Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»
классный час (3 класс) на тему
- сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов»
Урок, посвященный творчеству
Сергея Владимировича Михалкова
(к 100-летию со дня рождения)
«Все начинается с детства»
Подготовила: Никитина Г.П., учитель начальных классов
2013
Урок в 3 классе, посвященный творчеству
Сергея Владимировича Михалкова
(к 100-летию со дня рождения)
Тема: Все начинается с детства
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством С. Михалкова
Задачи:
Личностные УУД
- сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова
- развивать устойчивый интерес к чтению
Метапредметные
Регулятивные УУД
- развивать познавательную активность обучающихся, включать в учебно-исследовательскую деятельность
Коммуникативные УУД
- научить принимать участие в инсценировках
- научить выражать свои мысли в устной речи, использовать речевые средства в соответствии с задачей высказывания
Предметные
- научить читать наизусть стихотворения С.В.Михалкова
- формировать навыки анализа стихотворения
- развивать навыки выразительного чтения басен, чтения по ролям
Подготовительная работа:
- нарисовать рисунки к произведениям С.В.Михалкова
- составить кроссворд по стихотворениям С.В.Михалкова
- организовать выставку «Капельки творчества» - написать отзыв на тему «Моя любимая книга»
- организовать выставку книг С. В. Михалкова
- разучивание слов для инсценирования выбранного произведения
Оформление:
Портрет С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр фрагментов художественных фильмов, прослушивание музыкальных произведений на стихи С. Михалкова, прослушивание фонограммы с записью чтения стихов автором
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проэктор, экран, ЭОР- презентация «Все начинается с детства»
Ход урока
- Организационный момент
Звучит произведение Сергея Михалкова «Песенка друзей». Дети входят в класс, рассматривая выставку книг и рисунки к стихотворениям С.В.Михалкова.
- Сообщение темы урока и актуализация новых знаний
- Ребята, как вы думаете, о ком мы будем беседовать с вами? (О Сергее Владимировиче Михалкове)
- Что вы знаете о Сергее Михалкове?
- 13 марта исполняется 100 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова. С какими произведениями вы знакомы? Слайд 1
В своих стихах поэт С.Михалков интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит как равный с детьми, принимая все обиды и радости.
Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встаёт над тихой землёй. Увидеть летящий самолёт и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка.
Дети удивляются и радуются больше всех, это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогает нам в этом прекрасный поэт Сергей Владимирович Михалков.
Стих у него то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в поэтический мир С.Михалкова и сделаем очень важные открытия.
- Как вы думаете, какие это будут открытия?
- Поэзия Михалкова - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения. Какие? Сегодня мы об этом узнаем.
Начнем мы наше путешествие со знакомства с биографией поэта.
- Работа над новым материалом
Знакомство с биографией поэта (сообщения учащихся)
Детство поэта
Слайд 2
Начало творческой деятельности.
Слайд 3
Годы ВОВ и послевоенные годы.
Слайды 3-5
Последние годы жизни
Слайды 6-7
Стихи С.Михалкова для детей
- Какое первое стихотворение поэта принесло ему известность? Слайд 8
- Конечно же, это стихотворение «Дядя Степа». Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своём “Дяде Стёпе” о мужестве и благородстве людей. Это сказка – быль. Сергей Михалков написал много книг про Дядю Стёпу. Дядя Стёпа – моряк, милиционер, отец космонавта, заслуженный ветеран. Дядю Стёпу знают взрослые и дети во всём мире. Чтение отрывков из стихотворения.
- Образ кого создал поэт в стихотворении? (В этом детском стихотворении поэт создал положительный, идеальный образ милиционера (полицейского)
- Какими же качествами обладает дядя Степа? Чему мы можем у него поучиться?
- Дар поэта в том, что и к обыденному он относится по-своему, находя во всем интересные и забавные штрихи. Так появилось стихотворение «Грипп». Поэт простудился и заболел, и никакие порошки и микстуры не помогали. Наконец болеть ему надоело, он придвинул к себе стол, и на чистом листке появились строчки:
(Чтение стихотворения «Грипп»)
- Как вы думаете, какое лучшее средство от всех болезней?
- Признайтесь, часто вставая утром в школу, вас посещает мысль: «Вот бы не ходить сегодня в школу».
- А в каком случае мама оставляет вас дома? Правильно, когда вы заболели. Послушайте стихотворение Михалкова «36 и 5».
- Какие чувства испытывает герой стихотворения в конце? Почему?
- Чего же никогда нельзя делать?
- Очень известно стихотворение С.Михалкова «Про мимозу». Послушайте его.
- Кого называет автор мимозой, почему?
- Следующее стихотворение называется «Прогулка»
- Чему учит это стихотворение?
- Часто ли случаются у нас такие «прогулки»?
- Слышали ли вы выражение – Фома неверующий?
С.Михалков тоже его знал и ему пришла блестящая мысль написать стихотворение про мальчика Фому. А что с ним произошло, вы сейчас увидите.
(Инсценировка стихотворения «Фома»)
- Каким не нужно быть? За что автор осуждает Фому?
- Михалков пишет не только веселые стихи, читая которые мы смеемся, но и грустные. Грусть – светлое чувство, его не нужно стыдиться, тем более, что жизнь дарит нам не только счастливые дни и годы, но и сталкивает с серьезными проблемами.
(Чтение стихотворения «Старый клоун»)
- Чему можно поучиться у клоуна?
