Познавательная игра "Я хозяин своего здоровья"."
классный час (3 класс)

Борзенкова Любовь Анатольевна

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной учебы, работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Проблемы физического здоровья важны и актуальны, иными словами, здоровью надо учить, поэтому в своей работе я уделяю большое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borzenkova_l._a._ya_hozyain_svoego_zdorovya.docx447.9 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательного мероприятия

Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Тема методической разработки: познавательная игра «Я хозяин своего здоровья!»

Автор:

Борзенкова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 2 г. Охи

им. Г. Г. Светецкого

Сахалинская область

2022

1. Пояснительная записка.

1.1.  Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность):  познавательная игра «Я хозяин своего здоровья!»

Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной учебы, работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Проблемы физического здоровья важны и актуальны, иными словами, здоровью надо учить, поэтому в своей работе я уделяю большое внимание.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:  9 -10 лет/ 3 класс

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность:) Методическая разработка воспитательного мероприятия «Я хозяин своего здоровья!» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка помогает научить обучающихся другими глазами взглянуть на значимость и здоровья для здоровья человека, помогает воспитывать, закалять дух ЗОЖ, посмотреть на многие вещи с иной точки зрения, учит детей сплотиться в одну дружную «здоровую» компанию с хорошими идеями и мыслями.

1.5. Цель, задачи и планируемые  результаты воспитательного мероприятия:

Цель:  пропаганда здорового образа жизни.

Задачи: 

1) расширить и обобщить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения;

 2) развитие познавательной, речевой деятельности, памяти, внимания, творческих способностей;

3) воспитывать у детей чувство личной ответственности за собственное здоровье.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:  беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на вопросы и решением задач. Данная форма выбрана не случайно: третьеклассники охотно играют, при этом анализируют полученную информацию, обобщают, делают выводы.

1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов: для достижения планируемых результатов мероприятия применялись различные методы и приемы: игровые, объяснительно-иллюстративные, проблемные, поисковые, диалогические, творческие и информационные.

В результате обучающиеся приобретают определенные качества личности, такие как:

- гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Обучающиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

- умение критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

- умение грамотно работать с информацией;

- умение работать сообща, правильно мыслить.

Игровая форма выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к новым знаниям, развивая их творческие и индивидуальные способности и личностные результаты.

Каждый ученик демонстрирует свои личностные результаты: умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение, сам формирует понятия, необходимые для решения задач.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)  Мероприятие прошло среди обучающихся 3 класса и позволило продолжить изучение особенностей здорового образа жизни.

На проведение мероприятия было затрачено 40 минут.

Для подготовки мероприятия и достижения планируемых результатов учителем были получены необходимые знания, использованы нужные педагогические технологии, методы, приемы.

Для классного часа был использован заранее оформленный кабинет, который включал следующую наглядность:

  • изображение полезных и вредных продуктов;
  • плакат «Полезные привычки»;
  • презентация;
  • индивидуальные карточки.

Оформление доски:

  • картинки с изображением средств личной гигиены;
  • фотографии известных спортсменов;
  • Карточки с заданиями, музыкальное сопровождение: музыка «Полонез Огинского», музыка Моцарта, песня «Вальс бабочек».

Видео и музыкальное оснащение:

  • компьютер, акустическая система;

1.9.  Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

В представленном сценарии отражена роль и значимость здорового образа жизни.

Адресуется учителям, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:

- Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.

- Подготовка команд (в каждой команде по 6 человек).

- Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, стимулирует деятельность обучающихся.

- Обучающиеся активно участвуют в общении с учителем, обсуждают.

2.2. Описание поведения воспитательного мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Игра «Передай хорошее настроение»

Хорошее настроение – это улыбка. Я хочу вам передать свое хорошее настроение! Вам надо взяться за руки, по цепочке повернуться к соседу справа, улыбнуться и слегка нажать на руку соседа.

2. Зарядились хорошим настроением, а теперь я предлагаю вам распределиться по группам. Для этого вы должны взять жетончик любого цвета и присесть за тот стол, где вы видите цвет вашего жетона.

