Программа "Я - гражданин, Отечества достойный сын"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Я - гражданин, Отечества достойный сын» предназначена для использования в своей учебно – воспитательной работе учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня, руководителям кружков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-grazhdanin.docx | 75.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №2»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности начального общего образования
«Я- гражданин, Отечества достойный сын»
Социальное направление
для обучающихся 1–4 классов
(срок освоения программы 4 года)
Разработчик программы:
Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я- гражданин, Отечества достойный сын»
разработана на основе плана внеурочной деятельности для 1–4 классов МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» ЗМР РТ на 2021–2022 учебный год, принятого на заседании педагогического совета, протокол №1 от 28.08.2021.
Основополагающими при проектировании и составлении программы по курсу внеурочной деятельности «Я- гражданин, Отечества достойный сын» в 1–4 классах являются следующие документы:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Информационное письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09–1672 о методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ;
- Основная образовательная программа НОО МБОУ «ЗСОШ №2»;
Актуальность
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основы культуры межэтнического общения;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развитие в детско-подростковой среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, другим негативным социальным явлениям;
- развитие у подрастающего поколения уважения к символам государства - Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, другим государственным и историческим символам и памятникам Отечества
Формы и режим занятий.
Программа адресована учащимся 1 - 4 классов и рассчитана на 55 часов в год.
Программа включает в себя системные (68 занятий) и несистемные мероприятия (45 часов).
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Формы работы:
- Групповая;
- Микро-групповая;
- Индивидуальная;
традиционные:
- этические беседы
- дебаты
- тематические диспуты
- дискуссии
- практические занятия
нетрадиционные:
- занятия - соревнование,
- конкурсы
- викторины
- игры
- экскурсии
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- сюжетно - ролевые игры;
- конкурсы;
Срок реализации: 4 года
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на внеурочных занятиях по программе«Я- гражданин, Отечества достойный сын» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные результаты.
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности)
2. Коммуникативные результаты.
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе)
3. Познавательные результаты.
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
- в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
- в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты.
Обучащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России
Содержание
«Я и я»
Я среди людей. Кто я и как выгляжу? Я личность. Я и мои роли. Правила поведения в школе. Я ученик. Я познаю себя и других. Я и мои друзья. Мои друзья – мое богатство. Что значит, быть человеком! Учимся думать о себе и о других. Правила счастливого человека. Мои цели. Поступки человека. Можно» и «нельзя» в жизни. Что такое справедливость? Упорство и упрямство.
«Я и семья»
Моя семья. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции.
Умелые руки – не знают скуки. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Бабушкин сундук. Здесь живет моя семья. Увлечения моей семьи. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Мамины помощники. Я учусь у своих родителей. Мои семейные обязанности. Помощь родителям. Нравственные отношения в семье. Моя семья – моя опора.
«Я и культура»
Ежели вы вежливы… Кто такой творческий человек? Дары природы. Культурный человек – это модно. Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Правила этикета. Школа вежливости. Мои любимые книги. Культура поведения и общения. О красоте, моде и хорошем вкусе. Что такое культурное наследие
«Я и школа»
Чем школьник отличается от дошкольника? «Это теперь моя школа!» Мои права и обязанности. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Обязанности ученика в школе. Отношение к старшим. Заповеди нашего класса. Сценки из школьной жизни. Удовольствие в игре. Мой класс – моя семья. Вежливая улица. Мы все такие разные. Кто что любит и умеет делать. Зачем нужно учиться в школе. Могу ли я кому – то помочь? Мода и школьная одежда. Школьный этикет.
