Статья "Формы организации деятельности волонтёров"
статья по теме
Статья "Формы организации деятельности волонтёров В ШКОЛЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizaccii_deyatelnosti_volonterov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дёмина Евгения Витальевна,
Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №2.
Формы организации деятельности волонтёров.
Социально-экономические преобразования, происходящие в России в
последние десятилетия, привели к необходимости возрождения ценностных
ориентиров общества. В связи с этим особую актуальность приобретает волонтерское движение, как общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на улучшение социальной ситуации и позитивные общественные преобразования.
Мотивы для занятия волонтёрской деятельностью могут быть самыми разными: убеждения нравственного характера; потребность в активности, общении, реализации собственных способностей, общественном признании; желание привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды, повысить экологическую грамотность населения. Добровольцы жертвуют своим свободным временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы заботиться о других и хотят повысит качество жизни в своём сообществе.
В подростковом возрасте ведущими позициями являются общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому в этом возрасте важно дать возможность реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых. Это период, когда подросток ищет свое место среди сверстников, а под влиянием группы происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка сложившихся ценностей.
Именно в коллективе единомышленников подростки более склонны к оказанию безвозмездной помощи, чем поодиночке.
Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Многие даже понятия не имеют о том, что есть такие социальные проблемы, которые можно решать просто человеческим сочувствием.
Поэтому в нашей школе одним из направлений работы детско-подростковой организации «Ровесники» является волонтерское движение, где каждый может узнать, кто больше всего нуждается в его помощи, где его ждут и надеются на поддержку.
Несмотря на то, что волонтёрами можно считать ребят достигших 13-го возраста, мы решили стать исключением и начали свою работу как только впервые ребёнок перешагнул школьный порог, с первых дней его школьной жизни.
В нашей школе организованы и из года в год реализуются различные формы деятельности волонтёрского движения. Хочется поделиться сегодня своим опытом и рассказать вам о том, как мы участвуем в жизни не только своей родной школы, но и своего села.
Волонтёрское движение получило название «Родничок», какое же чистое, быстрое, неугомонное, стремительное, как вода в источнике. Кроме традиционных видов взаимопомощи, в школе реализуются и другие формы гражданского участия. Юные волонтёры спешат помочь таким категориям граждан, как престарелые люди, малообеспеченные семьи, беспризорные дети, люди и дети с ограниченными возможностями здоровья, не остаются равнодушными к односельчанам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
С большим энтузиазмом ребята работают на благоустройстве дворов и улиц родного села, принимают участие в общественно - полезной деятельности школы, организуя рейды по уборке школьной территории; занимаются шефской деятельностью – помогают младшим школьникам, ребятам из групп продлённого дня, организуют временный досуг детей; участвуют в различных спортивных, досуговых и оздоровительных мероприятиях; занимаются созданием и распространением печатных материалов и фото сюжетов в местной районной газете «Знамя советов»; пропагандируют здоровый образ жизни, организуют агитационные выступления; ухаживают за памятниками воинам, погибших в ВОВ и локальных войнах.
Уже много лет успешно функционирует система самоуправления в школе. Еженедельно на заседаниях рабочих групп по различным направлениям деятельности, от досуговой до экологической, ребята принимают самые важные, актуальные и животрепещущие решения. А 5 октября, в Международный день Учителя, школьники берут бразды правления в свои руки: на один день, встав на место директора школы, завуча и учителей. И это стало уже доброй, многолетней традицией. Со всей ответственностью и серьёзностью, с неподдельным интересом и большим желанием подходят ребята к подготовке этого мероприятия.
Чтобы к переходу в среднее звено дети понимали суть волонтерской деятельности и были готовы к ней сами, без какой-либо существенной поддержки со стороны взрослых, продумывали и организовывали все свои мероприятия, мы начинаем работу с первого год обучения.
На объединении «Создаём проект», первоклассники принялись за первое в их школьной жизни экологически-значимое дело. Наблюдая за птицами, ребята выявили наиболее полюбившиеся места, сконструировали кормушки для птах и разместили их там. Понимание того, как страшна бескормица зимой для птиц и как человек может помочь пернатым, первоклассники организовали настоящую птичью столовую! Ребята следят за тем, чтобы в кормушках всегда был корм, приносят из дома хлебные крошки, крупу и кусочки сала, наблюдают за поведением крылатых друзей, делятся между собой впечатлениями.
С этого всё только началось! С листовкой «Покорми птиц зимой!» ребята с руководителем объединения Юрковой Евгенией Витальевной обратились к жителям своего родного села, желая привлечь как можно больше неравнодушных односельчан. Свой добрый опыт младшие школьники передали ребятам детского сада, представив своё выступление в форме агитбригады. С призывом помочь птицам пережить лютую зиму, дать приют беззащитным птахам, обратились юные волонтёры к дошкольникам. Яркое выступление, красочные шапочки птиц, сувениры, сделанные своими руками, сыграли важную роль в осмыслении необходимости включиться в акцию.