-Ребята, как добиться, чтобы быть здоровым, крепким и развитым? (ответы детей)

- Как вы думайте, что такое здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом)

- О чем пойдет речь на занятии?

- Я согласна с вами, тема занятия «Я хозяин своего здоровья!»

- Сегодня вы будете работать в командах и успех команды зависит от каждого из вас, от того, как вы будете работать, такой будет и результат.

2. Я хочу предложить вашему вниманию притчу.

Притча «Все в твоих руках».

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Может ли состояние нашего здоровья зависеть от нас самих?

- Хочу предположить (Если ВСЁ в  руках  человека, то и ЗДОРОВЬЕ в руках человека?)

   И хочу это доказать.

Что же самое главное, самое важное для любого человека: и для маленького, и для большого?

- Конечно же это – здоровье.

Ребята давайте немного порассуждаем.  Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: «Что такое здоровье?».

У меня в руках мячик, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мячик, отвечает на вопрос: «Что такое здоровье?».

Здоровье – (ответы детей)

Здоровье – (ответы детей) и т.д

Учитель: Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни и здоровье зависит от нашего образа жизни. Как же добиться этого?
-Начнем с разминки.

Приступаем к упражнениям, которые приведут наше тело в состояние боевой готовности. Встаньте пожалуйста. (дети встают)

Давайте сделаем массаж рук: (показываем движениями)

- «умывание рук»;  

- интенсивное растирание;        

- интенсивные встряхивания;

 А теперь массаж головы (широко расставив пальцы, охватываем голову и проводим по воображаемым параллельным и диагональным линиям, продолжающимся от макушки до шеи);

 Ребята для того чтобы наши глаза отдохнули, давайте быстро поморгаем ими.

И первое наше задание называется  «Здоровье».

 Ребята у вас на столе лежат листочки. На том листочке написано слово ЗДОРОВЬЕ. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.  На выполнение задания отводится одна минута.(во время работы команд звучит музыка Моцарта)

З –здоровье, закаливание, закалённый, зарядка, закалка

Д –диета, душ, диетолог, движение

О –осанка

Р–режим, расчёска

О–отдых, обливание

В–выносливость, витамины, вода

Ь - --------

Е –еда

- Время закончилось, я предлагаю повесить ваши листы на доску. Посмотрите, сколько много слов имею отношение к здоровью и ЗОЖ!

_________________________________________________________

 (звучит музыка «Полонез Огинского»)

Ребята, а сейчас ваша задача заполнить таблицу.

 Перед вами эта таблица в одной колонне вы должны написать, что влияет на ухудшение здоровья ребёнка? А в другой колонке, что способствует улучшению здоровья ребёнка?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:

Что влияет на ухудшение здоровья?

Что способствует улучшению здоровья?

Ожидаемые ответы:

1.По вечерам поздно ложится спать, т.е. недосыпание

2.Много смотрит телевизор

3.Долго играет на компьютере

4.Не соблюдает режим дня

5.Вредные привычки

6.Неправильное питание (чипсы, кока-кола …)

Ожидаемые ответы:

1.Делать по утрам гимнастику

2.Соблюдать режим дня

3.Правильно питаться

4.Хорошее настроение

5.Соблюдать правила гигиены

6.Посещать спортивные кружки и секции

7.Помогать родителям по хозяйству

8.Держать в чистоте свою комнату

9.Хорошо учиться

10.Прогулки, игры на свежем воздухе

Дискуссия:

__________________________________________________________

 ФИЗМИНУТКА

Вы должны придумать по два упражнения по виду спорта вашей команды. (1 минута)

Для выполнения физминутки с каждой команды по одному ученику.

-- Сейчас я называю вид спорта, а вы должны показать упражнения, другие повторяют.

Лыжи, теннис, хоккей, футбол, теннис, хоккей, лыжи, футбол

________________________________________________________________

- А сейчас я вам раздам конверты, в которых лежит режим дня, но разрезанный на части. Ваша задача как можно быстрее восстановить режим дня (звучит музыка Моцарта).

