовой, профессиональной и социальной адаптации и интеграции в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд. «Приветствие»

Добрый день, уважаемые члены жюри!
Здравствуйте, коллеги!

Меня зовут….

Надеюсь, что на моём МК вы узнаете полезную информацию, которая пригодится вам в вашей образовательной деятельности.

2 слайд «Символы времени»

Мы живём в мире  символов и знаков, например знаки дорожного движения, марки автомобилей, телефонов, сетевых магазинов и т.д.

Скажите, пожалуйста, какое понятие объединяют в себе эти символы?

Река-     течение времени,  необратимость-невозможность  вернуться в прошлое.
Спираль-символизирует     развитие, непрерывность, ритм жизни.
Горизонтальная восьмёрка-знак бесконечности времени.
Стрела времени-направленность от прошлого к будущему (Артур Эддингтон)

Слово «время» происходит от древнерусского-«веремя», что означает «вращение»

3 слайд Тема МК

Знаково-символическое моделирование-эффективный метод формирования временных представлений  у обучающихся с УО (ИН).

4 слайд. Алан Лакейн

Ведущий мировой специалист по тайм менеджменту считает, что :

«Время –это жизнь. Оно необратимо и невосполнимо.
Растратить своё время-значит растратить свою жизнь.
Взять своё время под контроль—значит овладеть своей жизнью и использовать её наилучшим  образом.»

Вы согласны с этим высказыванием? Уважаемые коллеги, сталкивались ли вы с проблемой нехватки времени?

К  сожалению , с проблемой дефицита времени сталкивается каждый человек в своей жизни. Умение регулировать свою деятельность  во времени возникает в процессе жизни на основе личного опыта.

5 слайд  «Специфика временных  понятий»

 Особенно актуальна эта проблема в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Сложность формирования полноценной системы времени у данной категории обучающихся обусловлена двумя основными причинами:
1-особенности восприятия и недостаточность развития словесно-логического мышления обучающихся;
2-специфичность предъявляемого материала (на слайде)

Задание для фокус-группы:
Предлагаю вам ответить на вопрос: В чём заключаются трудности формирования временных представлений у обучающихся с УО?

6 слайд «Требования ФГОС О с УО (ИН).

  Умение ориентироваться во времени и регулировать свою деятельность в соответствии с временными рамками-является необходимым условием  становления учебных навыков и личностного развития обучающихся с УО, а в дальнейшем бытовой, профессиональной и социальной адаптации и интеграции в современном обществе.

7 слайд-теоретческий аспект

Теоретический аспект работы по формированию временных представлений довольно широко освещён в специальной педагогике и представлен в работах многих авторов.

8 слайд-трудности

Итак, назовите трудности формирования временных понятий у обучающихся с УО.

9 слайд -цель и задачи

Принимая во внимание все вышеперечисленные  трудности, были определены цель и задачи работы по данной проблеме.

10 слайд

Основу моей педагогической деятельности по достижению цели и задач формирования временных представлений у обучающихся с УО составляет  метод наглядного моделирования на основе создания набора взаимосвязанных схем и символов, автором которого является Рыжикова Д.С.

Итак, предлагаю фокус группе  составить временные единицы с помощью карточек  для  индивидуальной работы(сутки, неделя, месяц, год)

11 слайд. Моделирование

Метод наглядного моделирования позволяет  обучающимся  зрительно представить абстрактные понятия и научиться работать с ними.

12-13 слайды  «Модели временных понятий»

Набор  взаимосвязанных схем-символов одновременно выполняет  следующие задачи на слайде.  

Процесс моделирования временных понятий способствует формированию познавательных знаково-символических учебных действий, что является требованием Стандарта образования  обучающихся с УО (ИН).

14 слайд электронные модели

Все модели временных единиц можно легко разработать в электронном варианте и в интерактивном режиме  выполнять различные обучающие манипуляции для закрепления и обобщения изученных понятий. Применение ИКТ позволяет добиться максимальной активизации познавательной деятельности и повысить качество знаний обучающихся.

 Метод наглядного моделирования  временных понятий зарекомендовал  себя в работе с дошкольниками и с детьми  имеющих задержку психоречевого развития.

Демонстрационные схемы не предъявляются в готовом виде , а создаются детьми самостоятельно в процессе обобщения опыта  с обучающей информацией  педагога вместе с прямым наблюдением  за объектом  изучения.

Знакомство с моделями временных понятий осуществляется в  определённой последовательности:

 Итак,  первое знакомство с временными единицами начинается с модели «Сутки» (выходят со схемой) В  качестве главного ориентира при определении текущего времени суток педагог определяет наличие солнца на небе и положение на нём, цвет неба определяется путём прямого наблюдения за освещённостью в то или иное время суток.

Следующая схема «НЕДЕЛЯ»-7 суток, которые обозначены  от 1 до 7, синий цвет символизирует принадлежность  рабочим дням, красный цвет рамки символизирует принадлежность к выходным дням.  При заучивании названий дней недели  необходимо опираться на  место  суток в последовательной цепочке,  логический состав слова ,

После  закрепления представлений о днях недели педагог переходит к формированию понятий: сегодня, вчера,  позавчера, завтра, послезавтра. Для закрепления этих понятий  используются  карточки-схемы дней недели.

Схема  месяц представляет собой 4 последовательно выстроенные схемы понятия неделя.

Затем демонстрируется схема года,  обобщается , что в году 12 месяцев и год состоит из 4 равных частей  педагог предлагает предположить с чем связано разное цветовое оформление каждой части, на этом этапе вводится понятие времена года и выделяется главный признак-снег, вода, зелень, оранжевая листва.

На этапе  знакомства с названиями месяцев, обучающиеся подводятся к тому, что весь сезон  можно разделить на 3 части: начало, середину, конец. В каждой части выделяется главный признак, который отражается определённым символом и в уголке обозначается первая буква в названии каждого месяца. Получается , что для каждого сезона создаётся своеобразная аббревиатура  и закрепляется яркий образ, связанный с каким –либо  характерным признаком или событием соответствующего времени года. Результативность применения метода наглядного моделирования на основе взаимосвязанных схем-символов представлена на слайде.

В заключении МК предлагаю вам продолжить фразы:

Сегодня я узнал(а)…
Было интересно..
Я почуствовал(а)…Закончить своё выступление, хочу просмотром видеоролика:

  1. Время — это монета вашей жизни. У вас есть только эта монета, и только вы вправе определить, на что ее следует потратить. Остерегайтесь, чтобы ее не потратил за вас кто-нибудь другой.  (Карл Сэндберг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом

Дипломная работа "Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников с детским церебральным параличом"...

Памятка для родителей "Развитие пространственно-временных представлений у младших школьников"

В памятке даны рекомендации по формированию пространственно-временных представлений у младших школьников....

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...

Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.

Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...

Формирование временных представлений у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается общее недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, затруднено формирование жизненно необходимых практических умений и навыков...

Колычева Т.И. Формирование краеведческих представлений у младших школьников посредством интерактивных командных игр // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf

Главная задача краеведения – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы её духовной истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу св...

Развитие временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации развития временных представлений у младших школьников с Задержкой психического развития....