Особенности реализации детско-родительского проекта патриотического содержания в условиях сетевого взаимодействия
статья (1 класс)

Салтыкова Ирина Владимировна

Аннотация.  В статье раскрывается методика использования технологии проектной деятельности в рамках патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации сетевого взаимодействия.  Предлагается авторский вариант адаптации культурно-исторического наследия блокадного Ленинграда для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: проектная деятельность, целевая прогулка, сетевое взаимодействие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_saltykova_itog.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации детско-родительского проекта патриотического содержания в условиях сетевого взаимодействия

                                                                                Салтыкова И. В.,

                                                                        воспитатель

                                                                                        ОДОД ГБОУ СОШ № 5

                                                                                            Василеостровского района

Аннотация.  В статье раскрывается методика использования технологии проектной деятельности в рамках патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации сетевого взаимодействия.  Предлагается авторский вариант адаптации культурно-исторического наследия блокадного Ленинграда для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: проектная деятельность, целевая прогулка, сетевое взаимодействие.

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Концепция патриотического воспитания на 2016-2020 годы подчеркивает базовые национальные ценности, одной из которых является любовь к своей малой родине [4]. Для определения роли и места патриотического воспитания, как отмечает М.А. Терентий, главным критерием «является его конечная цель: формирование патриота - человека, для которого смысл жизни заключается в стремлении сделать все для процветания Родины» [5].

Традиционно патриотическое воспитание дошкольников в дошкольном образовательном учреждении представлено следующими формами работы [1; 2; 3]:

- организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (краеведческому образованию);

- беседы о Родине (чтение детской литературы, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

- просветительская работа с родителями;

- экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

«Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны» [3].

Формирование патриотизма, как основная задача имеет большое значение в развитии ребенка. На основе этого формируется любовь к Родине, сохранение духовных и материальных ценностей, уважение к старшим поколениям.

В Петербурге традиционно тематика патриотического воспитания связана с историей подвига блокадного Ленинграда. Обычно знакомство детей дошкольного возраста с данной темой начинают со старшей группы, однако доступность информации для современного дошкольника приводит к формированию первых исторических представлений в более раннем возрасте. Воспитатель обязан оказать педагогическое сопровождение первого знакомства ребенка с историей города во избежание формирования ошибочных представлений.

В отделении дошкольного образования детей Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2019-2020 учебном году был реализован детско-родительский проект «27 января – День памяти».

Реализация проекта началась со сбора информации. Мы выяснили знают ли дети дошкольного возраста о блокадном времени? Во время беседы с детьми по этой теме появилось много вопросов. Исходя из интересов детей, оказалось необходимым более подробно показать и рассказать о жизни Ленинграда в те тяжелые дни. Познакомить из с подвигом жителей, уделив особое внимание информации о жизни детей во время блокады. Первая беседа вызвала много вопросов со стороны детей, которые были адресованы как педагогам, так и родителям. Выяснилось, что родители не могут ответить на все вопросы, им требуется помощь педагогов. Таким образом родилась идея создания детско-родительского проекта: «27 января – День памяти».

Целью проекта было знакомство детей с историей блокадного Ленинграда и воспитание патриотизма.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

1. Развивать интерес к истории своей страны, познакомить детей с историей блокадного Ленинграда.

2. Приобщить детей к литературному и музыкальному наследию, посвященному подвигу ленинградцев во время Великой Отечественной войны.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

4. Привлечь родителей к реализации проекта, получить поддержку патриотического воспитания со стороны семьи.

Проект проводился в три этапа:

1. Подготовительный:

- составление плана работы;

- подбор материалов и информации для реализации проекта (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, стихи, аудиозаписи песен и музыки военных лет);

- оснащение игровой среды атрибутами для театрализации на военную тематику;

- анкетирование родителей.

2. Практический:

Беседы, целевые прогулки в библиотеку.

Составление рекомендаций по проведению тематических прогулок выходного дня для родителей.  

Чтение художественной литературы: Еремеев А.И. «В осажденном городе»;             Миксон И.Л. «Жила-была» (повесть о Тане Савичевой); Алексеевой Н. «Дети Ленинграда»; Инбер В. «Трамвай идет на фронт»; Рывина Е. «Ночь»; Вечтомова Е. «Дети».

Рассматривание репродукций картин известных художников, посвященных теме, Павлова Н.А., Пахомова А.Ф., Бойма С.С., Остроумовой-Лебедевой А.П.

Прослушивание песен и музыки военных лет, выполнение творческих работ.

Проведение тематических консультаций для родителей.

3. Оформление результатов:

Итоговый продукт для детей: литературно-музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава». Презентация сверстникам из других групп.

Итоговый продукт для родителей: Презентация проекта в формате выставки детских работ в библиотеке №4 Василеостровского района.

Эффективность проекта оценивалась по следующим критериям:

Критерий 1. Интерес детей к истории города и военной тематики.

Критерий 2. Развитие художественно-эстетических навыков.

Критерий 3. Включение родителей в проектную деятельность.

Для оценки эффективности реализации проекта был использован статистический анализ результатов 2 этапов мониторинга. В ходе мониторинга были использованы следующие методы исследования: включенное структурированное наблюдение, анкетирование, беседа.

По итогам реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

По критерию 1. «Интерес детей к истории города» выявлен рост по показателям интереса, количества детских вопросов по теме проекта, проявления эмпатии. Дети чаще стали интересоваться книгами на тему Великой Отечественной войны, появилось много вопросов, связанных с темой блокады Ленинграда, в детских беседах появились высказывания сопереживания жителям военных лет.

Результаты по критерию 2. Развитие художественно-эстетических навыков. Дети по собственной инициативе используют нетрадиционные техники рисования, в работах, изображающих блокадный Ленинград. Дети поют в самостоятельной деятельности песни военных лет: «Ленинградские мальчишки», «Катюша».

По итогам анализа 3 критерия: выявлено активное включение родителей в проектную деятельность (количество родителей группы активно участвующих в проектной деятельности в процентах по сравнению с предыдущим проектом увеличилось на 70%). В результате проведения данного проекта дети совместно с родителями посетили мемориалы и музеи, посвященные Блокаде.

По результатам проекта можно сделать вывод: данная тема вызвала большой интерес у детей дошкольного возраста и членов их семей, работу по проекту можно признать эффективной.

Литература:

1. Абдулаева, М. А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6197

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - МЦГЛ, 2004.

3. Петрова И.В., Стульник Т.Д.  Нравственное воспитание в детском саду. -  М.: «Мозаика-синтез», 2008.

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 О государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.

5. Терентий, М. А. Теория и практика патриотического интернационального воспитания подрастающего поколения / М. А. Терентий. – Кишинев: Стипница, 1978. – 276 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Календарный план реализации I этапа (2013год) проекта «Профилактика приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений»

Планирование работы по «Профилактике приобщения к употреблению психоактивных веществ на основе формирования здорового стиля жизни в рамках развития сетевого взаимодействия образовательных учрежде...

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 477 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В статье говорится о процессе реализации национального проекта «Образование» (на примере Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №477 с углубленным из...

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Не ученик должен приспосабливаться под школу, а...

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной...

Повышение мотивации учащихся начальной школы в условиях сетевого взаимодействия И. Л. Лубневская, МБОУ «Лицей №1

Повышение мотивации учащихся начальной школы в условиях сетевого взаимодействия заставляет меня, Лубневскую Инну Леонидовну, как педагога пересматривать логику построения занятий, расширять набор испо...