Статья на тему: " Конфликтные ситуации с участием детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья
Данная статья познакомит с причинами конфликтов среди детей с ограниченными возможностями здоровья и стратегией поведения педагога в конфликтной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konfliktnye_situatsii.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликтные ситуации с участием детей с ОВЗ
Конфликты в коллективе вызывают отрицательные эмоции детей и, в конечном итоге, плохо влияют на учебно-воспитательный процесс. Современный человек живет, постоянно находясь в стрессовой ситуации, поэтому для него важно понять, как себя вести в конфликте, чтобы тот принес ему пользу, а не вред. Из практики известно: требуется величайшая деликатность, когда речь идет о конфликтных ситуациях в детском коллективе. Конфликт требует очень внимательного анализа, а в коллективе детей с ОВЗ эта проблема становится еще более насущной.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия - это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Большинство детей с ОВЗ отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии; также характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью, а незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате, это приводит к трудностям социальной адаптации и увеличению конфликтных ситуаций.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их интересов, целей, потребностей. Существуют различные взгляды на природу и характер межличностных конфликтов. В таких конфликтах действующие лица могут преследовать несовместимые цели, придерживаться во взаимодействии друг с другом несовместимых ценностей и норм, стремиться к занятию определенного положения, места в острой конкурентной борьбе, отличаться психологической несовместимостью, испытывать острую неприязнь друг и другу и т.д.
К конфликту относится и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения.
Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы. Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.
Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для них самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у обучающихся с ОВЗ самооценка своеобразна и очень зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью. Низкая самооценка обучающихся является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим.
Помимо завышенной или заниженной самооценки, возникновению конфликтов могут способствовать следующие индивидуальные особенности детей с ОВЗ (необходимо отметить, что они не обязательно будут встречаться у обучающегося с ОВЗ, но есть некоторая предрасположенность):
- Негативное влияние на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.
- Многие дети не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с детьми с ОВЗ должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам ребенок, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. И в связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности.
- Стремление к лидерству.
- Консерватизм мышления, взглядов, убеждений.
- Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях.
- Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
В ходе исследований также установлено, что обучающиеся с ОВЗ намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.
Говоря о разрешении конфликтов, необходимо отметить, что большое значение в сложившейся конфликтной ситуации имеет общение участников, центральным моментом которого являются переговоры. Предполагая провести беседу со своим учеником, педагог должен предварительно, по возможности, полно проанализировать конфликтную ситуацию по следующему алгоритму:
- выяснить причину конфликта;
- определить цели ученика;
- наметить сферы сближения точек зрения с учеником;
- уточнить поведенческие особенности ребенка.
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
- Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
- Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения?
- Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
- Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?
Выслушав обе стороны конфликта и проанализировав сложившуюся ситуацию, педагог может воспользоваться следующими рекомендациями по разрешению конфликта (с участием детей с ОВЗ):
1) Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса.
2) Необходимо выбрать оптимальную для данной ситуации стратегию поведения в конфликте:
- достижение компромисса;
- приспособление к нуждам другого;
- настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте;
- уклонение от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен;
- сотрудничество для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.
Ни один из предложенных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что конфликтные ситуации всегда будут иметь место в детском коллективе, и задача педагога создать в классе атмосферу, при которой преобладают сотрудничество и доверие. При этом необходимо учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личностей обучающихся, социальную ситуацию их развития, иметь представление о социальном окружении каждого ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы). В этом и состоит профилактика конфликтов.
Литература:
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
- Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Проект Концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге http://www.socspb.ru/barcamp/temyi-obsuzhdenij/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sankt-peterburge
- Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.
- Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методика организации и проведения активного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья на свежем воздухе в группе продлённого дня"
Статья об организации прогулок в ГПД....
статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...
Сборник научно-методических статей "Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья"
http://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/945-arkhiv-za-2015-god/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-realizuyushchikh-programmy-obshchego-obrazova...
Статья 2020 г. "Особенности работы с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья."
В помощь учителю начальных классов, педагогу-психологу....
Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"
В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образова...
Доклад Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.Задачи:-раскрыть задачи образовательной ситуации-проанализировать условия эффективности обучени...