Здоровье начинается с детства
проект по зож по теме
Данна публикация рассказывает о апробации здорорвьесберегающих технологий в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagigocheskiy_proekt.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №123 г.о. Самара
Педагогический проект на тему
«Здоровье начинается с детства»
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №123 г.о. Самара
Михеева Мария Андреевна
Самара 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Основы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни …………………………………………………………………....................6
2. Здоровьесберегающее пространство в начальной школе как условие качества обучения и методические формы, способствующие здоровьесбережению……………………………………………………………….9
3. Апробация разработанной программы «Здоровье начинается с детства» …11
4. Формы проведения оздоровительных мероприятий…………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………20
Список используемых источников……………………………………………….21
Введение
Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Только разнообразная и интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.
Возникает закономерный вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы он не причинил вреда здоровью ребёнка, сформировал интерес к содержанию школьной жизни?
Несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребёнка. Существует множество организационных, методических, материально-технических, кадровых и других препятствий для эффективного проведения данной работы в школе.
В одной из задач программы по ФГОС второго поколения прописано: расширить комплекс мер по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. [6]
Актуальность проблемы заключается в повышении эффективности обучения, т.к. оно является ключевой деятельностью любого образовательного учреждения. Непрерывное повышение требований к обучающимся постоянно актуализирует проблему оценки эффективности образования и развития человека.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Знания здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У детей развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.
Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Объект исследования: формирование здорового образа жизни.
Предмет: методы и формы формирования здорового образа жизни на основе применения программы «Здоровье начинается с детства».
Цель работы: проектирование здоровьесберегающих технологий в начальной школе и их внедрение в учебный и воспитательный процесс.
Задачи:
- ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением учебного процесса в рамках программы ФГОС, изучить литературу по теме здоворьесбережения;
- найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей;
- апробировать разработанную программу для начальных классов «Здоровье начинается с детства» в рамках школы.
Участники проекта:
1. Учащиеся 1-4 классов.
2. Учителя, работающие в этих классах.
3. Педагог-психолог.
4. Логопед.
5. Медицинский работник.
6. Родители
Ожидаемые результаты проекта:
1. Мотивация обучающихся на ЗОЖ.
2. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
3. Повышения уровня информированности учащихся и родителей о ЗОЖ.
Показатели результативности проекта:
- Увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях.
- Снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний.
- Отсутствие увеличения количества детей с нарушениями осанки.
- Сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам ЗОЖ (по результатам тестирования).
1. Основы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением ФГОС — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [6 ]
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
•неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
•факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях;
•особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития,
исходя из того, что формирование здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы. [2]
Разработка программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей деятельности по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы по организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы с учащимися и родителями; выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы по данному направлению: внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; проведение дней здоровья, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно-оздоровительных клубов.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями — и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.
2. Здоровьесберегающее пространство в начальной школе как условие качества обучения и методические формы, способствующие здоровьесбережению.
Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение». Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье современных школьников и учителей во всём его комплексном проявлении – здоровье души и тела.
Учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. [9]
Работа по формированию здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:
•интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
•проведение часов здоровья;
•факультативные занятия;
•занятия в кружках;
•проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
•организацию дней здоровья.
Существует множество методических приёмов, способствующих здоровьесбережению, но педагоги продолжают искать новые способы, как увлечь работой по формированию здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в современной образовательной школе является урок. Именно на уроке необходимо соблюдать следующие формы:
- санитарно-гигиенические условия (проветривание, чистота, освещённость);
- позитивный настрой детей на предстоящую работу, психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя;
- правильный выбор темпа и ритма урока (чередование напряжения и отдыха);
- соблюдение норм непрерывного письма, чтения, объёма диктантов, норма работы с компьютером;
- смена видов деятельности на уроке;
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности и стимулирование познавательного процесса;
- создание условий для творчества в учебной деятельности;
- включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы;
- дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся;
- снятие напряжений от статической позы, профилактика нарушений осанки и зрения. [7]
На основании собственного опыта изучения данной проблемы я пришла к выводу о необходимости систематизации здоровьесберегающих технологий, используемых в обучении. Данная систематизация - это многокомпонентное понятие, включающее, как минимум, три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии.
