"Общение с природой начинается с детства"
учебно-методический материал

Яшкина Татьяна Юрьевна

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача и долг взрослых: воспитателей, родителей. И сделать это необходимо как можно раньше. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Основной целью работы по экологическому воспитанию с обучающимися младших классов является формирование основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Общение с природой начинается с детства

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача и долг взрослых: воспитателей, родителей. И сделать это необходимо как можно раньше. Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Основной целью работы по экологическому воспитанию с обучающимися младших классов является формирование основ экологической культуры, ответственного отношения к окружающей природе, которое строится на базе экологического сознания. 

Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет педагога и родителей. В младшем школьном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную среду. Только тогда природа предстанет перед глазами ребенка доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость общения с ней.

Остановимся на некоторых формах работы по экологическому воспитанию младших школьников.

1. Одними из интересных и сложных форм организации воспитательно-образовательного процесса являются экскурсии и прогулки, во время которых детям даются экологические знания и нормы экологического поведения. Во время экскурсий и прогулок мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам: продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей. На прогулках во время игр с природным материалом (снег, листья, песок, вода) дети могут знакомиться с их свойствами. Специфика занятий предполагает широкое использование разнообразного природного материала: ветки, шишки, травы, цветы. Часть этого материала собирается в природе и затем используется на творческих занятиях.

В процессе прогулок и экскурсий можно использовать беседу. Одно из важных условий правильной организации беседы во время прогулки – ее непродолжительность. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы. Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны уметь выражать свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.

2. В работе по экологическому воспитанию младших школьников используются познавательные «Экологические беседы». Беседы расширяют базовые знания по экологии, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. Именно беседа по экологическому воспитанию выявляет нравственную позицию ребенка в его отношения с животными, растениями, людьми. Тематика бесед может быть самая разнообразная: «Сентябринка в гостях у ребят», «Золотая осень», «Веселый мир насекомых», «Таинственный мир подводного царства» и другие.

3. Большую роль в экологическом воспитании детей играют «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, дети приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой; играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера:

  • игры-путешествия: «По страницам Красной книги», «По лесным тропам», «Лукошко грибника», «Пернатые друзья»;
  • познавательные игры: «Лесные жители», «Домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «С какого дерева лист?», «Куда улетают грачи?»;
  • дидактические игры: «Кто как разговаривает?», «Кто где живет?», «Выложи птицу»;
  •  ролевые игры: «Забота о животных», «Поездка в лес», «Скорая экологическая помощь».  

Игра является одним из средств формирования психологических образований - мышления, внимания, памяти.

4. «Часы творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Включаются в творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы. Так в процессе работы над социально-творческим проектом «Книга Осени» ребята не только пополнили и обогатили знания по темам из цикла «Осень», но и развивали художественный вкус, знакомясь с видом живописи «пейзаж»; развивали художественное творчество с помощью различных видов деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

5. «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Так загадки можно разделить по темам: «Чудеса природы»; «О животных»; «Явления природы»; «Времена года»; «Лесные загадки»; «Подземное царство грибов». Развивая мышление, загадка стремится через своё «критическое» окошечко познакомить человека с окружающим его миром, причём привлечь внимание к таким сторонам явлений, которые невидимы для глаза.  

6. Особое место в работе с детьми занимают сказки, с изумительным богатством красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, раскрывающие окружающий мир, взаимосвязь природы и человека, дающие первоначальные представления и понятия о природе.

Дети очень любят сказки В. Бианки о животных. К ним относятся такие, как «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей.

Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало.

Природа, по ходу сюжета, всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» (русская народная сказка «Ховрошечка»).

Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

7. Ключевое значение в экологическом воспитании младших школьников имеет совместная практическая деятельность. Дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив двух- трех детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними, польем их. (Подошли к окну). Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения). Нет, все в порядке – вы зеленые и красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке). Сухая земля, а растениям нужна вода – они живые, без воды жить не могут! Польем их!». Воспитатель дает каждому ребенку лейку или бутылку с водой, поливает все сам, приговаривая: «Цветочек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше – мы будем тобой любоваться!»     Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях – это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Постепенно функция воспитателя и степень самостоятельности детей изменяются, но деятельность остается совместной. Воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому. Самостоятельность детей интенсивно нарастает, взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

8. Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции. Уже не первый год наши воспитанники участвуют в городской экологической акции «Покормите птиц зимой». Сначала ребята совместно с воспитателями из подручных средств и бросового материала мастерили кормушки для птиц. Затем к этой работе были привлечены родители обучающихся. Сооружали «птичьи столовые» уже из досок, гвоздей, с помощью столярных инструментов. Готовые домики с кормом были развешены на территории школы.

В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам педагог, без сомнения, должен не только базироваться на традиционных установках, но и  постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Методический материал:

  1. Богданец Т. «Экологические знания — первое представление о мире» Д/В №12, 2003 г.
  2. Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
  3. Казакова М.В. «Человек, природа, мир» Рязань 1993 г.
  4. Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы» Д/В №8, 2004 г.
  5. Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе» (методические рекомендации для дошкольных учреждений). М, 1993 г.
  6. Николаева С.Н. «Общение с природой начинается с детства». Пермь, 1992 г.
  7. Николаева С.Н. «Типовая модель экологического воспитания»Д/В №4, 2004 г.  
  8. Каюрова А. Н., Кудрина Л. В., Попова В. Ф. Формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа, 2012.
  9. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/27/seminar-na-temu-ekologicheskie-znaniya-pervoe-predstavlenie-o-mire


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биография начинается с детства. Эссе.

Эссе. Размышления на тему "Кем быть? Каким быть?""...

Все начинается с детства

Презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова для младщих школьников...

Родительское собрание "Доброта начинается с детства"

Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому...

Здоровье начинается с детства

Данна публикация рассказывает о  апробации здорорвьесберегающих технологий в начальной школе....

Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»

сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова...

Все начинается с детства…

статья о воспитании...