РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебная кисточка»
рабочая программа (1 класс)
Цель программы: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Волшебная кисточка»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Волшебная кисточка» разработана для занятий с детьми 6-8 лет в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения. В основу положена авторская программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности С.К. Кожохиной (Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.)
Все дети – художники. Как утверждает В. Оклендер, «рисование – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств».
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. И направленность программы, независимо от используемых методов, приёмов и технологий, – помочь ребёнку начать осознавать себя и своё существование в окружающем мире через средства изобразительного искусства.
Актуальность программы заключается в том, что занятия изодеятельностью с опорой на имеющийся чувственный и в целом жизненный опыт младших школьников содействуют нормальному развитию и личностному росту ребенка, воспитанию у него эстетического вкуса, ценностных ориентиров и идеалов.
Согласно Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года «ценностные ориентации – это результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества преобразуются в ценности личности. В последующем эти ценности составляют мотивационную основу самореализации личности в обществе.
Результаты исследования свидетельствует о том, что у 75% нынешней российской молодежи идеалов практически нет. В их составе 5% имели идеалы ранее, но разочаровались. Идеалы имеют 25% молодежи в возрасте 14-30 лет. Это отнюдь не означает, что у большинства молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, однако эти объекты «почитания» не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели».
Данная программа ориентирована на формирование таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Цели и задачи курса
Цель программы: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства.
Основные задачи программы
- Формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
- Воспитывать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности;
- Развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, творчестве людей, общественной жизни;
- Развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность:
- Формировать чувственный аппарат (слух, зрение, обоняние, осязание);
- Расширять эмоциональный опыт ребёнка;
- Формировать представления о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах;
- Учить взаимодействию и восприятию искусства:
- Формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии, форме;
- Учить осознавать специфику законов, по которым строится произведение искусства;
- Реализовывать свои ощущения, чувства и образы в материале по законам искусства;
- Развивать навыки самоанализа, способности экспериментировать.
Место курса в учебном плане
Занятия кружка рассчитаны на 1 год обучения. Предполагаемый возраст детей 6-8лет. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Количество часов – 33
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
1 уровень
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета, формы, фактуры;
- первоначальные навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках.
2 уровень
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
3 уровень
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения своей работы и работы других учеников, вносить необходимые коррективы.
- формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Коммуникативные УУД
- желание участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Познавательные УУД
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения разных учебных предметов;
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Содержание изучаемого курса
Занятия представлены тремя большими темами, в которых выделяются темы конкретных занятий.
«Что может кисточка» (5 часов)
В рамках этой темы дети знакомятся с художественными материалами, основными приёмами работы (на допонятийном уровне). Многие художественные материалы уже знакомы детям, это даёт возможность педагогу вести занятия с непосредственной опорой на имеющийся опыт детей и где-то лишь корректировать их знания. Темы занятий (в последующих разделах также) подобраны с учётом интересов детей 6-7 лет. Материалы и техники работы доступны каждому ребёнку этого возраста, что обеспечивает положительный результат работы, формирует чувство уверенности в себе и своих творческих силах.
«О чём рассказывает цвет» (15 часов)
Занятия данной темы знакомят детей с цветом, цветовым спектром, разнообразием цветовой палитры в природе. Дети учатся определять характер цвета, его значение в природе и жизни человека.
Вводятся первые понятия: тёплые / холодные цвета, контрастные, нейтральные цвета и т.п. В ходе практической деятельности, наблюдений раскрывается смысл данных понятий. Осмыслению понятий способствуют задания творческого характера: детям предлагается заменить один цвет каким-либо другим или “убрать” какой-либо цвет совсем и рассказать, как изменится наша жизнь, какие изменения произойдут в природе и т.п.
Ещё одно важное направление – это наблюдение и определение характера цвета в картине. В ходе таких заданий дети пытаются объяснить, как, почему художник выбрал тот или иной цвет или оттенок, что автор картины хотел этим сказать, выразить.
«Сказочные превращения» (13 часов)
Эта тема обширная и разносторонняя. На занятиях по этой теме дети рисуют и фигуру человека, и пейзажи, и пытаются разобраться с интерьером. Значимым является то, что в занятия темы включена новая техника – холодный батик. Теперь дети делают изображения не только на бумаге, но и на ткани. Выбор темы не случаен. Сказка – хорошее психотерапевтическое средство. Сказка самобытна, безгранична, эмоциональна и мудра. В сказке можно повернуть ход событий и исправить все ошибки. Через действия сказки на занятиях создаётся возможность снятия психического напряжения, накопления положительного эмоционального опыта.
