Доклад Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка
Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
-раскрыть задачи образовательной ситуации
-проанализировать условия эффективности обучения на основе компетентностного подхода:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
-раскрыть задачи образовательной ситуации
-проанализировать условия эффективности обучения на основе компетентностного подхода:
Состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении - факторы которые влияют на тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.
Решить проблему помогает компетентностный подход который реализует усвоение социальных ценностей и ключевых компетенций. Такой подход в полной мере отвечает известному тезису Т.Л. Лещинской: «Хорошее специальное образование — это не то, которое обеспечивает приобретение сведений, т. е. знаний об окружающем мире, а то, которое помогает успешно работать в будущем и стать востребованным человеком в реальной жизни».
Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации, но при этом обучать способам деятельности, а значит. возрастает роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации, что особенно важно для детей с ОВЗ. Быть компетентным, значит быть способным использовать полученные знания и опыт не только в школе, но вне ее стен.
Научное исследование, проведенное по проблеме «Трансформация содержания специального образования в контексте компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды», позволило выделить ключевые образовательные компетенции в специальном образовании: социальную, личностную, коммуникативную, познавательно-информационную.
В коррекционной школе необходимо содержательно раскрывать основные этапы образовательной ситуации, определяя на каком этапе и какие компетенции нужно развивать.
Этап образовательной ситуации | Описание этапа | Компетенции, которые развиваются на данном этапе | Как и в чем учитываются индивидуальные особенности детей |
Образовательная напряженность | Постановка задач, определение темы урока. | ценностно-смысловая и общекультурная компетенции | Подводящий диалог в доступной для ребенка форме . |
Уточнение образовательного объекта | Введение в новую тему. Постановка учебной проблеммы | Ценностно-смысловая | Натуральные объекты (гербарий) |
Конкретизация задания | Построение проекта выхода из проблемы | Учебно- познавательная | Фиксация плана на доске или в тетради |
Решение ситуации | Отработка навыков практического применения, закрепление изученного | Учебно- познавательная Коммуниккативная | Индивидуальная работа, помощь учителя |
Демонстрация образовательной продукции | Защита работы, выставка готовой продукции | Учебно- познавательная Коммуниккативная общекультурная компетенции | Организация обсуждения |
Систематизация образовательной продукции | Систематизация полученных знаний, выводы. | Учебно- познавательная Коммуниккативная | Подводящий диалог для формулирования вывода |
Работа с культурно-историческими аналогами | Введение культурно-исторических (научных) аналогов | общекультурная компетенции | Сравнение полученных результатов с научными |
Рефлексия | Итоги урока | Компетенции личностного самосовершенствования | Обозначение и оценка достигнутых результатов |
В образовательном процессе используется жизненный опыт детей, на основе которого они познают способы разрешения жизненных ситуаций. Важно, чтобы задачи, поставленные учителем на каждом уроке, были доступны и понятны ребенку с ОВЗ ЗПР достижимы, близки и непосредственно связаны с его жизнью. На всех этапах обучения необходимо показывать обучающимся, что трудовая подготовка тесно связана не только с различными предметами в школе, но и с повседневной жизнью, например: чтобы рассчитать количество билетов в цирк, исходя из количества желающих пойти в него; составить меню на один день из готовых к употреблению продуктов; отмерить необходимое количество воды, чтобы развести лекарство; определить по дате на упаковке срок годности продуктов необходимо изучать математику. Включение в деятельность и формирование способов деятельности: основополагающим при реализации данного ориентира является результат обучения, учитывающий индивидуальные потребности обучающихся . Компетенции формируются лучше в соответствии с активностью и соответствующим поведением обучающихся. Одним из таких условий является моделирование жизненных ситуаций, в которых происходит «примерка» определенных социальных ролей для имитации действий, специфичных для конкретной социальной роли (например, роли именинника): угостить каждого гостя, предложить по стакану сока (раздать каждому по яблоку и т. п.), проверить, хватает ли всем гостям стульев, добавить стулья, если их не хватает, или убрать лишние). Каждый из предложенных вариантов заданий составляет фрагмент урока, коррекционного занятия в виде моделирования бытовой, игровой, практической ситуаций. В процессе практической деятельности учащиеся осознают значение терминов было, стало, осталось, всего, вместе, прибавить, отнять, которые являются основой выполнения вычислительных операций. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, посредством выполнения ситуативных заданий. Важно обеспечить интерес к выполнению упражнений, наполнить их витагенным смыслом, показать, какое конкретное применение они могут найти в практической деятельности (например: накрыть стол скатертью (скатерть меньше, а стол больше); разложить каждому по одной салфетке, ложке и вилке (количественные отношения каждому по одному}; заполнить пустую коробку игрушками (понятия пустой — полный); измерить объем с помощью подручных средств — чашки, столовой или чайной ложки — или длину комнаты шагами (измерение с помощью условной мерки); переложить все предметы со стола в ящик, а затем — из ящика на полку (понятие сохранения количества); принести из гардероба одну пару обуви; подобрать пары обуви или перчаток; составить тарелки в стопку по величине; взять большое ведро и собрать в него опавшие листья; совместить один предмет с другим (например, кастрюлю с крышкой) и т. д.); - актуализация ведущих сенсорных систем: в процессе решения жизненно значимых практических задач развивается зрительное, слуховое, тактильное восприятие. По мнению авторов, организуется адекватная образовательная среда, разнообразная и вариативная, способствующая расширению имеющегося опыта, наиболее полному выражению индивидуальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Значительное внимание на уроках «Элементы арифметики» уделяется совершенствованию различных анализаторов (слухового, зрительно-двигательного, тактильного, кинестетического), что способствует развитию у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью «сенсомоторного интеллекта». Например, учащиеся отсчитывают некоторое число предметов из большего количества, воспринимая звуки на слух, тактильно, считая количество движений. С этой целью пространство класса и место учителя организуется таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно передвигаться, располагаться для совместных видов деятельности и отдыха.
Условия эффективности обучения на основе компетентностного подхода:
- создание и реализация соответствующего программно-методического обеспечения, направленного на формирование ключевых образовательных компетенций;
- комплексность коррекционно-педагогической работы, обеспечивающая включение в нее учителей, воспитателей и родителей;
- пролонгированность индивидуализации, которая учитывается на уроках и коррекционных занятиях и продолжается в системе общеобразовательной и воспитательной работы;
- поэтапность и длительность формирования способов практической детельности (постепенная отработка и закрепление отдельных операций, дейтвий), закрепление их в социуме.
С этой целью необходимо насыщать образовательный процесс заданиями, обучающихся в групповое взаимодействие, требующими выполнения доступной деятельности, ее осмысления и проявления личной позиции, самостоятельности. Осуществляя на уроках простые и сложные виды действий, ученики обогащают свой жизненный опыт. Они становятся более умелыми и самостоятельными, учатся работать в группе, в паре, у них формируются навыки сотрудничества. Впрочем, это не может быть достигнуто только уроками. Ребят следует включать в деятельность и во время внеклассной работы, а также в семье. Успешной реализации компетентностного подхода способствуют деятельностные и интерактивные игры и упражнения, коммуникативные упражнения и тренинги, групповая или бригадная работа, участие в работе кружков, спортивных секций, работа в разноуровневом трудовом коллективе. В качестве результата компетентностного подхода к обучению на уроках трудовой подготовки предлагаю просмотр ролика: «Эссе обучающегося».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це...
Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...