Педагогическая система
учебно-методический материал (4 класс)
Педагогическая система
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_sistema_kovalevskoy_n.yu_._2.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического опыта
"Развитие познавательных способностей младших школьников на основе метода проектов на уроках окружающего мира"
Актуальность Проект – это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Наличие познавательного интереса у ученика – одно из важнейших условий эффективности его обучения, поэтому учителю необходимо развивать познавательный интерес учащихся.
Поэтому данный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, умений, навыков сотрудничества, а также развивает умения самостоятельного конструирования собственных знаний и осуществления поиска информации, которая находится в свободном пространстве.
Цель: Формирование познавательной активности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира с помощью метода проектов.
Развитие потребности в познании, в ориентировке в окружающей действительности.
Развитие инициативности и активности обучающихся.
Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Задачи: -составить систему продуктивных методов и приемов обучения по формированию познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
-создать благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учителем и учащимися, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства, повысить качество знаний, общее развитие учащихся, подтолкнуть детей к самостоятельному поиску информации.
Основные направления и способы деятельности.
— уроки на пришкольном участке, в парке, уроки-исследования и уроки-путешествия, экологические уроки, уроки-конференции;
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры, дидактические игры);
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт
— работа в малых группах: поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка).
На уроках окружающего мира (система «Школа России») в 1 классе предполагается выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты:
-осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи;
- развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи;
-осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи:
1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).
2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).
3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).
Так, в работе над проектом по разделу “Наши питомцы” 1 класс, на 1-м этапе детям предлагаются следующие темы:
•Аквариумные рыбки.
•Пернатые питомцы.
•Все о кошках.
•Все о собаках.
Также дети могут использовать свои варианты тем.
2-й этап – после того, как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.
3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.
4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.
5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Каждому учащемуся я выдаю памятку работы над проектом.
Памятка работы над проектом
План подготовки проекта:
1.Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
2.Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
3.Продумай этапы деятельности.
4.Решите, кто и за что будет отвечать.
5.Выясните, что нужно подготовить заранее.
6.Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.
Во 2-м классе представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Моя будущая профессия», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».
Проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом.
В 3 классе реализуются шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.
Результативность применения метода проектов на уроках окружающего мира.
Овладение навыками проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.
Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширение кругозора учащихся.
Овладение навыками работы в команде, помощи друг другу.
Результативность деятельности:
Повышение познавательной активности и школьной мотивации на уроках.
Повышение уровня обученности.
Повышение интеллектуального развития.
Понижение уровня тревожности.
Высокие учебные и творческие достижения учащихся.
Работа над данной темой показала, что метод проектов благотворно влияет на развитие познавательного интереса у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая система
УМК РО Л. В. Занкова позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях п...
"Семья как педагогическая система и партнёр школы"
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...
Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника
В данной статье рассматривается вопрос об особенности содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...
Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...
Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова
Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы ...
Педагогическая система Марии Монтессори
Много десятков лет имя Марии Монтессори (1870-1952), которая являлась психиатром и психологом, опытным детским врачом и философом, неутомимым ученым-исследователем и страстным подвижником новейших гум...
педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...