РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебная кисточка»
рабочая программа (1 класс)

Цель программы: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_kistochka_2022g.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Волшебная кисточка»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Волшебная кисточка» разработана для занятий с детьми 6-8 лет в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения. В основу положена авторская программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности С.К. Кожохиной (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)

Все дети – художники. Как утверждает В. Оклендер, «рисование – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств».

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. И направленность программы, независимо от используемых методов, приёмов и технологий, – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё существование в окружающем мире через средства изобразительного искусства.

Актуальность программы заключается в том, что занятия изодеятельностью с опорой на имеющийся чувственный и в целом жизненный опыт младших школьников содействуют нормальному развитию и личностному росту ребенка, воспитанию у него эстетического вкуса, ценностных ориентиров и идеалов.

Согласно Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года «ценностные ориентации – это результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества преобразуются в ценности личности. В последующем эти ценности составляют мотивационную основу самореализации личности в обществе.

Результаты исследования свидетельствует о том, что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет. В их составе 5% имели идеалы ранее, но разочаровались. Идеалы имеют 25% молодежи в возрасте 14-30 лет. Это отнюдь не означает, что у большинства молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, однако эти объекты «почитания» не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели».

Данная программа ориентирована на формирование таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.                                 

                          Цели и задачи курса

Цель программы: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства.

                          Основные задачи программы

  • Формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  • Воспитывать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности;
  • Развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, творчестве людей, общественной жизни;
  • Развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность:
  • Формировать чувственный аппарат (слух, зрение, обоняние, осязание);
  • Расширять эмоциональный опыт ребёнка;
  • Формировать представления о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах;
  • Учить взаимодействию и восприятию искусства:
  • Формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии, форме;
  • Учить осознавать специфику законов, по которым строится произведение искусства;
  • Реализовывать свои ощущения, чувства и образы в материале по законам искусства;
  • Развивать навыки самоанализа, способности экспериментировать.

Место курса в  учебном   плане

Занятия кружка рассчитаны на 1 год обучения. Предполагаемый возраст детей  6-8лет. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Количество часов – 33

                 Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

1 уровень

  •  элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, фактуры;
  • первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.

2 уровень

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

3 уровень

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения своей работы  и работы других учеников, вносить необходимые коррективы.
  • формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.

Коммуникативные УУД

  • желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные УУД 

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения разных учебных предметов;
  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Содержание изучаемого курса

Занятия представлены тремя большими темами, в которых выделяются темы конкретных занятий.

«Что может кисточка» (5 часов)

В рамках этой темы дети знакомятся с художественными материалами, основными приёмами работы (на допонятийном уровне). Многие художественные материалы уже знакомы детям, это даёт возможность педагогу вести занятия с непосредственной опорой на имеющийся опыт детей и где-то лишь корректировать их знания. Темы занятий (в последующих разделах также) подобраны с учётом интересов детей 6-7 лет. Материалы и техники работы доступны каждому ребёнку этого возраста, что обеспечивает положительный результат работы, формирует чувство уверенности в себе и своих творческих силах.

«О чём рассказывает цвет» (15 часов)

Занятия данной темы знакомят детей с цветом, цветовым спектром, разнообразием цветовой палитры в природе. Дети учатся определять характер цвета, его значение в природе и жизни человека.

Вводятся первые понятия: тёплые / холодные цвета, контрастные, нейтральные цвета и т.п. В ходе практической деятельности, наблюдений раскрывается смысл данных понятий. Осмыслению понятий способствуют задания творческого характера: детям предлагается заменить один цвет каким-либо другим или “убрать” какой-либо цвет совсем и рассказать, как изменится наша жизнь, какие изменения произойдут в природе и т.п.

Ещё одно важное направление – это наблюдение и определение характера цвета в картине. В ходе таких заданий дети пытаются объяснить, как, почему художник выбрал тот или иной цвет или оттенок, что автор картины хотел этим сказать, выразить.

«Сказочные превращения» (13 часов)

Эта тема обширная и разносторонняя. На занятиях по этой теме дети рисуют и фигуру человека, и пейзажи, и пытаются разобраться с интерьером. Значимым является то, что в занятия темы включена новая техника – холодный батик. Теперь дети делают изображения не только на бумаге, но и на ткани. Выбор темы не случаен. Сказка – хорошее психотерапевтическое средство. Сказка самобытна, безгранична, эмоциональна и мудра. В сказке можно повернуть ход событий и исправить все ошибки. Через действия сказки на занятиях создаётся возможность снятия психического напряжения, накопления положительного эмоционального опыта.

