Создание педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений
методическая разработка
Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Нужно научить учащихся начальной школы уважать не только себя, но и тех, кто рядом, и тогда в старшей школе проблем во взаимоотношениях ребят будет гораздо меньше.
Учителю в формировании толерантных отношений, прежде всего, необходимо содействовать повышению степени коммуникативности у учащихся, то есть желания и умения вступать в диалог, работать в группе, плечом к плечу, и радоваться первым успехам. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений
«Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста»
Далай-Лама
Тема воспитания толерантности была и есть одной из самых актуальных во всём мире. Она рассматривает и решает проблемы, связанные с отношениями между людьми.
Каким образом мы влияем друг на друга? Какое влияние на нас оказывает групповое взаимодействие и культурные факторы? Что лежит в основе конфликта и почему они возникают между, казалось бы, взрослыми и образованными людьми? С какого возраста они начинаются? Кто виноват? И как избежать не только какой-то определённый конфликт, а как решить проблему межличностной агрессии на мировом масштабе? Пока люди задаются этими вопросами, проблема толерантности будет актуальна.
Так что же такое толерантность? В последние годы изучением проблем толерантности активно занимаются, но и в советском союзе этот термин уже был известен, его легко можно найти в советском энциклопедическом словаре и определение этого термина вполне современно: «Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».1 Понятие «толерантность» в современном обществе приобрело большую популярность и в научной литературе трактуется широко. Наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. В Декларации указано, что «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека»2. Например в словаре иностранных слов: «Толерантность (от лат. tolerantia терпение) – терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо».3 Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, т.е. это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.4
Так в чём сущность проблемы, и каковы её причины? Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и незнакомых. И всем им приходится уживаться друг с другом и не всегда это получается, иногда неумение общаться приводит к тому, что возникают конфликты. Из года в год люди пытаются найти корень данной проблемы, стараются предпринять всё от себя зависящее, чтобы решить её. И как в любом вопросе нужно обращаться к истокам, так и в вопросе урегулирования конфликтов, нужно, прежде всего, обратиться к воспитанию. Ведь то, каким вырастет человек, какие в него будут заложены основы и зависит то, как он будет существовать в социуме. Рассмотрим воспитание толерантности в современной школе.
Я не случайно выбрала данную тему, поскольку являюсь тем субъектом, который сталкивается с проблемами толерантности постоянно. По собственному опыту могу сказать, что далеко не один раз испытывала негативное отношение к себе только потому, что непохожа на других. Будучи россиянкой, я не являюсь русской, и можно было бы решить эту проблему легко, отправившись жить в ту страну, которую определяет моя национальность, но сложность заключается в том, что я – метиска и мои родители тоже. Поэтому во мне намешано много разных кровей, сложно определиться с выбором. Да и кто даст гарантию, что там мне не придётся столкнуться с той же проблемой, вот я и решила не искать лёгких путей.
Останусь жить в России и вложу свой личный вклад в решение проблемы воспитания толерантности. Это одна из причин, почему я поступила и учусь на учителя начальных классов. Считаю, что именно начальное образование закладывает основной фундамент в формирование личности.
Для начальной школы проблема воспитания толерантной личности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают складываться взаимоотношения в классе между учащимися, пришедшими из разных микросоциумов. Это одна из основных причин возникновения конфликтов. В первый класс приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, материальным положением и семейными традициями. В начальной школе дети ещё этого не понимают, они не видят того, что они разные. Очень часто взрослые заблуждаются, считая, что раз нет конфликтов, то и проблемы не существует. Однако чем старше становятся дети, тем чаще возникают конфликтные ситуации межличностного характера.
Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя? Думаю, нет, к сожалению не всегда и преподаватели принимают всех детей одинаково, явно выказывая свои симпатии и предпочтения среди учащихся, провоцируя тем самым конфликтные ситуации. Это, как мне кажется, не просто предвзятое отношение к какому-то ребёнку, это отсутствие профессионализма.
