Познавательная игра "Я хозяин своего здоровья"."
классный час (3 класс)
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной учебы, работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Проблемы физического здоровья важны и актуальны, иными словами, здоровью надо учить, поэтому в своей работе я уделяю большое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borzenkova_l._a._ya_hozyain_svoego_zdorovya.docx | 447.9 КБ |
Предварительный просмотр:
III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательного мероприятия
Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Тема методической разработки: познавательная игра «Я хозяин своего здоровья!»
Автор:
Борзенкова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 2 г. Охи
им. Г. Г. Светецкого
Сахалинская область
2022
1. Пояснительная записка.
1.1. Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность): познавательная игра «Я хозяин своего здоровья!»
Проблема здорового образа жизни в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касается детей и подростков. Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей успешной учебы, работы, семейной жизни. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни. Проблемы физического здоровья важны и актуальны, иными словами, здоровью надо учить, поэтому в своей работе я уделяю большое внимание.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 9 -10 лет/ 3 класс
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность:) Методическая разработка воспитательного мероприятия «Я хозяин своего здоровья!» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка помогает научить обучающихся другими глазами взглянуть на значимость и здоровья для здоровья человека, помогает воспитывать, закалять дух ЗОЖ, посмотреть на многие вещи с иной точки зрения, учит детей сплотиться в одну дружную «здоровую» компанию с хорошими идеями и мыслями.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
1) расширить и обобщить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения;
2) развитие познавательной, речевой деятельности, памяти, внимания, творческих способностей;
3) воспитывать у детей чувство личной ответственности за собственное здоровье.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: беседа с моделированием проблемных ситуаций, ответами на вопросы и решением задач. Данная форма выбрана не случайно: третьеклассники охотно играют, при этом анализируют полученную информацию, обобщают, делают выводы.
1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов: для достижения планируемых результатов мероприятия применялись различные методы и приемы: игровые, объяснительно-иллюстративные, проблемные, поисковые, диалогические, творческие и информационные.
В результате обучающиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
- гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Обучающиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
- умение критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- умение грамотно работать с информацией;
- умение работать сообща, правильно мыслить.
Игровая форма выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к новым знаниям, развивая их творческие и индивидуальные способности и личностные результаты.
Каждый ученик демонстрирует свои личностные результаты: умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение, сам формирует понятия, необходимые для решения задач.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) Мероприятие прошло среди обучающихся 3 класса и позволило продолжить изучение особенностей здорового образа жизни.
На проведение мероприятия было затрачено 40 минут.
Для подготовки мероприятия и достижения планируемых результатов учителем были получены необходимые знания, использованы нужные педагогические технологии, методы, приемы.
Для классного часа был использован заранее оформленный кабинет, который включал следующую наглядность:
- изображение полезных и вредных продуктов;
- плакат «Полезные привычки»;
- презентация;
- индивидуальные карточки.
Оформление доски:
- картинки с изображением средств личной гигиены;
- фотографии известных спортсменов;
- Карточки с заданиями, музыкальное сопровождение: музыка «Полонез Огинского», музыка Моцарта, песня «Вальс бабочек».
Видео и музыкальное оснащение:
- компьютер, акустическая система;
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
В представленном сценарии отражена роль и значимость здорового образа жизни.
Адресуется учителям, воспитателям ГПД и педагогам дополнительного образования для организации и проведения воспитательных мероприятий.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:
- Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы.
- Подготовка команд (в каждой команде по 6 человек).
- Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, стимулирует деятельность обучающихся.
- Обучающиеся активно участвуют в общении с учителем, обсуждают.
2.2. Описание поведения воспитательного мероприятия.
Ход мероприятия:
1. Игра «Передай хорошее настроение»
Хорошее настроение – это улыбка. Я хочу вам передать свое хорошее настроение! Вам надо взяться за руки, по цепочке повернуться к соседу справа, улыбнуться и слегка нажать на руку соседа.
2. Зарядились хорошим настроением, а теперь я предлагаю вам распределиться по группам. Для этого вы должны взять жетончик любого цвета и присесть за тот стол, где вы видите цвет вашего жетона.
-Ребята, как добиться, чтобы быть здоровым, крепким и развитым? (ответы детей)
- Как вы думайте, что такое здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом)
- О чем пойдет речь на занятии?
- Я согласна с вами, тема занятия «Я хозяин своего здоровья!»