Таким образом, занятия первого года обучения знакомят ребёнка с “миром красок”, в игровой форме раскрывают “тайны языка цвета”. И что самое важное, помогают ребёнку реализовать себя как маленького художника, приоткрывшего лишь небольшую часть мира искусства, но способного и дальше его познавать.

Календарно-тематическое планирование

п/ п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание, приемы работы

Материал

дата

                                 «Что может кисточка» (5 часов)

1.

Что может кисточка.

1

Приёмы работы: мазок, отпечаток, заливка. Навыки работы с палитрой.

Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и  палитры.

06.09

2.

Мой любимый цвет

1

Характер цвета, цвет в природе.

Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и палитры.

13.09

3.

Осенний букет

1

Букет из цветов и листьев. (Техника – энкаустика, приём заливки)

Восковые мелки, акварель, кисти №3,5,бумага для рис-я и палитры.

20.09

4.

Листвы прощальная краса.

1

Осенние листья (приёмы смешивания цветов).

Листья разной формы, кисти №3,5, гуашь, бумага.

27.09

5.

Удивительные кляксы

1

Различные предметы. (Техника – кляксография)

Гуашь, бумага, кисти №2,3,5, простой карандаш.

04.10

О чём рассказывает цвет (15  часов)

09.10

6.

Тёплое и холодное царства

2

Цвета тёплой и холодной гаммы

Акварель, кисть №5, бумага для рисования и  палитры.

11.1018.10

7.

Разноцветный мир

1

Цветовой спектр, основные и дополнительные цвета

Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и  палитры.

25.10

8.

Красный цвет

1

Основные цвета

Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и  палитры.

08.11

9.

Солнечный рисунок

1

Основные цвета. Жёлтый цвет.

Краски, бумага, кисти.

15.11

10.

Рождение оранжевого

    1

 Дополнительные цвета

Краски, бумага, кисти.

22.11

11.

Зелёное платье земли

1

Зелёный цвет

Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и  палитры.

29.11

12.

Цвет моря и неба

1

Основные и дополнительные цвета

Гуашь, бумага, кисти №2,3,5.

Гуашь, бумага, кисти.

06.12

13.

Путешествие на морское дно

1

13.12

14.

Сиреневая страна

1

Сиреневый и фиолетовый цвета

Гуашь, бумага, кисти №2,3,5.

20.12

15.

Дружные краски

1

Цвета и оттенки

Гуашь, бумага, кисти.

27.12

16.

Д ружные краски

1

Контрастные цвета

Гуашь, бумага, кисти.

10.01

17.

Кто самый белый

1

Белый цвет

Гуашь, кисти №2,3,5, бумага для рисования и  палитры

17.01

18.

С кем дружит чёрный цвет

1

Нейтральные цвета

19.

Исследуем язык цвета

1

Гуашь, бумага, кисти.

24.01

                                                         Сказочные превращения ( 13 часов)

Характер цвета, цвет в картине.

20.

Рисуем человека и героев сказок

    2

Пропорции тела человека

Простой карандаш, бумага, гуашь, кисти №2,3.

31.0107.02

21.

Встречаем по одёжке…

1

Одежда сказочных героев, узоры, характер героев. Арт-терапия.

Гуашь, кисти №2,3,5, бумага для рисования и  палитры, ватман.

21.02

22.

Создаём узор на ткани

2

Холодный батик. Узор на ткани.

Краски для батика, атлас, деревянные рамки, кисти.

28.2314. 03

23.

Тридевятое царство

2

Сказочный пейзаж.

Гуашь, кисти №2,3,5, бумага.

21.0304.04

24.

Стоит в поле теремок…

2

Дом, сказочный интерьер.

Гуашь, кисти №2,3,5, бумага для рисования и  палитры.

11.0418.04

25.

Животные в сказке, или сказочные животные.

   3

Животные – герои сказок, особенности изображения. Холодный батик. Изображения животных

Краски для батика, атлас, деревянные рамки, кисти.

25.0416.0523.05

26.

Сочиняем сказку сами!

1

Коллективная работа.

Материал и работы предыдущих занятий, листы ватмана.

30.05

33

Учебно-методические средства обучения

Наименование объектов и средств

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М., 2004.

3.

Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб., 2005.

2.Технические средства обучения:

1.

ПК

Интернет – ресурсы:

  1. Единая        коллекция        цифровых        образовательных        ресурсов        http://school- collection.edu.ru/
  2. Интернет        учителю        начальной        школы        http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
  3. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
  4. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  6. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" для учащихся начальной школы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волшебная кисточка" 1 класс

Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается  как одна из ступеней  эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Да...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...