Может причина межличностных конфликтов в этом, в некомпетентности преподавательского состава? А ведь это важно для учителя быть примером для подражания, важно чтобы его уважали. Ведь каждый педагог должен в первую очередь сам понимать актуальность данной проблемы, быть терпимым и принимать всех учащихся такими, какие они есть, не ставя детей своими предпочтениями по разные стороны «баррикад», только тогда он сможет правильно воспитать и научить других. Надо помнить, что дети впитывают в себя всё как губки и подражают учителю, как гласит лаосская пословица «Жить с грифами – стать грифом; жить с воронами – стать вороной». Это вторая из предполагаемых мною причин возникновения конфликта и она немаловажна. Нельзя ни в коем случае критиковать и выказывать своё недовольство учеником в присутствии других учащихся, это может нанести ему психологическую травму, а так же может оттолкнуть от него одноклассников. Если ты учитель, то научи, покажи, создай ситуацию успеха, поддержи его и результат не заставит себя долго ждать. Так же считал и американский специалист в области человеческих взаимоотношений Дейл Карнеги: «Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство – и большинство глупцов так и делают, но для того чтобы проявить внимание и быть снисходительным, требуется сильный характер и самообладание».
Третья причина, я считаю это то, что разные нормы в разных культурах могут смущать и даже обескураживать и необходимо с раннего возраста постараться сгладить эту границу. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном мире является формирование культуры межнациональных отношений, которая имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии личности молодежи. Только на основе национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Так, например Л.В. Стрельцова в своей статье пишет: «Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, речь, образ жизни, убеждения) Как важный элемент культуры общения толерантность признаётся сегодня необычным условием общественного объединения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений. Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества».5
В связи с этим перед нами встаёт задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений и толерантного поведения.
Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Нужно научить учащихся начальной школы уважать не только себя, но и тех, кто рядом, и тогда в старшей школе проблем во взаимоотношениях ребят будет гораздо меньше.
Учителю в формировании толерантных отношений, прежде всего, необходимо содействовать повышению степени коммуникативности у учащихся, то есть желания и умения вступать в диалог, работать в группе, плечом к плечу, и радоваться первым успехам. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
И прежде чем учителю работать над решением данной проблемы, необходимо учитывать следующие критерии толерантности:
- Совместная работа, сотрудничество;
- Уважение окружающих и принятие их мнения;
- Умение ставить себя на место другого;
- Уважение прав быть иным;
- Терпимость к чужой культуре, традициям;
- Отказ от жестокости, давления и агрессии;
- Доброжелательность и милосердие;
- Позитивная лексика в общении с другими;
- Прощение.
А так ли важно начинать воспитание толерантности именно с начальной школы, может нужно начинать тогда, когда уже возникнут первые недоразумения и маленькие ссоры между учащимися? Наблюдая в течение дня за учащимися с 1 по 4 классов в той школе, где сама когда-то училась, я пришла к выводу, что любые ссоры и конфликты дети заканчивают моральными и физическими оскорблениями. Это позволяет сделать вывод о том, что у младших школьников ещё не сформирован навык поведения при решении спорных вопросов. А проведя опрос среди этих же учащихся, я выяснила, что 50% из опрошенных считают, что они особенные, лучшие. 30% сказали, что в классе не должно быть друзей. На вопрос: «Есть ли в классе ребята, кому ты доверил бы свой самый большой секрет?» 10% из опрошенных ответили положительно. Эти, казалось бы, простые исследования наводят на мысль, что проблемы в общении между ребятами уже назревают, они не так ярко выражены, как в старшей школе и поэтому их легко не заметить. Но дети растут, а вместе с ними растут и эти проблемы, рано или поздно они как снежный ком навалятся и на учителей, и на родителей. Поэтому необходимо уже сейчас решать эту проблему.
