Доклад
учебно-методический материал

Носкова Оксана Викторовна

                                                                                      

                                            

 Тема: «Система поддержки детей с особыми образовательными    потребностями: достижения и перспективы развития»

Учитель: Носкова Оксана Викторовна.

 

Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

  Специалисты выделяют следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью.

2. Дети-инвалиды.

3. Дети с отклоняющимся развитием и поведением:

4. Дети с отклонениями в психоэмоциональном и речевом развитии:

5. Дети-сироты.

  Для оказания помощи детям этой категории педагоги решают следующие задачи:

  • Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
  • Своевременная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения детей (совместная работа учителя предметника с психологом) ;
  • Подготовка индивидуально ориентированной программы обучения для данных детей;
  • Формирование единого образовательного пространства и развития психолого-педагогической компетентности учащихся и педагогов;
  • Организация коррекционно-развивающего обучения;

   Особая организация обучения.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

  • К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
  • Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
  • Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
  • В содержание обучения такого ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Выделяется больше времени на решение заданий первого и второго уровня сложности.
  • Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
  • выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка, при необходимости корректировать ее.
  • Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды. Обеспечение контакта с одним учителем дает уверенность и комфорт в общении и обучении таких детей, они с большой неохотой контактируют с новыми педагогами.
  • Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения, и их усилия следует скоординировать.
  • Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
  • Процесс реабилитации средствами образования необходимо осуществлять квалифицированным специалистам, компетентным в решении задач развивающего обучения.

Особенности организации уроков, практических работ и контрольных:

 

На уроках к этим ученикам необходим индивидуальный подход. Такие обучающиеся очень плохо выполняют рисунки, чертежи, графики, плохо чертят таблицу и заполняют ее. Они не могут провести стрелки, фигурные скобки и т.п. Также они не могут быстро решить задачу в общем виде (свести все решение к одной формуле), а решают по действиям. Некоторые обучающиеся не могут решать задачи, не могут много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явления.

Развитию социальной компетенции способствует именно не стандартный подход к преподаванию предметов через приближение учения к жизни. Любые физические понятия и любая теория только тогда становятся для учеников осознаваемыми, когда они подтверждены понятными и близкими примерами.

Так как все обучающиеся имеют разный уровень подготовки, преподаватель подбирает задание и способ подачи материала строго индивидуально. Но также существуют и общие принципы работы с такими детьми , которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали . Это:

- наглядность (индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, энциклопедия);

- цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами; индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);

- сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;

- предоставление дополнительного времени для их выполнения;

- разрешение выполнять их дома, где не будет отвлекающих факторов;

- использование предложений с пропущенными словами и числами;

- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- обеспечение обучающихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

- предоставление дополнительного времени для завершения задания;

- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

- использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;

- подготовка обучающихся к перемене вида деятельности;

- четкость в изложении материала;

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- акцентирование внимания на хороших оценках;

- игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

Эмоциональная компетентность педагога-предметника является необходимым условием эффективного взаимодействия педагога с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья, поскольку эмоционально компетентный педагог обладает высоким уровнем развития. Именно такой педагог нужен современной школе, тот, кто опирается на гуманизм и личностно-ориентированный подход.

Психологическое сопровождение родителей детей, имеющих особые образовательные потребности.

Рождение ребенка – это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой, огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно – шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз – чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося.

Семьи, имеющие ребенка – инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец, прежде всего, смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь.

Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода, психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями.

Систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса матерей, оптимизации отношений в диаде мать-ребенок и гармонизации семейного климата

В каждом образовательном учреждении существует такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

Достижения и перспективы поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из достижений поддержки детей с особыми образовательными способностями, есть выведение детей из замкнутости и зацикленности в том что они не нужны в социуме. Некоторые из детей начинают участвовать в различных конкурсах и своей старательностью и трудом занимают призовые места.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

                                            Доклад

 Тема: «Система поддержки детей с особыми образовательными    потребностями: достижения и перспективы развития»

Учитель: Носкова Оксана Викторовна.

Дети с особыми образовательными потребностями – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

  Специалисты выделяют следующие категории детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дети с интеллектуальными нарушениями и социально-педагогической запущенностью.

2. Дети-инвалиды.

3. Дети с отклоняющимся развитием и поведением:

4. Дети с отклонениями в психоэмоциональном и речевом развитии:

5. Дети-сироты.

