программа внеурочной деятельности "Юный волонтёр"
рабочая программа (4 класс)
В настоящее время в нашем поселке обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества младших школьников с девиантным поведением. Дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. И только усилиями родителей, учителя можно воспитать у ребенка эти качества. В связи с этим появилась необходимость разработать программу «Юный волонтер» для учащихся 3-4 классов по социальному направлению. Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей младшего школьного возраста духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. Цель деятельности - формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
В программе предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии, акции. На занятиях предусматриваются формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Нормативный срок освоения программы рассчитан на один год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_volonter.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Советская средняя общеобразовательная школа
Купинского района
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«ЮНЫЙ ВОЛОНТЕР»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 9-10 лет
Автор-составитель:
Дубова Светлана Михайловна,
учитель начальных классов
п. Советский
2019 г.
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Результатом этой проблемы является то, что за последние десятилетия в системе воспитания были вытеснены коллективистские, по сути христианские, нравственные принципы общения в детском коллективе. Они были вытеснены потребительскими взглядами, индивидуалистическими, развивающими тщеславие и гордыню. Доброта и созидание заменена на крутость и разрушение, изобретательность творчество вытеснено изворотливостью.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации младших школьников. Именно поэтому появления новых форм вовлечения учащихся в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества;
во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования);
в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”.
Актуальность программы. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Цель программы:
Создание условий для развития волонтерского движения в школе как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.
3. Воспитывать чувство доброты, милосердия и уважения к окружающим людям.
4. Содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный волонтер»
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников для выполнения заданий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить доказательство своей точки зрения, в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении практических заданий.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать ценностные понятия: нравственность, отзывчивость долг, милосердие, миролюбие и уважение к окружающим людям;
- оценивать своё поведение в обществе, правильно вести себя в разных жизненных ситуациях;
-использовать научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Программа «Юный волонтер» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Введение (2 ч)
Приветственное слово и тренинг на знакомство. Презентация видеоматериала «История развития добровольческого движения в мире и России» Знакомство с правами и обязанностями волонтеров.
Проект. Разработка "Паспорта Волонтера", кодекса настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера"
Дискуссия по произведению Гайдара "Тимур и его команда.
Могу ли я быть волонтером? (анкетирование)
Направление «Помощь природе» (10ч)
Проблемы экологии. Экскурсия в березовую рощу поселка Советского. Культура поведения в местах отдыха. Акция «Чистый лес». Уборка мусора в березовой роще поселка.
Операция «Фантик». Правила уборки школьного двора. Проектирование действий по благоустройству. Инструменты, используемые для уборки мусора. Посильная уборка мусора в школьном дворе.
Подготовка и проведение акции «Мой двор, моя улица». Оформление и распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. Трудовой десант.
Конкурс рисунков « Мир, в котором я живу!»
Проект «Лучший поселок Земли». Создание презентаций, рисунков и плакатов о родном поселке.
Работа мастерской «Столовая для птиц». Изготовление с детьми кормушек разного типа. Использование разных вариантов развешивания.
Акция «Покормите птиц зимой!». Подкармливание птиц в школьном дворе и дома. Типы кормов для разных птиц. Наблюдения. Отчёт в рисунках и презентациях, в школьной газете.
Направление «Дети - детям» (11ч)
Работа мастерской Деда Мороза. Изготовление новогодних игрушек для детского сада.
«Новый год у ворот». Подготовка и проведение Новогоднего представления для малышей детского сада.
Операция «Книжка заболела». Ремонт книг в детском саду «Березка». Способы ремонта книг. Оказание посильной помощи в ремонте книг библиотеки.
Трудовой десант. Расчистка игровой площадки от снега.
Акция «Вторая жизнь игрушки». Сбор игрушек для детского сада.
Акция «Хорошее настроение». Разучивание и проведение подвижных игр с первоклассниками.
Направление «Забота» (10ч)
Акция «Доброе сердце». Посещение МАУ «КЦСОН Купинского района» филиала «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов». Изготовление сувениров, открыток для жителей отделения милосердия. Подготовка концертных номеров.
Акция «Поделись улыбкою своей» Выступление с концертной программой в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов»
Акция «Цветы в подарок» Выращивание комнатных цветов для отделения милосердия. Уход за комнатными растениями. Способы пересадки комнатных растений и уход за ними. Создание зелёной рекреации.
Акция «Письмо - пожелание инвалиду». Вручение писем с теплыми пожеланиями и добрыми словами инвалидам, проживающим в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Итоговое занятие. (1 ч)
Отчетное собрание, рефлексия проделанной работы за год. Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде волонтёрской деятельности.
Подведение итогов работы. Выпуск стенгазеты «Доброта спасет наш мир». Выставление фотографий, материалов на сайт школы.