На основании вышеизложенного мы можем определить формы и методы работы с учащимися начальной школы, которые помогут нам решить проблемы общения и помочь в работе по воспитанию толерантности:
- провести анкетирование, тестирование для выявления уровня толерантности у обучающихся;
- провести беседы, классные часы по изучению традиций, обычаев разных народов, конкурсы рисунков, рассказов и т.д. (Перечисленные формы работы направлены на развитие этнической и культурной грамотности);
- провести с детьми и их родителями тренинги, диспуты, направленных на формирование позитивного взаимодействия с людьми.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
В любой школе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребятам предстоит познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Можно проводить игры, чтобы в ненавязчивой форме ребята запомнили имена одноклассников. Можно попросить родителей помочь детям составить энциклопедию своей семьи, в которой будет рассказано, о её традициях, обычаях, достижениях и т.д. Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель», потому что семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Такие творческие задания помогут учителю узнать класс поближе, а ученикам даст возможность проявить себя и раскрыть свои способности. Обязательно провести мероприятие, на котором семьи смогут представить свои работы и, что немаловажно, дать потом возможность ребятам высказать своё мнение, это и будет рефлексией, тогда можно будет сделать уже первые прогнозы о взаимоотношениях в классе, наметить план действий. Хотя бы раз в четверть нужно проводить интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки, чтобы исключить возможность конфликта между детьми. Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам и работать в коллективе.
Я думаю, что данная работа позволит снизить количество конфликтов между учащимися начальных классов, будет способствовать установлению теплой дружественной обстановки в классе, формированию умения ценить в себе и в других индивидуальность и непохожесть, обусловленную в том числе и этническими различиями. В результате мы максимально приблизимся к той цели, которую преследовали – воспитание личности, способной к мирному разрешению конфликта, признающую права всех людей.
«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость, » - говорил Эмиль Золя.
Таким образом, классный руководитель должен помнить, что совместные мероприятия сближают и учащихся, и их родителей. Если дети будут видеть родителей мирно и дружелюбно общающимися между собой, то и между ними не будет никаких разногласий. Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, но и как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию и взаимному пониманию. Только при таких условиях возможен эффективный результат в данной работе.
Список использованной литературы:
- Словарь иностранных слов. – М.: Сирин, 1996. – с.498
- Л.В. Стрельцова. Страницы дружбы и добра // Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках. – М.: Школьная библиотека, 2006. – с.176
- Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд для детей: Учеб. пособие / Ю.Н. Столяров, А,В. Маркина, Т.Н. Сомова, О.Р. Старовойтова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Школьная библиотека, 2005 – 248 с.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. С.М. Ковалёв. – М.: 1979- с.1348
- О.А. Чебыкина. Беседы с родителями о проблемах формирования толерантности личности // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал, выпуск – №1, 2012. – с.46
- Ярославский педагогический вестник. - 2003 - № 1, с.61
1 Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. С.М. Ковалёв. – М.: 1979- с.1348
2 Ярославский педагогический вестник. - 2003 - № 1, с.61
3 Словарь иностранных слов. – М.: Сирин, 1996. – с.498
4 О.А. Чебыкина. Беседы с родителями о проблемах формирования толерантности личности // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал, выпуск – №1, 2012. – с.46
5 Л.В. Стрельцова. Страницы дружбы и добра // Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках. – М.: Школьная библиотека, 2006. – с.176
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"
В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления. Большое внимание уделяется реализации программы воспитательной работы « Хочу...
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."
Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...
Создание условий для формирования у младших школьников учебной самостоятельности
Целью и основным результатом образования является усвоение универсальных учебных действий, познание и освоение мира. Что отличает учебную деятельность от процесса приобретения знаний? Как создат...
Создание условий для формирования у младших школьников положительной мотивации к учебной деятельности
факторы влияющие на мотивацию и методы их реализации...
Этнокультурные игры как условие формирования у младших школьников опыта межнациональных отношений и толерантного поведения
Формирование у младших школьников опыта межнациональных отношений через этнокультурные игры....
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...
Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»
Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...