«Я и мое Отечество»
Урок Мира. Государственная символика страны: флаг, герб, гимн. Берёза как символ России. Я гражданин многонациональной республики. Государственная символика республики: флаг, герб, гимн. Знай свою улицу. Победа деда – моя победа. Маленькие герои большой войны. Кто охраняет просторы нашей Родины? Разучивание гимна страны, гимна республики. Города нашей республики. Мой любимый город. Достопримечательности моей малой родины. О чем шепчут названия улиц родного города. Поэты и писатели нашего города. Художники нашего города. Скульпторы нашего города. Композиторы нашего города. Герои ВОВ – наши земляки. Кто такие пионеры - герои. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Для чего нужно знать историю своей страны. За что уважают в семье и обществе. Путешествие по стране. Мои родственники по всей России. Кто прославил Россию? О Родине в живописи, в художественной литературе. «Подари тепло души своей». Война глазами детей. Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Сохраняя прошлое. Что в сердце бережно храним. Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Я горжусь своей республикой. Государственные праздники. Праздники республики Татарстан. Обычаи и традиции народов России. Законы, по которым мы живём. Поговорим о толерантности. «Подвигу народа жить в веках». Герои Великой Отечественной войны.
Города – герои. Мы за мир на всей планете. Проект «Никто не забыт».
«Я и планета»
Полёт в космос. Полёт в космос. В гости к зеленой аптеке. Планета просит помощи. Укрась территорию своей школы. День птиц. Экология нашего города. «Береги природу - наш дом» Судьба Земли – наша судьба. Агитбригада «Берегите Землю». Экологические проблемы. Человек в природе и его здоровье. Мы за чистый город! Правила поведения в природе
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование раздела программы | Кол-во занятий |
1 | Я и я | 4 |
2 | Я и семья | 4 |
3 | Я и культура | 3 |
4 | Я и школа | 5 |
5 | Я и мое Отечество | 13 |
6 | Я и планета | 4 |
Итого часов: | 33 |
2 класс
№ | Наименование раздела программы | Кол-во занятий |
1 | Я и я | 4 |
2 | Я и семья | 4 |
3 | Я и культура | 3 |
4 | Я и школа | 5 |
5 | Я и мое Отечество | 13 |
6 | Я и планета | 5 |
Итого часов: | 34 |
3 класс
№ | Наименование раздела программы | Кол-во занятий |
1 | Я и я | 4 |
2 | Я и семья | 4 |
3 | Я и культура | 3 |
4 | Я и школа | 5 |
5 | Я и мое Отечество | 13 |
6 | Я и планета | 5 |
Итого часов: | 34 |
4 класс
№ | Наименование раздела программы | Кол-во занятий |
1 | Я и я | 4 |
2 | Я и семья | 4 |
3 | Я и культура | 3 |
4 | Я и школа | 5 |
5 | Я и мое Отечество | 13 |
6 | Я и планета | 5 |
Итого часов: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
«Я и я» | |||||
1 | Я среди людей. Кто я и как выгляжу? | 1 | |||
2 | Я – личность. Я и мои роли. | 1 | |||
3 | «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Правила поведения в школе. | 1 | |||
4 | В. Осеева. «Синие листья», В. Осеева. «Печенье» | 1 | |||
«Я и семья” | |||||
5 | Моя семья. Забота о родителях – дело совести каждого. | 1 | |||
6 | Семейные традиции. Умелые руки – не знают скуки | 1 | |||
7 | Кто мои бабушка, дедушка? | 1 | |||
8 | Слушаем сказки моей бабушки. | ||||
“Я и культура” | |||||
9 | Ежели вы вежливы… | 1 | |||
10 | Кто такой творческий человек? | 1 | |||
11 | Дары природы. | 1 | |||
“Я и школа” | |||||
12 | Чем школьник отличается от дошкольника? | 1 | |||
13 | «Это теперь моя школа!» | 1 | |||
14 | Мои права и обязанности | 1 | |||
15 | Законы жизни в классе | 1 | |||
16 | Школа вежливости | 1 | |||
«Я и мое Отечество” | |||||
17 | Урок Мира. | 1 | |||
18 | Наша Родина. | 1 | |||