Список использованных источников:
1. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
3. « Духовно-нравственное воспитание: теоретический аспект». СИПКРО, Самара, издательство « Книга», 2008год.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Виды деятельности учащихся |
1 | Введение 2ч | |||
2 | Вводное занятие. Волонтерское движение. Права и обязанности волонтеров. Проект. "Паспорт волонтера". | 2 | Тренинг. Презентация видеоматериала «История развития добровольческого движения». Дискуссия по произведению Гайдара "Тимур и его команда". Практикум. Разработка "Паспорта Волонтера" или визитки "Ты хочешь стать волонтером?", кодекс настоящего волонтера, куда могут войти "10 заповедей волонтера" или "права волонтера" | Понимать цели и задачи занятия, осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности; Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. |
3 | Направление «Помощь природе» (10ч) | |||
4 | Проблемы экологии. Березовая роща поселка. | 1 | Экскурсия в березовую рощу поселка Советского. Составление памятки «Правила поведения в лесу» | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Проявлять заинтересованность. Понимать причины успеха и неудач в собственной деятельности. |
5 | Акция «Чистый лес» | 1 | Акция. Уборка мусора в березовой роще поселка. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности и деятельности сверстников; |
6 | Операция «Фантик» | 1 | Правила уборки школьного двора. Проектирование действий по благоустройству. Инструменты, используемые для уборки мусора. Посильная уборка мусора в школьном дворе. | Организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; |
7 | Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» | 1 | Оформление и распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников; |
8 | Акция «Мой двор, моя улица» | 1 | Трудовой десант. Посильная уборка мусора в своем дворе, на своей улице | Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. |
9 | «Мир, в котором я живу!» | 1 | Конкурс рисунков. | Изображать свои родные места, выстраивая композицию, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность форм. |
10 | Проект: «Лучший поселок Земли» | 1 | Создание презентаций, рисунков и плакатов о родном поселке | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
11 | Работа мастерской «Столовая для птиц» | 2 | Изготовление с детьми кормушек разного типа. Использование разных вариантов развешивания. | Участвовать в совместной творческой деятельности. Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
12 | Акция «Покормите птиц зимой!». | 1 | Подкармливание птиц в школьном дворе и дома. Типы кормов для разных птиц. Наблюдения. Отчёт в рисунках и презентациях, в школьной газете. | Наблюдать зимующих птиц, различать зи- мующих птиц по рисункам и в природе. Сформулировать правила подкормки птиц. |
13 | Направление «Дети - детям» (11ч) | |||
14 | Работа мастерской Деда Мороза. | 3 | Изготовление новогодних игрушек для детского сада. | осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, наклеивание бумажных деталей); |
15 | «Новый год у ворот» | 4 | Подготовка и проведение Новогоднего представления для малышей детского сада | участвовать в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. |
16 | Трудовой десант в детском саду. | 1 | Расчистка игровой площадки от снега | осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; - оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников; |
17 | Операция «Книжка заболела» | 1 | Ремонт книг в детском саду «Березка» Способы ремонта книг. | Организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; |
18 | Акция «Вторая жизнь игрушки». | 1 | Сбор игрушек для детского сада. | - организовывать свою деятельность |
19 | Акция «Хорошее настроение». | 1 | Разучивание и проведение подвижных игр с первоклассниками. | Участвовать в совместной творческой деятельности. |
20 | Направление «Забота» (11ч) | |||
21 | Акция «Доброе сердце». | 3 | Посещение МАУ «КЦСОН Купинского района» филиала «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов». Изготовление сувениров, подарков для жителей отделения милосердия. | осознавать необходимость уважительного отношения к одиноким и пожилым людям. |
22 | Акция «Поделись улыбкою своей» | 3 | Подготовка концертных номеров. Выступление с концертной программой в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов» | Оценивать собственные творческие умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. |
23 | Акция «Цветы в подарок» | 3 | Выращивание комнатных цветов для отделения милосердия. Уход за комнатными растениями. Способы пересадки комнатных растений и уход за ними. Создание зелёной рекреации. | организовывать свою деятельность, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; |
24 | Акция «Письмо - пожелание инвалиду». | 2 | Написание и вручение писем с теплыми пожеланиями и добрыми словами инвалидам, проживающим в филиале «Стационарное отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов». | осознавать необходимость уважительного отношения к одиноким и пожилым людям. |
25 | Итоговое занятие. (1 ч) | 1 | Отчетное собрание, рефлексия проделанной работы за год. Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде волонтёрской деятельности. Выпуск стенгазеты «Доброта спасет наш мир». Выставление фотографий, материалов на сайт школы. | осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; оценивать результат своей деятельности и деятельности одноклассников; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чем занимаются Волонтёры?
Презентация о работе волонтёров....
В рамках Года волонтёра и добровольца в России.
Презентация " Очистим планету от мусора" !Акция "Твори добро!"...
Волонтёры РФМЛИ.
С давних пор в Северной Осетии, так же как и во всех других республиках Кавказа, существовала традиция помогать обездоленным, сиротам, пожилым людям. Например, в восстановлении жилых домов, пострадавш...
Статья "Формы организации деятельности волонтёров"
Статья "Формы организации деятельности волонтёров В ШКОЛЕ"...
Сценарий мероприятия "Вступайте в ряды волонтёров!"
Мероприятие "Вступайте в ряды волонтеров!" напрвлено на пропаганду и развитие волонтерского движения среди подростков....
Программа по внеурочной деятельности "Клуб волонтёров"
внеурочная деятельность в рамках ФГОС...
Визитка отряда волонтёров "Мы за ЗОЖ"
Визитка отряда волонтёров " Мы за ЗОЖ"...