- Сегодня вы будете работать в командах и успех команды зависит от каждого из вас, от того, как вы будете работать, такой будет и результат.
2. Я хочу предложить вашему вниманию притчу.
Притча «Все в твоих руках».
«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Может ли состояние нашего здоровья зависеть от нас самих?
- Хочу предположить (Если ВСЁ в руках человека, то и ЗДОРОВЬЕ в руках человека?)
И хочу это доказать.
Что же самое главное, самое важное для любого человека: и для маленького, и для большого?
- Конечно же это – здоровье.
Ребята давайте немного порассуждаем. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: «Что такое здоровье?».
У меня в руках мячик, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мячик, отвечает на вопрос: «Что такое здоровье?».
Здоровье – (ответы детей)
Здоровье – (ответы детей) и т.д
Учитель: Здоровье – наиважнейшая вещь в жизни и здоровье зависит от нашего образа жизни. Как же добиться этого?
-Начнем с разминки.
Приступаем к упражнениям, которые приведут наше тело в состояние боевой готовности. Встаньте пожалуйста. (дети встают)
Давайте сделаем массаж рук: (показываем движениями)
- «умывание рук»;
- интенсивное растирание;
- интенсивные встряхивания;
А теперь массаж головы (широко расставив пальцы, охватываем голову и проводим по воображаемым параллельным и диагональным линиям, продолжающимся от макушки до шеи);
Ребята для того чтобы наши глаза отдохнули, давайте быстро поморгаем ими.
И первое наше задание называется «Здоровье».
Ребята у вас на столе лежат листочки. На том листочке написано слово ЗДОРОВЬЕ. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. На выполнение задания отводится одна минута.(во время работы команд звучит музыка Моцарта)
З –здоровье, закаливание, закалённый, зарядка, закалка
Д –диета, душ, диетолог, движение
О –осанка
Р–режим, расчёска
О–отдых, обливание
В–выносливость, витамины, вода
Ь - --------
Е –еда
- Время закончилось, я предлагаю повесить ваши листы на доску. Посмотрите, сколько много слов имею отношение к здоровью и ЗОЖ!
_________________________________________________________
(звучит музыка «Полонез Огинского»)
Ребята, а сейчас ваша задача заполнить таблицу.
Перед вами эта таблица в одной колонне вы должны написать, что влияет на ухудшение здоровья ребёнка? А в другой колонке, что способствует улучшению здоровья ребёнка?
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ:
Что влияет на ухудшение здоровья? | Что способствует улучшению здоровья? |
Ожидаемые ответы: 1.По вечерам поздно ложится спать, т.е. недосыпание 2.Много смотрит телевизор 3.Долго играет на компьютере 4.Не соблюдает режим дня 5.Вредные привычки 6.Неправильное питание (чипсы, кока-кола …) | Ожидаемые ответы: 1.Делать по утрам гимнастику 2.Соблюдать режим дня 3.Правильно питаться 4.Хорошее настроение 5.Соблюдать правила гигиены 6.Посещать спортивные кружки и секции 7.Помогать родителям по хозяйству 8.Держать в чистоте свою комнату 9.Хорошо учиться 10.Прогулки, игры на свежем воздухе |
Дискуссия:
__________________________________________________________
ФИЗМИНУТКА
Вы должны придумать по два упражнения по виду спорта вашей команды. (1 минута)
Для выполнения физминутки с каждой команды по одному ученику.
-- Сейчас я называю вид спорта, а вы должны показать упражнения, другие повторяют.
Лыжи, теннис, хоккей, футбол, теннис, хоккей, лыжи, футбол
________________________________________________________________
- А сейчас я вам раздам конверты, в которых лежит режим дня, но разрезанный на части. Ваша задача как можно быстрее восстановить режим дня (звучит музыка Моцарта).
У участников должен получиться следующий режим дня:
7.00 – подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак;
8.00 - 12.00 – пребывание в школе;
13.00 – обед;
13.30 - отдых, прогулка, посещение кружков, секций;
16.00 – выполнение домашнего задания;
17.30 – отдых, помощь в домашних делах;
19.00 - ужин, чтение, игры по интересам;
20.30 - подготовка ко сну;
21.00 - сон.