Тем не менее, данная работа должна выстраиваться в тесном сотрудничестве – учитель – медработник – педагог-психолог – логопед – родители.
3. Апробация разработанной программы «Здоровье начинается с детства» В 2008-2009 учебном году классными руководителями совместно с медработником школы и школьным психологом была проведена диагностика показателей здоровья детей, поступивших в 1 класс. В ходе исследования были изучены медицинские карты 50 первоклассников. Получены следующие данные. (табл.1)
Таблица 1
Проблема | 1 «а» | 1 «б» |
Нарушение осанки | 36% | 32% |
Ослабленное зрение | 12% | 22% |
Хронические заболевания | 20% | 12% |
Дефекты речи | 58% | 52% |
3 группа здоровья | 12% | 16% |
Здоровые дети | 28% | 36% |
Таким образом, выясняется, что, не будучи еще школьниками, они уже имеют серьезные проблемы, которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами, вызывающими трудности в обучении.
На основании проведенных исследований было решено разработать программу для младших школьников «Здоровье начинается с детства», мероприятия которой направлены на укрепление здоровья и активизацию самого субъекта воспитания – ребёнка. Данная программа была начата в 2008-2009 учебном году.
В рамках программы на каждой 20-й минуте урока учитель обязан провести дыхательную гимнастику, чередуя ее с массажем стоп, либо с упражнениями для глаз, применяя офтальмотренажёры. В периоды обострения острых вирусных и распираторных заболеваний рекомендуется проводить гимнастику с аромолампой. Для массажа стоп и профилактики плоскостопия изготавливаются специальные фактурные коврики, при выполнении упражнений на которых идет воздействие на активные точки стопы. Для тренировки глазных мышц используются разнообразные зрительные тренажёры, а также специально разработанный комплекс упражнений. Особое внимание уделяется релаксации. Для эмоциональной разгрузки, снятия ажитации учащимся предлагается слушать успокаивающие и нежные произведения композиторов-классиков - П. Чайковского, Ф. Шопена, Э. Грига, В.-А. Моцарта и др.)
Педагог всегда должен помнить о необходимости проведения во время уроков когнитивных и креативных физкультминуток, динамических пауз и подвижных игр на переменах, которые не только способствуют оздоровлению организма, но и формируют мотивацию к изучаемым предметам. (см. Приложение).
После апробации программы на учащихся данной параллели в течение трех с половиной лет повторное исследование показало следующие результаты.
( табл.2)
Таблица 2
Проблема | 4 «а» | 4 «б» |
Нарушение осанки | 32% | 20% |
Ослабленное зрение | 8% | 12% |
Хронические заболевания | 16% | 10% |
Дефекты речи | 36% | 36% |
3 группа здоровья | 4% | 6% |
Здоровые дети | 36% | 48% |
Также в ходе исследования детям было предложено заполнить анкету, выявляющую уровень сформированности культуры здорового образа жизни.
Были опрошены 46 учащихся. Получены следующие данные:
- 3 учащихся предъявляют жалобы на здоровье, которые проявляются в частых головных болях, болях в спине, висках, усталостью глаз;
- на вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются сидеть правильно 34 человека, «иногда» - 8 человек, остальные не следят за своей осанкой;
- ни один ребенок не старается избежать уроков физкультуры;
- снизилось количество детей с нарушениями остроты зрения;
- 5 учащихся, к сожалению, начинают утро с просмотра телепередач.
- о пользе правильного питания осведомлены все опрошенные и согласны с тем, что полные люди чаще болеют;
- руки моют регулярно 40 детей;
- чистят зубы 2 раза в день 32 ребенка.
Результаты анкетирования свидетельствуют о повышении уровня грамотности в вопросах о сохранности личного здоровья. Учащиеся больше стали задумываться, какой образ жизни они ведут, имеют мотивацию на его улучшение.
Сейчас я работаю в первом классе. В сентябре в тесном сотрудничестве с медсестрой школы, школьным психологом и инспектором по ПДД был составлен план мероприятий по здоровому образу жизни класса.
При анкетировании родителей выяснилось, что 16% родителей не задумывались о том, что ребенку нужно соблюдать режим дня. Многие родители разрешают первоклассникам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры более 5 часов в день. Решено было провести классный час и родительское собрание на тему «Режим дня школьника». Но все же, многие родители заботятся о здоровье своих детей и семьями посещают бассейн, каток.