19 | Государственная символика страны. Флаг. | 1 | |||
20 | Государственная символика страны. Герб. | 1 | |||
21 | Государственная символика страны. Гимн. | 1 | |||
22 | Берёза как символ России. | 1 | |||
23 | Я гражданин многонациональной республики | 1 | |||
24 | Государственная символика республики. Флаг. | 1 | |||
25 | Государственная символика республики. Герб. | 1 | |||
26 | Государственная символика республики. Гимн. | 1 | |||
27 | Знай свою улицу | 1 | |||
28 | Победа деда – моя победа. | 1 | |||
29 | Маленькие герои большой войны | ||||
“Я и планета” | |||||
30 | Полёт в космос. Полёт в космос. | 1 | |||
31 | В гости к зеленой аптеке. | 1 | |||
32 | Планета просит помощи. | 1 | |||
33 | Укрась территорию своей школы. | 1 |
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
«Я и я» | |||||
1 | Я – ученик. | 1 | |||
2 | Я познаю себя и других. | 1 | |||
3 | М. Зощенко «Не надо врать» | 1 | |||
4 | «Деньги: свои и чужие» | 1 | |||
«Я и семья” | |||||
5 | Бабушкин сундук | 1 | |||
6 | Здесь живет моя семья. Увлечения моей семьи | 1 | |||
7 | Моя любимая мамочка. | 1 | |||
8 | Об отце говорю с уважением | ||||
“Я и культура” | 1 | ||||
9 | Культурный человек – это модно. | 1 | |||
10 | Родной край в древности. | 1 | |||
11 | Что посеешь, то и пожнешь. | ||||
“Я и школа” | |||||
12 | Обязанности ученика в школе | 1 | |||
13 | Отношение к старшим. | 1 | |||
14 | Заповеди нашего класса | 1 | |||
15 | Сценки из школьной жизни | 1 | |||
16 | Удовольствие в игре | 1 | |||
«Я и мое Отечество” | |||||
17 | Кто охраняет просторы нашей Родины? | 1 | |||
18 | Государственная символика страны. Разучивание гимна страны. | 1 | |||
19 | Государственная символика республики. Разучивание гимна республики. | 1 | |||
20 | Города нашей республики | 1 | |||
21 | Мой любимый город. | 1 | |||
22 | Достопримечательности моей малой родины | 1 | |||
23 | О чем шепчут названия улиц родного города. | 1 | |||
24 | Поэты и писатели нашего города. | 1 | |||
25 | Художники нашего города. | 1 | |||
26 | Скульпторы нашего города. | 1 | |||
27 | Композиторы нашего города | 1 | |||
28 | Герои ВОВ – наши земляки | 1 | |||
29 | Кто такие пионеры - герои. | 1 | |||
“Я и планета” | |||||
30 | Звенят ручьи… | 1 | |||
31 | День птиц. | 1 | |||
32 | Экология нашего города. | 1 | |||
33 | «Береги природу - наш дом» | 1 | |||
34 | Укрась территорию своей школы. | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
«Я и я» | |||||
1 | Я и мои друзья. Мои друзья – мое богатство. | 1 | |||
2 | Что значит, быть человеком! | 1 | |||
3 | А. Платонов. «Неизвестный цветок» | 1 | |||
4 | Учимся думать о себе и о других | 1 | |||
«Я и семья” | |||||
5 | Откуда я родом. | 1 | |||
6 | Почему меня так назвали. | 1 | |||
7 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | 1 | |||
8 | Мамины помощники. | ||||
“Я и культура” | 1 | ||||
9 | Правила этикета. | 1 | |||
10 | Школа вежливости. | 1 | |||
11 | Мои любимые книги. | ||||
“Я и школа” | |||||
12 | Мой класс – моя семья. Вежливая улица. | 1 | |||
13 | Мои права и обязанности. | 1 | |||
14 | Мы все такие разные. | 1 | |||
15 | Кто что любит и умеет делать. | 1 | |||
16 | Сценки из школьной жизни | 1 | |||
«Я и мое Отечество” | |||||
17 | Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны | 1 | |||
18 | Для чего нужно знать историю своей страны | 1 | |||
19 | За что уважают в семье и обществе | 1 | |||
20 | «Я - Россиянин» | 1 | |||
21 | Путешествие по стране. | 1 | |||
22 | Милые сердцу места | 1 | |||
23 | Мои родственники по всей России | 1 | |||
24 | Кто прославил Россию? | 1 | |||
25 | О Родине в живописи, в художественной литературе. | 1 | |||
26 | «Подари тепло души своей» | 1 | |||