_____________________________________________________________
Учитель: Ребята у вас на столе лежат листочки с различными ситуациями. Вы сейчас командой должны прочитать и обсудить эту проблемную ситуацию. По окончанию обсуждения я вас прошу высказаться по данному вопросу (Звучит музыка Моцарта)
Проблемная ситуация.
Мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший ли обед получился у мальчика? Почему? Какие блюда вы рекомендовали бы для этого мальчика?
(Обсуждение проблемы, высказывание по данному вопросу).
Учитель: итак, рациональное питание – употребление чистых, натуральных продуктов, обязательное соблюдения режима питания.
Проблемная ситуация
Ребята играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что те наконец-то могут заняться своими делами. Какие советы вы можете дать в этом случае?
Учитель: физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы, которые при необходимости приходят на помощь всему организму.
Проблемная ситуация
Здоровый ребёнок ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле, лежит на диване, не гуляет? Что можно ему посоветовать и почему?
Учитель (Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.Малая подвижность ослабляет здоровье! А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!)
Учитель: двигательная активность – это третье слагаемое здоровья.
Проблемная ситуация
Коля очень любил читать. Он читал много и везде: во время еды, по дороге в школу, в транспорте, вечером, после приготовления уроков. А когда мама выключала свет и желала «Спокойной ночи», он читал под одеялом при свете фонарика. А ещё Коля любил громкую музыку и часто не снимал наушники плеера по несколько часов, в перерывах между чтением.
Оцените его поведение.
Учитель: беречь зрение и слух, ребята, необходимо с раннего детства
Существует мудрая пословица: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял.
Давайте еще раз вспомним, что же мы можем сделать для того, чтобы быть здоровыми?
-Соблюдать режим дня.
-Правильно питаться.
-Физическая активность.
-Отсутствие вредных привычек!
-Закаляться.
-Положительные эмоции.
__________________________________________________________________
Вспомните притчу, в которой говорилось о бабочке. Давайте дадим ей жизнь, а она в свою очередь изменит наш взгляд на здоровье. А теперь свои эмоции и чувства от занятия передайте бабочке, раскрашенной вашими руками (звучит песня «Вальс бабочек», работают 2 мин).
А теперь все бабочки закрепите на рамке. Как она изменилась?
- Верно ли предположение, высказанное мной в начале занятия или мы его опровергнем?
(Если ВСЁ в руках человека, то и ЗДОРОВЬЕ в руках человека)
- Здоровье в наших руках или нет?
- Может ли каждый сказать: «Я хозяин своего здоровья»
Учитель: не все так безнадежно в нашем деле. И работа приносит результат.
Я думаю, что сегодняшний разговор не пройдет бесследно для вас; вы еще раз убедились, что если человек заботится о своем здоровье, то это поможет ему найти себя в жизни и приносить пользу другим людям и себе тоже.
- Оцените свои действия во время занятия «Если вам понравилось – улыбнитесь мне, если вы не совсем довольны своей работой на занятии, то подмигните мне.»
Учитель: Великий философ Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!».
Желаю вам крепкого здоровья!
Список литературы:
Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016.
Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС 15г.. - Москва: Гостехиздат, 2015.
В здоровом теле - здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. - М.: Феникс, 2016.
Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2016.
Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. - М.: Медицина, 2016.
Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа семьи и школы по формированию волевой сферы младшего школьника "Хозяин своего Я"
Статья посвящена проблеме формирования волевой сферы младших школьников. Авторы предлагают: лекторий для родителей на тему: «Недостатки воли у детей», внеклассное мероприятие с учащимися 4-х классов «...
«Своя игра» (интеллектуально-познавательная игра) для 3-4 классов.
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов. Проходит в форме командной интеллектуальной игры. В ходе игры обобщаются и систематизируются знания детей в разных предметных областях. Со...
Технологическая карта внеклассного занятия "Я - хозяин своего здоровья".
Зачётная работа на курсы повышения квалификации....
Интеллектуально – познавательная игра «Своя игра»
Предметные недели как традиционная часть внеурочной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы.Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать инте...
Интеллектуально- познавательная игра (Своя игра) (1 класс)
Согласно ФГОСу современный урок, занятия внеурочной деятельностью должны способствовать развитию интеллектуально- познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников,формировать...
Интеллектуально-познавательная игра по окружающему миру "Своя Игра".
Игра для 1 класса...
Внеклассное мероприятие "Я- хозяин своего здоровья"
Актуализация знаний о здоровом образе жизни....