  Для оказания помощи детям этой категории педагоги решают следующие задачи:

  • Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
  • Своевременная комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика особенностей психического, физического развития и поведения детей (совместная работа учителя предметника с психологом) ;
  • Подготовка индивидуально ориентированной программы обучения для данных детей;
  • Формирование единого образовательного пространства и развития психолого-педагогической компетентности учащихся и педагогов;
  • Организация коррекционно-развивающего обучения;

   Особая организация обучения.

Ребенок с особыми образовательными потребностями — это ребенок с нарушениями, вследствие которых к нему нужно применять особые образовательные программы, отличные от стандартных. Теперь общество берет на себя ответственность за обучение такого ребенка и разработку образовательных программ для него.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

  • К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
  • Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
  • Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
  • В содержание обучения такого ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Выделяется больше времени на решение заданий первого и второго уровня сложности.
  • Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.
  • выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка, при необходимости корректировать ее.
  • Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды. Обеспечение контакта с одним учителем дает уверенность и комфорт в общении и обучении таких детей, они с большой неохотой контактируют с новыми педагогами.
  • Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения, и их усилия следует скоординировать.
  • Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
  • Процесс реабилитации средствами образования необходимо осуществлять квалифицированным специалистам, компетентным в решении задач развивающего обучения.

Особенности организации уроков, практических работ и контрольных:

На уроках к этим ученикам необходим индивидуальный подход. Такие обучающиеся очень плохо выполняют рисунки, чертежи, графики, плохо чертят таблицу и заполняют ее. Они не могут провести стрелки, фигурные скобки и т.п. Также они не могут быстро решить задачу в общем виде (свести все решение к одной формуле), а решают по действиям. Некоторые обучающиеся не могут решать задачи, не могут много писать (быстро устают), но хорошо отвечают на теоретические вопросы, могут объяснить причину явления.

Развитию социальной компетенции способствует именно не стандартный подход к преподаванию предметов через приближение учения к жизни. Любые физические понятия и любая теория только тогда становятся для учеников осознаваемыми, когда они подтверждены понятными и близкими примерами.

Так как все обучающиеся имеют разный уровень подготовки, преподаватель подбирает задание и способ подачи материала строго индивидуально. Но также существуют и общие принципы работы с такими детьми , которые уже были опробованы и успешно себя зарекомендовали . Это:

- наглядность (индивидуальные карточки с рисунками, демонстрации, энциклопедия);

- цветные карточки с формулами, определениями, латинскими буквами; индивидуальные домашние задания (возможно с шаблоном для выполнения);

- сокращенные контрольные и самостоятельные работы с малым количеством заданий простого уровня;

- предоставление дополнительного времени для их выполнения;

- разрешение выполнять их дома, где не будет отвлекающих факторов;

- использование предложений с пропущенными словами и числами;

- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

- обеспечение обучающихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

- предоставление дополнительного времени для завершения задания;

- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

- использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;

- подготовка обучающихся к перемене вида деятельности;

- четкость в изложении материала;

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- акцентирование внимания на хороших оценках;

- игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

Эмоциональная компетентность педагога-предметника является необходимым условием эффективного взаимодействия педагога с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья, поскольку эмоционально компетентный педагог обладает высоким уровнем развития. Именно такой педагог нужен современной школе, тот, кто опирается на гуманизм и личностно-ориентированный подход.

Психологическое сопровождение родителей детей, имеющих особые образовательные потребности.

Рождение ребенка – это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой, огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно – шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз – чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося.

Семьи, имеющие ребенка – инвалида, довольно часто распадаются, нередки также случаи, так называемых скрытых разводов, когда семья формально сохранена, но отец живет отдельно, оправдывая это жизненной необходимостью. Родители ребенка с ограниченными возможностями по-разному переносят его проблемы: мать, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, страдая за него, учится любить его таким, какой он есть, просто за то, что он существует, отец, прежде всего, смотрит в будущее, его больше заботит, каким вырастет его сын или дочь.

Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода, психосоматическим расстройствам. Со временем он не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Возникают вопросы о целесообразности развития, воспитания, обучения ребенка в домашних условиях или помещения его в специализированные учреждения для детей с нарушениями.

Систематическая работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, помогает решить задачи по повышению социального и психологического статуса матерей, оптимизации отношений в диаде мать-ребенок и гармонизации семейного климата

В каждом образовательном учреждении существует такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей, родителей и специалистов разного профиля, и конечно же их тесного взаимодействия для решения различных проблем.

Достижения и перспективы поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Одним из достижений поддержки детей с особыми образовательными способностями, есть выведение детей из замкнутости и зацикленности в том что они не нужны в социуме. Некоторые из детей начинают участвовать в различных конкурсах и своей старательностью и трудом занимают призовые места.

Дети с нарушениями — это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....