Статья на тему: " Конфликтные ситуации с участием детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Данная статья познакомит с причинами конфликтов среди детей с ограниченными возможностями здоровья и стратегией поведения педагога в конфликтной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konfliktnye_situatsii.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтные ситуации с участием детей с ОВЗ

Конфликты в коллективе вызывают отрицательные эмоции детей и, в конечном итоге, плохо влияют на учебно-воспитательный процесс. Современный человек живет, постоянно находясь в стрессовой ситуации, поэтому для него важно понять, как себя вести в конфликте, чтобы тот принес ему пользу, а не вред. Из практики известно: требуется величайшая деликатность, когда речь идет о конфликтных ситуациях в детском коллективе. Конфликт требует очень внимательного анализа, а в коллективе детей с ОВЗ эта проблема становится еще более насущной.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия - это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ  велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

Большинство детей с ОВЗ отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии; также характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью, а незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате, это приводит к трудностям социальной адаптации и увеличению конфликтных ситуаций.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их интересов, целей, потребностей. Существуют различные взгляды на природу и характер межличностных конфликтов. В таких  конфликтах действующие лица могут преследовать несовместимые цели, придерживаться во взаимодействии друг с другом несовместимых ценностей и норм, стремиться к занятию определенного положения, места в острой конкурентной борьбе, отличаться психологической несовместимостью, испытывать острую неприязнь друг и другу и т.д.

К конфликту относится и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения.

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы. Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе.

Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам. Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для них самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у обучающихся с ОВЗ самооценка своеобразна и очень  зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью. Низкая самооценка обучающихся является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим.

Помимо завышенной или заниженной самооценки, возникновению конфликтов могут способствовать следующие индивидуальные особенности детей с ОВЗ (необходимо отметить, что они не обязательно будут встречаться у обучающегося с ОВЗ, но есть некоторая предрасположенность):

  1. Негативное влияние на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.
  2. Многие дети  не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с детьми с ОВЗ должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам ребенок, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. И в связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности.
  3. Стремление к лидерству.
  4. Консерватизм мышления, взглядов, убеждений.
  5. Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях.
  6. Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

В ходе исследований также установлено, что обучающиеся с ОВЗ намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.

Говоря о разрешении конфликтов, необходимо отметить, что большое значение в сложившейся конфликтной ситуации имеет общение участников, центральным моментом которого являются переговоры. Предполагая провести беседу со своим учеником, педагог должен предварительно, по возможности, полно проанализировать конфликтную ситуацию по следующему алгоритму:

  • выяснить причину конфликта;
  • определить цели ученика;
  • наметить сферы сближения точек зрения с учеником;
  • уточнить поведенческие особенности ребенка.

Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:

  1. Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
  2. Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Все ли одинаково стремятся к этим целям? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения?
  3.  Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
  4. Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?

Выслушав обе стороны конфликта и проанализировав сложившуюся ситуацию, педагог может воспользоваться следующими рекомендациями по разрешению конфликта (с участием детей с ОВЗ):

1) Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса.

2) Необходимо выбрать оптимальную для данной ситуации стратегию поведения в конфликте:

  • достижение компромисса;
  • приспособление к нуждам другого;
  • настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте;
  •  уклонение от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен;
  • сотрудничество для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

Ни один из предложенных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что конфликтные ситуации всегда будут иметь место в детском коллективе, и  задача педагога создать в классе атмосферу, при которой преобладают сотрудничество и доверие. При этом необходимо учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личностей обучающихся, социальную ситуацию их развития, иметь представление о социальном окружении каждого ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы). В этом и состоит профилактика конфликтов.

Литература:

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.
  2. Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Проект Концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге  http://www.socspb.ru/barcamp/temyi-obsuzhdenij/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sankt-peterburge
  3.  Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.
  4.  Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Сборник научно-методических статей "Практика реализации инклюзивного обучения и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья"

http://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/945-arkhiv-za-2015-god/osobennosti-organizatsii-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v-obrazovatelnykh-organizatsiyakh-realizuyushchikh-programmy-obshchego-obrazova...

Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"

В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образова...

Доклад Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.Задачи:-раскрыть задачи образовательной ситуации-проанализировать условия эффективности обучени...