Это стихотворение написано о счастливом человеке. Да, он умирает. Но он не сломлен духовно, он горд, потому что честно прожил свою жизнь, которую отдал любимому делу – искусству.
- Физкультминутка
(проводит ученик под песню на стихи С. Михалкова «Мы едем, едем, едем»)
- С. Михалков – баснописец
Басня славится моралью
Не ленись, запоминай,
Всё чему она научит
Ты себе на ус мотай.
Чтение и инсценировка басен Михалкова.
«Муха и пчела» (инсценировка басни)
- За что осуждает автор муху?
- Каких людей автор сравнивает с пчелой и мухой?
Чтение басни «Любитель книг»
- Действительно ли герой басни является любителем книг, чтения?
- Чем привлекают его книги?
- Какова мораль этой басни?
Инсценировка басни «Чужая беда»
- Чему учит эта басня? Какова ее мораль?
Инсценировка басни «Ромашка и Роза»
- Какова мораль этой басни?
- На чьей стороне наши симпатии?
- Встречаются ли рядом с нами такие «розы»?
Чтение басни «Когда везет»
- Какова мораль этой басни?
- Викторина «А что у вас?»
Слайд 11
- Когда и где родился С.В. Михалков? (С. В. Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве)
- Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков? (Стихи, рассказы, сказки, басни, пьесы, переводы, статьи, сценарии)
- Как называлось его первое стихотворение? («Дорога»)
- Сколько лет со дня рождения он отметил в этом году? (100 лет)
Слайд 12
- В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? («А что у вас?»)
- Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"? (Дает корова молоко)
- К какому выводу он пришёл? («Да, стать учёным не легко!»)
- Какая фамилия была у Дяди Стёпы?(Степанов)
- Из какого стихотворения эти строки?
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей. («Песенка друзей»)
Слайд 12
- В каком классе учился мальчик, боявшийся прививок? (в 1)
- Какая температура была у героя одного из стихотворений? (36 и 5)
- Что за каша была во рту у Саши? (каша из слов)
- Сколько человек сидело и стояло в трамвае № 10? (115)
- Какое слово ненавидел герой одного из стихотворений? (спать)
Слайд 14
Доскажи словечко
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью.................. (каланча)
В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил Упрямый.............. (Фома)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат................... (коленки)
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)
Кто, набив пирожным рот,
Говорит: А где………… (компот)
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой ……….. (качал)
Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…… (рой)
Из какого стихотворения эти строки?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести
А свободного местечка
Возле речки не найти.
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели
Осторожно моет руки
Кипяченою водой? («Про Мимозу»)
Сто машин стоят, гудят –
С места тронуться хотят.
Три, четыре, пять минут
Им проезда не дают. («Дядя Степа – милиционер»)
Говорят –
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Когда это бывает? (Под Новый год)
Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал … Кто пропал у девочки? (щенок)
У меня печальный вид… Что болит у героя стихотворения? (голова)
Слова Гимна России написаны С.Михалковым. Кто стал автором музыки?
- Итог урока
Слайд 15
Талант Сергея Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребёнка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями. Он погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях.
Более 60 лет работал С.В.Михалков в литературе. За это время созданы десятки книг стихов, прозы, статей. Они часто переиздаются, потому что есть острая потребность в них. Ведь этот замечательный человек прекрасно знал характер человека, он умел говорить на равных и с самыми маленькими, и со взрослыми. И недаром он награжден польским орденом Улыбки – единственный в мире международной наградой, которую присуждают дети. Но главная награда – это любовь к писателю его друзей, многомиллионной армии читателей его книг.
«В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».
С.В. Михалков
Рефлексия
Так пусть и для нас каждая книга становится праздником. А чтобы этот праздник состоялся, что должны делать мы?
Наш сегодняшний урок завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором.
В заключении послушайте стихотворение С. Михалкова «С нами смех!» пусть это стихотворение станет для вас жизненным девизом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-199912-1360431973.jpg)
Внеклассное занятие по литературному чтению "Весёлый день с С.В.Михалковым" (К 100-летию со дня рождения) 2 класс
"Весёлый час с С.В. Михалковым" 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/08/picture-236143-1368005363.jpg)
Читательcкая конференция,посвященная 100 летию со дня рождения С.В.Михалкова
Мероприятие посвящено юбилейной дате, 100 летию писателя- С.В.Михалкова с обучающимися 3 класса....
КОНФЕРЕНЦИЯ, посвященная 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова.
Конференция в начальной школе, посвященная творчеству С.В.Михалкова. Презентация найдена детьми в интернете, очень понравилась, содержит биографические данные, литературную викторину....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-362311-1514897017.jpg)
Проект "Путешествие по книгам Бориса Владимировича Заходера"( к 95-летию со дня рождения писателя)
Изучение творчества Б. Заходера. Чтение произведений, инсценировка пьес, проведение викторин....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-549677-1423150891.jpg)
Сценарий школьного праздника, посвященного 100 летию со дня рождения Сергея Михалкова
Сценарий школьного праздника, посвященного 100 летию со дня рождения Сергея Михалкова...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/28/picture-890676-1695920430.jpg)
Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина
Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-834286-1477335427.jpg)
Занятие посвященное Дню родного языка и 135-летию со дня рождения Г.Тукая «О родной язык певучий. И туган тел, и матур тел»
В апреле мы отмечаем день рождения любимого татарского поэта Габдуллы Тукая. С целью познакомить детей с жизнью и творчеством поэта было проведено занятие посвященное Дню родного языка и 135- ле...