Моя педагогическая система
статья на тему
УМК РО Л. В. Занкова позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsistema.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
С 2001 года работаю по системе развивающего обучения по программе Л.В. Занкова.
Являюсь членом Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель моей педагогической деятельности:
- создать образовательную развивающую среду для формирования ключевых компетенций
учащихся.
Задачи:
- оптимальное общее развитие личности каждого учащегося
- достижение образовательных результатов учащихся, сформулированных как ключевые
компетенции
- сохранение здоровья учащихся
УМК Л.В. Занкова способствует реализации поставленной цели и задач. В него входят следующие учебные пособия:
Математика-1,2,3,4 (автор Аргинская И.И.);
Русский язык-1,2,3.4 (автор Полякова А.В.)
Мы и окружающий мир-1,2,3,4 (автор Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)
Литературное чтение-1,2,3,4 (автор Чуракова Н.А.)
1 класс. Умные руки (автор Цирулик Н.А.)
2 класс Уроки творчества (автор Цирулик Н.А.)
3 класс. Творческая мастерская (автор Проснякова Т.И.)
4 класс. Творческая мастерская (автор Проснякова Т.И.)
Соблюдаю основные дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- быстрый темп изучения учебного материала;
- осознание процесса учения учащимися;
- достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых.
Данный УМК позволяет мне реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Эти умения должны позволить действовать в новых, неопределённых ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Таким образом, основным результатом деятельности учителя становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности.
Ключевые компетенции – это наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (2004 г) зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:
- познавательную деятельность
- информационно-коммуникативную деятельность
- рефлексивную деятельность.
Можно выделить следующие группы ключевых компетенций учащихся:
-Коммуникативные
-Информационные
-Исследовательские
-Проектные
-Организационные
-Умение учиться
-Личностные
Принципиально меняется и позиция учителя.
Компетентностную модель современного учителя представляю из следующих элементов:
- ценности, принципы и цели
- профессиональные качества
- ключевые компетенции
- педагогические методы, способы и технологии
- профессиональные позиции
Своими ценностями считаю:
- свобода учащегося быть самим собой
- помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными
- индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям
- чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций.
Обладаю профессиональными качествами:
- доброжелательно и заинтересованно отношусь к учащимся
- способна к критике и рефлексии
- понимаю других людей, имеющих другие ценности, интересы и способности
- открыта для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу
- делюсь с учащимися своими мыслями и чувствами
- демонстрирую компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к диалогу
- демонстрирую увлечённость своим предметом
Ключевые компетенции учителя:
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовывать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.
Владею основными компетенциями современного учителя:
- Умение учиться вместе с учениками
- Умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений\компетенций)
- Умение мотивировать учащихся, включая из в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции
- Умение «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
- Умение занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности
- Умение подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
- Владение проектным мышлением и умение организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
- Владение исследовательским мышлением, умение организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
- Умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и умение организовать её у учащихся в процессе учебных занятий.
- Умение вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем.
- Владение компьютерными технологиями и использование их в учебном процессе.
Педагогические методы, формы и технологии
Создавая для учащихся развивающую образовательную среду, свою педагогическую деятельность строю в соответствии с принципами технологии деятельностного подхода, использую проектную деятельность, игровые, здоровьесберегающие технологии, технологию уровневой дифференциации, информационные технологии.
В своей педагогической деятельности предпочтение отдаю деятельностным методам: частично-поисковый, наблюдение, создание проблемных ситуаций. Использую разнообразные формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, дифференцированную, работу в группах и парах, интерактивные формы в виде учебных игр «Школа разведки», «Карусель», «Суета», «Иду в гости». Интерактивные формы организации учебного процесса позволяют сочетать три вида активности учащихся: познавательную, социальную, физическую.
Профессиональные позиции учителя:
Выступаю в таких профессиональных позициях учителя, как организатор деятельности, консультант, партнёр, эксперт.
На уроках использую такие образовательные ситуации:
- Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности
- Осуществление учащимися самостоятельного выбора (уровня сложности заданий, форм и способов работы)
- Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат)
- Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем, распределение обязанностей, планирование, оценка и рефлексивное обсуждение результатов)
- Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование современных педагогических технологий, описанных методов и форм позволяет обеспечить обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся.
Анализ уровня мотивации показывает положительную динамику в её развитии. Так в 1 классе у 75% учащихся высокий и хороший уровень мотивации. Во 2 классе с высоким и хорошим уровнем мотивации 80% учащихся, в 3 классе этот показатель составляет 76%, а уже в 4 классе – 80%.
В 3 классе внутренняя мотивация сформирована у 67 % учащихся, внешняя отрицательная мотивация – у 16,6% , к 4 классу - у 76, 8% учащихся внутренняя мотивация и лишь у 6,6% внешняя отрицательная.
По результатам анкетирования самым важным в школе учащиеся считают уроки, учителя. Сравнивая результаты анкетирования о рейтинге предметов, наблюдается положительная динамика в развитии учебно-познавательных интересов учащихся. Так, на первые места ими выдвинуты такие предметы, как математика, русский язык, литература, окружающий мир.
Положительным результатом в формировании информационных и проектных компетенций считаю тот факт, что дети регулярно используют дополнительную литературу при подготовке домашних заданий, особенно по окружающему миру: книги о животных и растениях, о жизни людей, энциклопедии, ресурсы Интернет. Ребята с большим желанием готовят индивидуальные сообщения, работают над проектами, сочиняют. Успешным стал долгосрочный проект «Жизнь цвета радуги», который был представлен на Всероссийском конкурсе «Мы – занковцы!» (2 место). Результатом в формировании исследовательских компетенций стало участие ребят в школьной научно-практической конференции. Ребята были отмечены грамотами школы.
Ребята активно участвуют в районных конкурсах, занимают призовые места.
По итогам обучения в 4 классе закончили учебный год на «4» и «5» 65% учащихся.
Анализ уровня заболеваемости показывает положительную динамику: в 1 классе – 7,85 дней на 1 ребёнка, во 2 классе – 11,29 дн., в 3 классе – 3,8 дн., в 4 классе – 3,4 дн. В классе высокий уровень индекса здоровья и индекса психологического благополучия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семья как педагогическая система и партнёр школы"
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...
Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника
В данной статье рассматривается вопрос об особенности содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...
Организация обучения младших школьников по психолого-педагогической системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в современном начальном образовании
Статья об организации обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова...
Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова
Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы ...
Педагогическая система Марии Монтессори
Много десятков лет имя Марии Монтессори (1870-1952), которая являлась психиатром и психологом, опытным детским врачом и философом, неутомимым ученым-исследователем и страстным подвижником новейших гум...
педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...
Эссе" Моя педагогическая система"
Эссе участвовало в Шестом Всероссийском конкурсе педагогических эссе «Взгляд». ...