Урок внеклассного чтения
классный час (2 класс)
Конспект урока "Чтение художественных произведений о матерях и детях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_o_mame_-_kopiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения.
Тема урока: Чтение художественных произведений о матерях и детях.
Цели урока: - познакомить учащихся с произведениями о мамах и детях; формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную мысль произведения, делать выводы; развивать монологическую речь; воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.
Оборудование: рисунки детей «Моя мама», книги о мамах М. Скребцова "МАМИНО СЕРДЦЕ", Б. Емельянов "МАМИНЫ РУКИ", А. Барто «Разлука», большой рисунок солнца, запись музыки.
Ход урока:
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
- Беседа.
— Ребята, прочитайте слова (слайд):
Тюльпан, внимание, ласка, любовь, забота , родная ,солнышко.
— О чём вы подумали? С кем они связаны? (мама).
- «Найти пословицу»
— Прочитайте пословицу "При солнышке тепло, при матушке добро"
— Чем же похожи мама и солнышко? (слайд Солнце)
Дети называют качества мам и солнца.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
— Кто догадался, какая тема нашего урока?
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Муз. "Одинокий пастух"
Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Вот о чём мы будем сегодня читать.
ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ М. СКРЕБЦОВОЙ «СЕРДЦЕ МАТЕРИ».
Я хочу вас познакомить со сказкой молодой художницы и поэтессы Марии Скребцовой, которая называется «Сердце матери»
На доске слова:
Лес
Берёза
Дочки
Защищала
Гроза
Ствол
Сердце
Пень
Составьте по опорным словам предположение сказки.
-После прослушивания мы узнаем, сбылись ваши предположения или нет.
Чтение сказки 5 учащимися.
М. Скребцова
МАМИНО СЕРДЦЕ
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...
Анализ произведения.
- Сколько дочек было у берёзки?
- От чего мать-берёзка защищала своих дочерей?
- Что произошло в лесу?
- Куда ударила молния?
- Как берёзка защитила своих дочерей?
- Почему не загорелась берёза?
- Что произошло после грозы?
- Что так не удалось сделать молнии?
- Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
- Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.
— Предположите, как будут жить берёзки без мамы? Как им поможет материнское сердце?
— Как вы думаете, почему мамы всегда защищают своих детей?
- А вы как можете защитить маму?
(слайд сердце).
— Это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём живут?
Ответы - подсказки: доброта, ласка, верность, самопожертвование,…..
РАБОТА НАД РАССКАЗОМ БОРИСА ЕМЕЛЬЯНОВА «МАМИНЫ РУКИ»
— Сейчас вы познакомитесь с рассказом Бориса Емельянова «Мамины руки». Я хочу, чтобы вы его прослушали очень внимательно. Это поучительный рассказ. А чему он учит – каждый решит для себя сам.
МАМИНЫ РУКИ
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
— Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
— Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
— Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
— Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
— Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
— Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
— Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
— Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
— Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
— Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...
— Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
— Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
— Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
— Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
«Пятиминутное эссе».— Напишите, чему научил вас этот рассказ. Дайте совет, как надо относиться к маме. (По желанию дети зачитывают свои сочинения).
- Как понимаете «ими (руками) сделано добра – на десятерых хватит»?
Чтение наизусть стихотворения А. Барто «Разлука»
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе...
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней еще осталось...
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Беседа о прослушанном
- Что мальчик делал для мамы? А ему самому это нравилось? (Нет).
- Почему же он продолжает делать всё, как учила мама, хотя она в
командировке и его не видит?
- Какое настроение у мальчика?
- Были ли у вас такие ситуации, как в стихотворении?
Что вы тогда чувствовали?
- А что вы чувствовали, когда мама возвращалась?
- Если я вас попрошу нарисовать картину «Мама вернулась!», какие бы
вы краски выбрали? А если «Мама ушла»? А какую картину было бы
приятнее рисовать?
ИТОГ УРОКА.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? Чему они учат?
Я предлагаю «по цепочке» передавая игрушку, сказать одним словом
«Какая твоя мама?»
- Если бы я спросила: «Чья же мама лучше всех?»
(Моя! Моя! Моя!)
- Предлагаю всем дружно сказать: «НАШИ МАМЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"
Конспект урока, используемая литература....
урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения
На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...