Создание условий для формирования у младших школьников учебной самостоятельности
учебно-методический материал по теме
Целью и основным результатом образования является усвоение универсальных учебных действий, познание и освоение мира. Что отличает учебную деятельность от процесса приобретения знаний? Как создать особую образовательную среду? Как спроектировать урок, формирующий универсальные умения?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «Развитие» город Армавир инновационное учреждение является пилотной площадкой по введению ФГОС НОО имеет статус Федеральной экспериментальной площадки Международной Ассоциации Развивающее Образование Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Цель НАШЕЙ школы создание условий для формирования у школьников самостоятельности
ФГОС НОО глава 1. Общие положения 7. В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает : ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования ; признание решающей роли содержания образования , способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся ;
умение учиться 8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
Учебная самостоятельность как умение учиться Г.А. Цукерман Умение учиться самостоятельно ( инициативно, независимо, без посторонней помощи ) – это умение выходить за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Включает умения: Способность к рефлексии, т.е. умение осознать недостающее, понять, что неизвестно, опознать задачу как новую. умение искать, т.е. выходить за границы известного и находить недостающее знание.
Понятия усвоения и развития А.Н. Леонтьев Условия процесса усвоения , передачи ребенку средств и способов человеческой деятельности: Активное действие ребенка в мире. Общение с другими людьми. Л.С. Выготский «Среда для ребенка является источником его развития» Д.Б. Эльконин «Самое главное для детского развития не в самой среде, сколько в отношении ребенка к ней»
Что отличает учебную деятельность от процесса приобретения знаний? … реальным предметом учебной деятельности является сам учащийся человек. Именно он изменяется в ходе учения. Д.Б. Эльконин Цель Сознательная цель самоизмениться, т.е. научиться чему-то, чего раньше не знал или не умел Учебная задача (усвоение общих способов действий) Специфи-ческие учебные действия Формы учебного сотрудни-чества УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Создание особой образовательной среды Этапы учебной деятельности Типы уроков Компоненты урока Виды деятельности Методы обучения Формы обучения Метапредметные умения: познавательные регулятивные коммуникативные
Структура учебной деятельности Типология уроков Педагогическая технология Метапредметные умения регулятивные принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи «Стартовая работа» - умение планировать учебные действия «Карта знаний» - освоение начальных форм познавательной рефлексии «Стол помощник» - использование различных способов поиска недостающей информации Урок постановки учебной задачи Постановка учебной задачи - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи УД Создание особой образовательной среды
Этап учебной деятельности: принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи Вид деятельности Метод обучения Формы организации Метапредметные умения Исследова-тельский Исследова-тельский Групповая работа Межгрупповое взаимодействие Коллективно-распределительная деятельность коммуникативные - определение общей цели и путей ее достижения; - умение договариваться о распределении функций и ролей; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Метод постановки учебной задачи
Структура учебной деятельности Типология уроков Педагогическая технология Метапредметные умения Решение учебных (частных) задач преобразование условий задачи и моделирование выделенного отношения Урок моделирования, конструирования Моделирование регулятивные использование знаково-символи-ческих средств для создания моделей познавательные овладение логическими действиями сравнения, анализа и т.д. построение системы частных задач, решаемых общим способом Урок решения частных задач Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина формирование общего способа действий Создание особой образовательной среды
Этап учебной деятельности: решение учебной задачи Вид деятельности Метод обучения Формы организации Метапредметные умения Исследова-тельский Исследовательский Парная работа Групповая работа Межгрупповое взаимодействие Разновозрастное сотрудничество познавательные - овладение логи-ческими действиями (сравнения, анализа, синтеза, и т.д.) регулятивные - освоение способов решения проблем твор-ческого и поискового характера коммуникативные Практическая работа Решение частной задачи Самостоятельная работа Индивидуальная
Создание особой образовательной среды Структура учебной деятельности Типология уроков Педагогическая технология Метапредметные компетентности контроль за выполнением предыдущих действий Урок контроля регулятивные - умение контролиро-вать и оценивать учебные действия оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи Урок оценки Формирующее оценивание - определять наиболее эффективные способы достижения результата
ПРОЕКТ УРОКА Класс: 1 Предметная линия: материальный объект как система признаков и свойств Тема: Кто такие насекомые? Цель - найти (установить) способ определения насекомых среди других живых существ. Задачи: формирование умения проводить простые наблюдения за объектом по плану, описывать (называть признаки) объект в знаковой модели; формирование универсальных умений.