27 | Война глазами детей | 1 | |||
28 | «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» | 1 | |||
29 | Проект «Никто не забыт» | 1 | |||
“Я и планета” | |||||
30 | День птиц. | 1 | |||
31 | Судьба Земли – наша судьба | 1 | |||
32 | Зелёная аптека | 1 | |||
33 | Агитбригада «Берегите Землю» | 1 | |||
34 | Укрась территорию своей школы. | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примеча ние | |
план | факт | ||||
«Я и я» | |||||
1 | Правила счастливого человека. Мои цели. | 1 | |||
2 | Поступки человека. Можно» и «нельзя» в жизни. | 1 | |||
3 | Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога» | 1 | |||
4 | Что такое справедливость? Упорство и упрямство | 1 | |||
«Я и семья” | |||||
5 | Я учусь у своих родителей | 1 | |||
6 | Мои семейные обязанности. Помощь родителям. | 1 | |||
7 | Нравственные отношения в семье | 1 | |||
8 | Моя семья – моя опора. | ||||
“Я и культура” | 1 | ||||
9 | Культура поведения и общения. | 1 | |||
10 | О красоте, моде и хорошем вкусе | 1 | |||
11 | Что такое культурное наследие | ||||
“Я и школа” | |||||
12 | Зачем нужно учиться в школе | 1 | |||
13 | Могу ли я кому – то помочь? | 1 | |||
14 | Мода и школьная одежда | 1 | |||
15 | Школьный этикет | 1 | |||
16 | Сценки из школьной жизни | 1 | |||
«Я и мое Отечество” | |||||
17 | Сохраняя прошлое. | 1 | |||
18 | Что в сердце бережно храним. | 1 | |||
19 | Я – надежда Отечества. Предназначение человека | 1 | |||
20 | Я горжусь своей республикой | 1 | |||
21 | Государственные праздники | 1 | |||
22 | Праздники республики Татарстан | 1 | |||
23 | Обычаи и традиции народов России | 1 | |||
24 | Законы, по которым мы живём. | 1 | |||
25 | Поговорим о толерантности | 1 | |||
26 | «Подвигу народа жить в веках» | 1 | |||
27 | Герои Великой Отечественной войны. Города – герои | 1 | |||
28 | Мы за мир на всей планете | 1 | |||
29 | Проект «Никто не забыт» | 1 | |||
“Я и планета” | |||||
30 | Экологические проблемы | 1 | |||
31 | Человек в природе и его здоровье | 1 | |||
32 | Мы за чистый город! | 1 | |||
33 | Правила поведения в природе | 1 | |||
34 | Укрась территорию своей школы. | 1 |
Методические рекомендации.
Необходимо вовлекать в процесс всех учащихся, без исключений. Чтобы каждый из них мог внести свой вклад в подготовке того или иного мероприятия.
Перечень информационно-методического обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Тематические журналы, сборники. |
Технические средства |
Компьютер |
Интерактивная доска |
Фотоаппарат |
Музыкальная аппаратура |
Экранно - звуковые пособия |
Презентации |
Фонограммы к песням |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настоящий гражданин-Отечества достойный сын
Данное мероприятие даёт детям понятие-кто такой настоящий гражданин своей страны...
Программа "Моё Отечество"
программа по патриотическому воспитанию...
Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе программы «Служу Отечеству пером»
Выступление на методическом объединении...
Отечества достойные сыны
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования необходимо воспитывать в наших детях патриотизм и уважение к Р...
Мероприятие, посвященное 27-й годовщине вывода советских войск из Афганистана "Отечества достойные сыны"
15 февраля 2016 года в России отмечалась 27-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. С 2011 года этот день в Российской Федерации отмеча...
Программа "Гражданин XXI века"
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников...
Открытое внеурочное занятие "Отечества достойные сыны"
- расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла - участникам Великой Победы; чувство гордости за народ - победитель, в...