Совсем скоро придёт весна, и ребята в своём школьном дворике будут встречать уже перелётных птиц. А для этого нужно смастерить скворечники. Смело наши волонтёры берутся и за это дело! На помощь приходят родители младших школьников. Стартовала новая акция «Мы вас ждём, товарищ птица!». Раз, два и новые домики для птах готовы! Светит тёплое весеннее солнце, тает снег, жильцы справили новоселье, щебечут весело птенцы.
А ребят ждёт следующее дело – навести порядок не только в «своём доме», но и за его пределами, очистить территорию от весеннего мусора. Участвуем в акции «Начни с дома своего».
Наше село стоит на высоком берегу Оби, со смотровой площадки открывается чудесный вид, куда приходят полюбоваться красотами природы каждый житель села. И содержать мы её обязаны в чистоте! Экологический десант готов к работе. В руках вёдра, пакеты для мусора, перчатки, грабли, мётлы - и берег чистый! Традиционная акция «Чистый берег» в этом году завершилась установкой стенда с призывом «Природа – наш дом, и мы в нём живём!», на который откликнулись многие односельчане. С чувством выполненного долга юные волонтёры берутся за новое дело.
В школу привезли саженцы фруктовых деревьев. Ученики 1-го класса вместе с классным руководителем и родителями с радостью взяли под опеку десятки молодых, неокрепших плодовых культур. Уход за садом требуется круглый год: ребята рыхлят землю, поливают, удобряют деревья, наблюдают за тем, как они пережили зиму, изучают соответствующую литературу, делятся опытом с ребятами из других школ. Вот уже третий год растёт на радость сад, появляются первые цветы, продолжается работа над проектом "Расту я - растёт яблонька моя».
Гражданско-патриотическое воспитание школьников формируется через такие чувства как гуманность, доброта, милосердие, сострадание, сопереживание. Эти чувства рождаются в труде, в заботах о людях. Под девизом «Не жди помощи - помогай сам, не жди добра - делай его сам!» учащиеся среднего и старшего звеньев 1 октября, в день пожилого человека, встречают в стенах своей школы ветеранов педагогического труда. Теплыми словами, букетами цветов, яркими номерами художественной самодеятельности, празднично накрытым столом сопровождается встреча поколений. Ветераны с нетерпением ждут очередной встречи, с удовольствием откликаются на приглашения ребят.
Забота и внимание престарелым людям требуются постоянно. Акция «Ветеран живёт рядом» действует в течение всего года. Осенью – наколоть и сложить дрова, помочь убрать овощи с огорода, приготовить двор к зиме; зимой – очистить ограду от снега, убрать в доме; весной – вскопать огород, убрать зимний мусор – за всё это с энтузиазмом берутся учащиеся нашей школы.
Конечно, ветеран нуждается в поддержке, но порой тёплый, душевный разговор для него значит гораздо больше, чем физическая помощь. Поэтому ребята, в канун празднования дня Победы, с тёплыми словами поздравления, с открытками, сделанными своими руками, отправляются к подшефным ветеранам. Как правило, такие встречи наполнены воспоминаниями о суровых буднях войны, о потерянных товарищах, о тягостях и лишениях и, конечно, о счастливой победе. С неподдельным интересом задают ребята волнующие их вопросы, а тому, кто прошёл тропы войны - есть, что рассказать.
В нашей школе уже много лет организована работа военно-патриотического объединения «Живая память». Волонтёры этого движения следят за памятными местами села. Ребята ведут свою почётную работу у Знака памяти революционерам, казненным на этом месте белогвардейцами. Очищают территорию от снега – зимой, от мусора и листвы – весной и осенью, подметают дорожки. Вокруг памятного места посадили рябины, ухаживают за ними, сделали для них ограждения. А коллективный поход на лыжах, как ребята его называют «Снежный десант», стал традиционным мероприятием.
Кроме этого, юные волонтёры в течение всего года ухаживают за территорией памятника воинам локальных войн. Чувство долга, патриотизма, гордости, любви к своей Родине, уважения к страницам прошлого – формируется в сознании ребят, а это так значимо в наши непростые дни.
В заключение, можно сделать вывод, что волонтёрство – это интересное, почётное, творческое, необходимое занятие. Коллективное дело, на благо своей школы и села, бескорыстное желание дарить добро, проявлять заботу о ближнем, достижение единой цели – сплачивает ребят и воспитывает в них чувство ответственности, взаимопомощи, товарищества; формирует в подростковой среде установки на активную жизненную позицию, навыков социально-значимого поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет об организации деятельности школьного оздоровительного лагеря
Краткий отчёт работы в летнем оздоровительном лагере...
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...
Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников
В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...
Организация деятельности в научном обществе младших школьников
Задача учителя – дать каждому ребенку возможность раскрыть собственный потенциал, позволить ему свободно действовать. Усилия учителя не должны быть направлены только на изучения школьных предметов. Вн...
Организация деятельности учащихся во внеурочной деятельности.
Опыт работы в группах во внеурочной деятельности, формирование экипажей в 1 классе. Блиц викторина, как форма групповой работы....
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Статья: "Организация деятельности РДШ в МБОУ СОШ пгт Вахрушев".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года:«О создании Общероссийской общественно государственной детско – юношеской организации: &la...