Этапы урока Содержание урока Форма работы Формируемые универсальные умения Ситуация успеха Демонстрация детьми владения «старым» способом Индивидуальная или общеклас сная Самооценка Оценка детьми степени своего овладения «старым» способом Индивидуальная или общеклас сная Создание ситуации интеллекту- ального разрыва Деятельность в ситуации, где «старый» способ действия не подходит для решения задачи. Оценить свою работу. индивидуальная Обсуждение результатов работы Общеклас сное обсужде-ние РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения
Создание ситуации интеллектуального разрыва З адание : определить , сколько насекомых среди данных существ.
Этапы урока Содержание урока Форма работы Формируемые универсальные умения Постановка учебной задачи Формулировка и фиксация (письменно или в знаковой форме) возникшей проблемы. Ставится учебная задача : найти способ определения насекомых среди других существ Общеклас-сное обсужде-ние Решение учебной задачи 1. Выбор способа получения необходимой информации: наблюдение Общеклас-сное обсужде-ние 2. Определение плана наблюдения: составление схемы наблюдения по алгоритму. - определение объекта наблюдения; - выделение существенных признаков наблюдаемого объекта и фиксация в знаковой форме. Общеклас-сное обсужде-ние РЕГУЛЯТИВНЫЕ Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Использование знаково-символических средств представления информации. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Использование различных способов поиска РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение планировать учебные действия.
Этапы урока Содержание урока Форма работы Формируемые универсальные умения Решение учебной задачи 3. Организация работы в группах с целью - классификации объектов наблюдения по одному из признаков: количество лапок. групповая 4. Обсуждение результатов работы: выделение групп существ: - с 6-тью лапками; - более чем 6 лапок; - нет лапок. Выдвижение гипотез. Общеклас-сное обсужде-ние КОММУНИКАТИВНЫЕ - осуществление продуктивного взаимодействия с другими участниками учебного диалога и т.д. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - анализ объектов с целью выделения признаков; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
Этапы урока Содержание урока Форма работы Формируемые универсальные умения Решение учебной задачи 5. Обращение к способу получения информации: чтение текстов учебника, справочника. групповая 6. Фиксация полученного ответа (способа) в знаковой или другой удобной форме. Рефлексия. Общеклас-сное обсужде-ние Контроль и оценка собствен-ных действий 1. Возвращение к заданию с целью применить полученный способ для определения насекомых среди существ. 2. Оценить свои действия: - с помощью эталона; - с помощью сравнения результатов работы с соседом. Индивиду- альная или парная РЕГУЛЯТИВНЫЕ Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Использование знаково-символических средств представления информации . Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. РЕГУЛЯТИВНЫЕ Использование различных способов поиска РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей КОММУНИКАТИВНЫЕ Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
ФГОС НОО глава 1. Общие положения 7. В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает : ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования ; признание решающей роли содержания образования , способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения
Из опыта работы учителя...
Создание условий для сохранения здоровья младших школьников в процессе обучения.
В настоящее время остро стоит вопрос о сохранении здоровья школьников. В последние годы резко ухудшилось состояние ...
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
Союз семьи и школы в создании условий для гармоничного развития младших школьников
Значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития младшего школьника очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются пер...
Создание условий для формирования у младших школьников положительной мотивации к учебной деятельности
факторы влияющие на мотивацию и методы их реализации...
Создание педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений
Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Нужно научить учащихся начальной школы уважать не только себя, но и тех, кто рядом, и тогда в старшей школе про...
Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 81.1. Формирование н...