Урок внеклассного чтения
классный час (2 класс)

Колмакова Татьяна Викторовна

Конспект урока "Чтение художественных произведений о матерях и детях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_o_mame_-_kopiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

Тема урока: Чтение художественных произведений о матерях и детях.

Цели урока: - познакомить учащихся с произведениями о мамах и детях; формировать умения критически оценивать ситуацию, выделять главную   мысль произведения, делать выводы; развивать монологическую речь; воспитывать уважение к матери, её нелёгкому труду; воспитывать желание  помогать родному человеку, быть неравнодушными детьми.

Оборудование: рисунки детей «Моя мама», книги о мамах М. Скребцова "МАМИНО СЕРДЦЕ", Б. Емельянов    "МАМИНЫ РУКИ", А. Барто «Разлука», большой рисунок солнца, запись музыки.

                                                 Ход урока:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  1. Беседа.

— Ребята, прочитайте слова (слайд):

  Тюльпан, внимание, ласка, любовь, забота , родная ,солнышко.

— О чём вы подумали? С  кем они связаны? (мама).

  1.  «Найти пословицу»

— Прочитайте  пословицу "При солнышке тепло, при матушке добро"

— Чем же похожи мама и солнышко? (слайд Солнце)

      Дети называют качества мам и солнца.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

— Кто догадался, какая тема нашего урока?

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Муз. "Одинокий пастух"

Мама – самый дорогой на свете человек. Нам всегда нужны её ласка и забота. Мама всегда поймёт своего ребёнка и простит. А дети должны  не только получать материнскую любовь, но и уметь заботиться о родном человеке. Вот о чём мы будем сегодня читать.

ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ  М. СКРЕБЦОВОЙ  «СЕРДЦЕ МАТЕРИ».

Я хочу вас познакомить со сказкой молодой художницы и поэтессы Марии Скребцовой, которая называется «Сердце матери»

 На доске слова:

Лес

Берёза

Дочки

Защищала

Гроза

Ствол

Сердце

Пень

 Составьте по опорным словам предположение  сказки.

-После прослушивания мы узнаем, сбылись ваши предположения или нет.

Чтение сказки 5 учащимися.

         М. Скребцова

                                  МАМИНО СЕРДЦЕ

            Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками  тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
      Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
      Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.
     Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
     С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

 Анализ произведения.
- Сколько дочек было у берёзки?
- От чего мать-берёзка защищала своих дочерей?
- Что произошло в лесу?

- Куда ударила молния?
- Как берёзка защитила своих дочерей?
 - Почему не загорелась берёза?
- Что произошло после грозы?
- Что так не удалось сделать молнии?
- Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
- Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.

— Предположите, как будут жить берёзки без мамы? Как им поможет материнское сердце?

— Как вы думаете, почему мамы всегда защищают своих детей?

-  А вы как можете защитить маму?

(слайд сердце).

— Это материнское сердце. Перечислите, какие сокровища в нём живут?

Ответы - подсказки: доброта, ласка, верность, самопожертвование,…..

РАБОТА НАД РАССКАЗОМ БОРИСА ЕМЕЛЬЯНОВА «МАМИНЫ РУКИ»

— Сейчас вы  познакомитесь с рассказом Бориса Емельянова «Мамины руки». Я хочу, чтобы вы его прослушали очень внимательно. Это поучительный рассказ. А чему он учит – каждый решит для себя сам.

               Б. Емельянов

                                   МАМИНЫ РУКИ        

        Такой это был несчастный, нехороший день!
        С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
        Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
        Мама спросила:
        — Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.
        Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
        На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
        — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
        — Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
        — Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.
        Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
        — Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
        Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
        Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
        — Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!
        — Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.
        — Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
        Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
        — Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
        — Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...
        — Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.
        — Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
        — Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.
        — Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.
        Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

 «Пятиминутное эссе».— Напишите, чему научил вас этот рассказ. Дайте совет, как надо относиться к маме. (По желанию дети зачитывают свои сочинения).

  • Как понимаете «ими (руками) сделано добра – на десятерых хватит»?

Чтение наизусть стихотворения А. Барто «Разлука»

Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки...

Только мы теперь в  разлуке.

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски.

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе...

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,

Только он витает где-то,

Говорит: — Потерпим малость,

Десять дней еще осталось...

И наверно, по привычке

Или, может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

Беседа о прослушанном

    - Что мальчик делал для мамы? А ему самому это нравилось? (Нет).

         - Почему же он продолжает делать всё, как учила мама, хотя она в

           командировке и его не видит?

         - Какое настроение у мальчика?

         - Были ли у вас такие ситуации, как в стихотворении?

       Что вы тогда чувствовали?

         - А что вы чувствовали, когда мама возвращалась?

         - Если я вас попрошу нарисовать картину «Мама вернулась!», какие бы

           вы краски выбрали? А если «Мама ушла»? А какую картину было бы

           приятнее рисовать?

       

ИТОГ УРОКА.

       - С какими произведениями мы сегодня познакомились? Чему они учат?

Я предлагаю «по цепочке» передавая игрушку, сказать одним словом

«Какая твоя мама?»

       - Если бы я спросила: «Чья же мама лучше всех?»

         (Моя! Моя! Моя!)

      - Предлагаю всем дружно сказать: «НАШИ МАМЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...