Формы проведения оздоровительных мероприятий
Оздоровительные. К ним относятся:
Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц).
Подвижные игры. Их использование зависит от специфики урока, а также от площади классной комнаты. Обычно подвижные игры используют, когда на уроке присутствует подгруппа учащихся.
Во время физкультурных пауз и динамических перемен целесообразно использовать игры большой подвижности, но обязательно знакомые учащимся.
Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз интервалом в 30сек.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
- Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть из на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
- Встать, посмотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 6-8 раз
- Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 мин.
- Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторит 10-12 раз.
- Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить6-8 раз.
- Графические тренажеры.
Физкультурно-спортивные.
Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)
Двигательно-речевые.
Учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Подготовка двигательно0речевых минуток развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интересам учащихся к изучению того или иного предмета, например, географии (окружающего мира):
Мы отправились в поход
Посмотреть, кто как живет.
На пути у нас овраг –
Перепрыгнули вот так (прыжок)
Переплыли Ниагару,
Посмотрели на Сахару.
И пришли мы вновь домой .
Вот такой наш шар земной.
Целенаправленное использование физминуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету.
Когнитивныве (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:
Дидактические игры с движением. Например, на уроках природоведения при изучении темы « Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности) , «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем».
Развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», « Запомни движение и повтори» (ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения в обратной последовательности.
Креативные (творческие) физкультурные минутки
Гимнастика для ума.
Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем. Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегля, скакалка и т.д.
Оригинальные движения (придумывание названия выполняемых движений).
Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика, скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка на качелях и т.д.
Сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях).
Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением учащихся и животных, выполняющих образные физические упражнения (например, «Летящая птица», «Разминка балерины»). Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.
Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов). Задача – показать эмоциональное состояние персонажа.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Физкультминутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3минуты) для проведения физических упражнений , связанных с длительной статической позой учащихся. Их цель – предупреждение утомления, восстановление работоспособности, профилактика нарушенной осанки.
Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (на 8- 20-й минуте). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам: проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на улице, следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки, не допускать переутомления. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособие.
Выполнять упражнения учащиеся могут самостоятельно (индивидуально), группами (фронтально). Длительность – 5-8 минут.
Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить учащихся целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.
Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим элементом.
Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической паузы – 35 минут.
- Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме.
- Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22-25 минут.
- Посторенние, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 4- 6 минут.
Заключение
Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым.
Вопросы здоровьесбережения занимали педагогов во все времена. Но особенно они актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу. Поэтому цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.
Использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только избежать снижения состояния здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Конечно, нам предстоит выполнить намного больше сделанного. Но зримые результаты индивидуального подхода к ученикам мы видим уже сейчас. Считаем, что работа по реализации здоровьесберегающих технологий в нашей школе проходит успешно и может быть рекомендована к внедрению в других ОУ.
Список используемой литературы
- Баль Л.В, Барканов С.В., Горбатенко С.А. Педагогу о здоровом образе жизни детей: книга для учителя . - М.: Просвещение, 2005
- Все о младшем школьнике. / под ред. Н.Ф. Виноградовой: книга для родителей . – М.: Вентана – Граф, 2005 . - 400с.
- Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М:, Медицина, 1998.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.М.,2004.
- ОбуховаЛ.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: Вако,2004.- 240с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждления. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. –2-е изд.,- переработанное – М.: Просвещение,2010.- 204 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сметанкин А.А. Учитель здоровья. – СПб:, ЗАО «Биосвязь», 2007.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М:, АПКиПРО, 2005.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно воспитательном процессе - М.: Илекса, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биография начинается с детства. Эссе.
Эссе. Размышления на тему "Кем быть? Каким быть?""...
Все начинается с детства
Презентация о жизни и творчестве А.П. Чехова для младщих школьников...
Родительское собрание "Доброта начинается с детства"
Показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты и побудить их к этому...
Родительское собрание "Доброта начинается с детства"
Конспект собрания...
Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова (к 100-летию со дня рождения) «Все начинается с детства»
сформировать интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений С.В.Михалкова...
Все начинается с детства…
статья о воспитании...
Всё начинается с детства
ПРичины , по которым я выбрала профессию учителя...