Доклад Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

-раскрыть задачи образовательной ситуации

-проанализировать условия эффективности обучения на основе компетентностного  подхода:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Задачи:

-раскрыть задачи образовательной ситуации

-проанализировать условия эффективности обучения на основе компетентностного  подхода:

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  -   факторы которые влияют на тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача  в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.

Решить проблему помогает компетентностный подход который  реализует усвоение социальных ценностей и ключевых компетенций. Такой подход в полной мере отвечает известному тезису Т.Л. Лещинской: «Хорошее специальное образование — это не то, которое обеспечивает приобретение сведений, т. е. знаний об окружающем мире, а то, которое помогает успешно работать в будущем и стать востребованным человеком в реальной жизни».

Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации,  но при этом обучать способам деятельности,  а значит. возрастает роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации, что особенно важно для детей с ОВЗ.  Быть компетентным,  значит быть способным использовать полученные знания и опыт не только в школе, но вне ее стен.

Научное исследование, проведенное по проблеме «Трансформация содержания специального образования в контексте компетентностного подхода в условиях современной образовательной среды», позволило выделить ключевые образовательные компетенции в специальном образовании: социальную, личностную, коммуникативную, познавательно-информационную.

В коррекционной школе необходимо содержательно раскрывать основные этапы образовательной ситуации, определяя на каком этапе и  какие компетенции нужно развивать.

Этап образовательной ситуации

Описание этапа

Компетенции, которые развиваются на данном этапе

Как и в чем учитываются индивидуальные особенности детей

Образовательная напряженность

Постановка задач, определение темы урока.

ценностно-смысловая и общекультурная компетенции

Подводящий диалог в доступной для ребенка форме .

Уточнение образовательного объекта

Введение в новую тему. Постановка учебной проблеммы

Ценностно-смысловая

Натуральные объекты (гербарий)

Конкретизация задания

Построение проекта выхода из проблемы

Учебно- познавательная

Фиксация плана на доске или в тетради

Решение ситуации

Отработка навыков практического применения, закрепление изученного

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Индивидуальная работа, помощь учителя

Демонстрация образовательной продукции

Защита работы, выставка готовой продукции

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

общекультурная компетенции

Организация обсуждения

Систематизация образовательной продукции

Систематизация полученных знаний, выводы.

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Подводящий диалог для формулирования вывода

Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-исторических

(научных) аналогов

общекультурная компетенции

Сравнение полученных результатов с научными

Рефлексия

Итоги урока

Компетенции личностного самосовершенствования

Обозначение и оценка достигнутых результатов

В образовательном процессе используется жизненный опыт детей, на основе которого они познают способы разрешения жизненных ситуаций. Важно, чтобы задачи, поставленные учителем на каждом уроке, были доступны и понятны ребенку с ОВЗ ЗПР достижимы, близки и непосредственно связаны с его жизнью. На всех этапах обучения необходимо показывать обучающимся, что трудовая подготовка тесно связана не только с различными предметами в школе, но и с повседневной жизнью, например:   чтобы рассчитать количество билетов в цирк, исходя из количества желающих пойти в него; составить меню на один день из готовых к употреблению продуктов; отмерить необходимое количество воды, чтобы развести лекарство; определить по дате на упаковке срок годности продуктов необходимо изучать математику.  Включение в деятельность и формирование способов деятельности: основополагающим при реализации данного ориентира является результат обучения, учитывающий индивидуальные потребности обучающихся . Компетенции формируются лучше в соответствии с активностью и соответствующим поведением обучающихся. Одним из таких условий является моделирование жизненных ситуаций, в которых происходит «примерка» определенных социальных ролей для имитации действий, специфичных для конкретной социальной роли (например, роли именинника): угостить каждого гостя, предложить по стакану сока (раздать каждому по яблоку и т. п.), проверить, хватает ли всем гостям стульев, добавить стулья, если их не хватает, или убрать лишние). Каждый из предложенных вариантов заданий составляет фрагмент урока, коррекционного занятия в виде моделирования бытовой, игровой, практической ситуаций. В процессе практической деятельности учащиеся осознают значение терминов было, стало, осталось, всего, вместе, прибавить, отнять, которые являются основой выполнения вычислительных операций.   Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования, посредством выполнения ситуативных заданий. Важно обеспечить интерес к выполнению упражнений, наполнить их витагенным смыслом, показать, какое конкретное применение они могут найти в практической деятельности (например: накрыть стол скатертью (скатерть меньше, а стол больше); разложить каждому по одной салфетке, ложке и вилке (количественные отношения каждому по одному}; заполнить пустую коробку игрушками (понятия пустой — полный); измерить объем с помощью подручных средств — чашки, столовой или чайной ложки — или длину комнаты шагами (измерение с помощью условной мерки); переложить все предметы со стола в ящик, а затем — из ящика на полку (понятие сохранения количества); принести из гардероба одну пару обуви; подобрать пары обуви или перчаток; составить тарелки в стопку по величине; взять большое ведро и собрать в него опавшие листья; совместить один предмет с другим (например, кастрюлю с крышкой) и т. д.); - актуализация ведущих сенсорных систем: в процессе решения жизненно значимых практических задач развивается зрительное, слуховое, тактильное восприятие. По мнению авторов, организуется адекватная образовательная среда, разнообразная и вариативная, способствующая расширению имеющегося опыта, наиболее полному выражению индивидуальных возможностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Значительное внимание на уроках «Элементы арифметики» уделяется совершенствованию различных анализаторов (слухового, зрительно-двигательного, тактильного, кинестетического), что способствует развитию у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью «сенсомоторного интеллекта». Например, учащиеся отсчитывают некоторое число предметов из большего количества, воспринимая звуки на слух, тактильно, считая количество движений. С этой целью пространство класса и место учителя организуется таким образом, чтобы дети могли достаточно свободно передвигаться, располагаться для совместных видов деятельности и отдыха.

Условия эффективности обучения на основе компетентностного  подхода:

- создание и реализация соответствующего программно-методического обеспечения, направленного на формирование ключевых образовательных компетенций;

-  комплексность коррекционно-педагогической работы, обеспечивающая включение в нее учителей, воспитателей и родителей;

-   пролонгированность индивидуализации, которая учитывается на уроках и коррекционных занятиях и продолжается в системе общеобразовательной и воспитательной работы;

-   поэтапность и длительность формирования способов практической детельности (постепенная отработка и закрепление отдельных операций, дейтвий), закрепление их в социуме.

С этой целью необходимо насыщать образовательный процесс заданиями, обучающихся в групповое взаимодействие, требующими выполнения доступной деятельности, ее осмысления и проявления личной позиции, самостоятельности. Осуществляя на уроках простые и сложные виды действий, ученики обогащают свой жизненный опыт. Они становятся более умелыми и самостоятельными, учатся работать в группе, в паре, у них формируются навыки  сотрудничества. Впрочем, это не может быть достигнуто только уроками. Ребят следует включать в деятельность и во время внеклассной работы, а также в семье. Успешной реализации компетентностного подхода способствуют деятельностные и интерактивные игры и упражнения, коммуникативные упражнения и тренинги, групповая или бригадная работа, участие в работе кружков, спортивных секций, работа в разноуровневом трудовом коллективе. В качестве результата компетентностного подхода к обучению на уроках трудовой подготовки предлагаю просмотр ролика: «Эссе обучающегося».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це...

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...