Таким образом, занятия первого года обучения знакомят ребёнка с “миром красок”, в игровой форме раскрывают “тайны языка цвета”. И что самое важное, помогают ребёнку реализовать себя как маленького художника, приоткрывшего лишь небольшую часть мира искусства, но способного и дальше его познавать.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание, приемы работы | Материал | дата | |||||||||||
«Что может кисточка» (5 часов) | ||||||||||||||||
1. | Что может кисточка. | 1 | Приёмы работы: мазок, отпечаток, заливка. Навыки работы с палитрой. | Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и палитры. | 06.09 | |||||||||||
2. | Мой любимый цвет | 1 | Характер цвета, цвет в природе. | Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и палитры. | 13.09 | |||||||||||
3. | Осенний букет | 1 | Букет из цветов и листьев. (Техника – энкаустика, приём заливки) | Восковые мелки, акварель, кисти №3,5,бумага для рис-я и палитры. | 20.09 | |||||||||||
4. | Листвы прощальная краса. | 1 | Осенние листья (приёмы смешивания цветов). | Листья разной формы, кисти №3,5, гуашь, бумага. | 27.09 | |||||||||||
5. | Удивительные кляксы | 1 | Различные предметы. (Техника – кляксография) | Гуашь, бумага, кисти №2,3,5, простой карандаш. | 04.10 | |||||||||||
О чём рассказывает цвет (15 часов) | 09.10 | |||||||||||||||
6. | Тёплое и холодное царства | 2 | Цвета тёплой и холодной гаммы | Акварель, кисть №5, бумага для рисования и палитры. | 11.1018.10 | |||||||||||
7. | Разноцветный мир | 1 | Цветовой спектр, основные и дополнительные цвета | Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и палитры. | 25.10 | |||||||||||
8. | Красный цвет | 1 | Основные цвета | Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и палитры. | 08.11 | |||||||||||
9. | Солнечный рисунок | 1 | Основные цвета. Жёлтый цвет. | Краски, бумага, кисти. | 15.11 | |||||||||||
10. | Рождение оранжевого | 1 | Дополнительные цвета | Краски, бумага, кисти. | 22.11 | |||||||||||
11. | Зелёное платье земли | 1 | Зелёный цвет | Акварель, кисть №2,3,5, бумага для рисования и палитры. | 29.11 | |||||||||||
12. | Цвет моря и неба | 1 | Основные и дополнительные цвета | Гуашь, бумага, кисти №2,3,5. Гуашь, бумага, кисти. | 06.12 | |||||||||||
13. | Путешествие на морское дно | 1 | 13.12 | |||||||||||||
14. | Сиреневая страна | 1 | Сиреневый и фиолетовый цвета | Гуашь, бумага, кисти №2,3,5. | 20.12 | |||||||||||
15. | Дружные краски | 1 | Цвета и оттенки | Гуашь, бумага, кисти. | 27.12 | |||||||||||
16. | Д ружные краски | 1 | Контрастные цвета | Гуашь, бумага, кисти. | 10.01 | |||||||||||
17. | Кто самый белый | 1 | Белый цвет | Гуашь, кисти №2,3,5, бумага для рисования и палитры | 17.01 | |||||||||||
18. | С кем дружит чёрный цвет | 1 | Нейтральные цвета | |||||||||||||
19. | Исследуем язык цвета | 1 | Гуашь, бумага, кисти. | 24.01 | ||||||||||||
Сказочные превращения ( 13 часов) | Характер цвета, цвет в картине. | |||||||||||||||
20. | Рисуем человека и героев сказок | 2 | Пропорции тела человека | Простой карандаш, бумага, гуашь, кисти №2,3. | 31.0107.02 | |||||||||||
21. | Встречаем по одёжке… | 1 | Одежда сказочных героев, узоры, характер героев. Арт-терапия. | Гуашь, кисти №2,3,5, бумага для рисования и палитры, ватман. | 21.02 | |||||||||||
22. | Создаём узор на ткани | 2 | Холодный батик. Узор на ткани. | Краски для батика, атлас, деревянные рамки, кисти. | 28.2314. 03 | |||||||||||
23. | Тридевятое царство | 2 | Сказочный пейзаж. | Гуашь, кисти №2,3,5, бумага. | 21.0304.04 | |||||||||||
24. | Стоит в поле теремок… | 2 | Дом, сказочный интерьер. | Гуашь, кисти №2,3,5, бумага для рисования и палитры. | 11.0418.04 | |||||||||||
25. | Животные в сказке, или сказочные животные. | 3 | Животные – герои сказок, особенности изображения. Холодный батик. Изображения животных | Краски для батика, атлас, деревянные рамки, кисти. | 25.0416.0523.05 | |||||||||||
26. | Сочиняем сказку сами! | 1 | Коллективная работа. | Материал и работы предыдущих занятий, листы ватмана. | 30.05 | |||||||||||
33 |
Учебно-методические средства обучения
№ | Наименование объектов и средств |
| |
1. | Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002. |
2. | Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М., 2004. |
3. | Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб., 2005. |
2.Технические средства обучения: | |
1. | ПК |
Интернет – ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
- Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
- Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
- Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
- Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" для учащихся начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волшебная кисточка" 1 класс
Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Да...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс
Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...