У участников должен получиться следующий режим дня:

7.00 – подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак;

8.00 - 12.00 – пребывание в школе;

13.00 – обед;

13.30 - отдых, прогулка, посещение кружков, секций;

16.00 – выполнение домашнего задания;

17.30 – отдых, помощь в домашних делах;

19.00 - ужин, чтение, игры по интересам;

20.30 - подготовка ко сну;

21.00 - сон.

_____________________________________________________________

Учитель: Ребята у вас на столе лежат листочки с различными ситуациями. Вы сейчас командой должны прочитать и обсудить эту проблемную ситуацию. По окончанию обсуждения я вас прошу высказаться по данному вопросу (Звучит музыка Моцарта)

Проблемная ситуация.

Мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший ли обед получился у мальчика? Почему? Какие блюда вы рекомендовали бы для этого мальчика?

(Обсуждение проблемы, высказывание по данному вопросу).

Учитель: итак, рациональное питание – употребление чистых, натуральных продуктов, обязательное соблюдения режима питания.

Проблемная ситуация

Ребята играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами.  Какие советы вы можете дать в этом случае?

Учитель: физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.

Проблемная ситуация

Здоровый ребёнок ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле, лежит на диване, не гуляет? Что можно ему посоветовать и почему?

Учитель (Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.Малая подвижность ослабляет здоровье! А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!)

Учитель: двигательная активность – это третье слагаемое здоровья.

Проблемная ситуация

Коля очень любил читать. Он читал много и везде: во время еды, по дороге в школу, в транспорте, вечером, после приготовления уроков. А когда мама выключала свет и желала «Спокойной ночи», он читал под одеялом при свете фонарика. А ещё Коля любил громкую музыку и часто не снимал наушники плеера по несколько часов, в перерывах между чтением.

Оцените его поведение.

Учитель: беречь зрение и слух, ребята, необходимо с раннего детства

Существует мудрая пословица: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.

Давайте еще раз вспомним, что же мы можем сделать для того, чтобы быть здоровыми?

-Соблюдать режим дня.

-Правильно питаться.

-Физическая активность.

-Отсутствие вредных привычек!

-Закаляться.

-Положительные эмоции.

__________________________________________________________________

Вспомните притчу, в которой говорилось о бабочке. Давайте дадим ей жизнь, а она в свою очередь изменит наш взгляд на здоровье. А теперь свои эмоции и чувства от занятия передайте бабочке, раскрашенной вашими руками (звучит песня «Вальс бабочек», работают 2 мин).

А теперь все бабочки закрепите на рамке. Как она изменилась?

- Верно ли предположение, высказанное мной в начале занятия или мы его опровергнем?

(Если ВСЁ в руках человека, то и ЗДОРОВЬЕ в руках человека)

- Здоровье в наших руках или нет?

- Может ли каждый сказать: «Я хозяин своего здоровья»

Учитель: не все так безнадежно в нашем деле. И работа приносит результат.

Я думаю, что сегодняшний разговор не пройдет бесследно для вас; вы еще раз убедились, что если человек заботится о своем здоровье, то это поможет ему найти себя в жизни и приносить пользу другим людям и себе тоже.

- Оцените свои действия во время занятия «Если вам понравилось – улыбнитесь мне, если вы не совсем довольны своей работой на занятии, то подмигните мне.»

Учитель: Великий философ Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?»  ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».

Желаю  вам крепкого здоровья!

 

 

Список литературы:

Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016.

Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС 15г.. - Москва: Гостехиздат, 2015.

В здоровом теле - здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. - М.: Феникс, 2016.

Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016.

Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. - М.: Медицина, 2016.

Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005

Приложение 1

MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]MC900192900[1]

MC900445061[1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа семьи и школы по формированию волевой сферы младшего школьника "Хозяин своего Я"

Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «...

«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе  игры обобщаются  и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...

Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".

Зачётная  работа на курсы повышения квалификации....

Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»

Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...

Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)

Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...

Внеклассное мероприятие "Я- хозяин своего здоровья"

Актуализация знаний о здоровом образе жизни....