Программа по внеурочной деятельности "Клуб волонтёров"
рабочая программа на тему

внеурочная деятельность в рамках ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_volontyorov.doc645 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной социальной  деятельности

клуб «Юные волонтёры»

( для учащихся 1 - 4 классов)

Пояснительная записка.

        Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

       Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между социальными группами, гражданской самоорганизации, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т.д.

       Программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

       Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.

        «Неадаптивная социализация» предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией. Где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.

          Подход, связанный с неадаптивной социализацией, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно – урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

          Принцип природосообразности  предполагает, социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

        Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

         Принцип коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

           Принцип диалогичности предполагает, что духовно – ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями, а также совместное продуцирование гражданских ценностей.

        Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами         России, российской культурой и историей.

         Один из важнейших предметных контекстов социального творчества  - решение экологических проблем. Современные дети и подростки весьма неравнодушны к экологической проблематике. В этой связи экологическая деятельность может стать отличным плацдармом для приобретения молодым поколением опыта социального творчества.

          Процесс экологического образования и воспитания – сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности, которая может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам экологического воспитания и формирования личности воспитанников достаточное количество времени.

           Цель деятельности клуба - формирование у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.

          В программе клуба предусмотрены занятия в классе, прогулки и экскурсии, акции. Учитель может использовать на занятиях следующие образовательные формы: анкетирование, интервьюирование, познавательная беседа, проблемно-ценностная дискуссия, викторина, социально-моделирующая игра, ролевая игра, проектная деятельность. Разработаны 32 занятия клуба, посещать которые могут 10 -12 учеников.

   I класс

 Тематическое планирование

Названия модулей и занятий. Виды деятельности

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Вводное занятие. Знакомство с работой клуба

1

1

2 м

Природоохранный слёт

8

3

5

2.1

Экскурсия в Черняевский лес.

2

2

2.2

Операция «Фантик»

4

1

3

2.3

Выпуск стенгазеты по итогам работы.

2

2

3 м

Акция «Мы каждую березку сбережем!»

11

3

8

3.1

Экскурсия на предприятие по переработке макулатуры.

2

2

3.2

Операция «Книжка заболела»

4

1

3

3.3

Сбор макулатуры

4

1

3

3.4

Подведение итогов акции.

1

1

4 м

 «Учись приносить людям пользу»

11

7

4

4.1

Ремонт учебников

2

1

1

4.2

Что значит быть бережливым?

2

1

1

4.3

Береги воду!

2

1

1

4.4

Крошка хлеба на землю упала. Экскурсия на хлебокомбинат.

2

1

1

4.5

Минута час бережет.

1

1

4.6

Защита проекта «Чем я могу помочь школе?»

2

2

5 м

Итоговое занятие

1

1

Всего

32

15

17

 Содержание деятельности

       Модуль 1. Вводное занятие. Знакомство с работой клуба (1 час). Кто такие волонтёры? Зачем помогать природе, окружающим нас людям.

      Модуль 2. «Природоохранный слёт» (8 часов).

      2.1. Экскурсия в Черняевский лес. (2 часа). История создания. Культурно – досуговая деятельность. Проблемы экологии. Культура поведения в местах отдыха. Клумбы и растения парка.

      2.2 Операция «Фантик». Правила уборки пришкольного участка. Инструменты, используемые для уборки мусора. Посильная уборка мусора.  

      2.3. Выпуск стенгазеты по итогам работы. (2 часа). Что такое стенгазета, что она отображает? Оформление стенгазеты.

      Модуль 3. Акция «Мы каждую березку сбережем!» 

      3.1.  Экскурсия на предприятие по переработке макулатуры. (2 часа). Зачем нужна переработка макулатуры? Что из переработанной макулатуры получают?

     3.2.  Операция «Книжка заболела» (4 часа). Что делать, если книжка порвалась? Способы ремонта книг. Оказание посильной помощи в ремонте книг библиотеки.

     3.3. Сбор макулатуры (4 часа). Зачем мы собираем старые газеты и журналы? Сбор макулатуры.

      Модуль 4. «Учись приносить людям пользу»  (11 часов).

     4.1 Ремонт учебников (2 часа).  Зачем ремонтировать учебники? Оказание посильной помощи в ремонте учебников в  библиотеке.

     4.2. Что значит быть бережливым? (2 часа).  Что мы можем сберечь для себя, для окружающих?  

     4.3. Береги воду! (2 часа). Что такое вода? Для чего она нужна? Способы бережного отношения  к воде. Наблюдение в школе за бережным отношением к воде4.4. Крошка хлеба на землю упала. Экскурсия на хлебокомбинат. (2 часа). Бережное отношение к хлебу. Рассказ о ленинградской блокаде в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия на хлебокомбинат.

      4.5. Минута час бережет. (1 час). Зачем нужно беречь время? Что я могу сделать за 1 минуту?

      4.6. Защита проекта «Чем я могу помочь школе?» (2 часа). Опыт обработки и представления информации о бережном отношении к книгам, воде, времени  для одноклассников и родителей.

     Модуль 5. Итоговое занятие.  (1 час). Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде волонтёрской деятельности.

                 

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной социальной деятельности клуба «Юные волонтёры» для учащихся 1 класса распределяются по двум уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о добровольческой деятельности;  развитие социальных понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к окружающему миру, к людям, социальной активности и внимания. 

II класс

Тематическое планирование

Названия модулей и занятий. Виды деятельности

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Вводное занятие. Знакомство с работой клуба

1

1

Птицы -  наши друзья.

6

1

5

2.1.

Экскурсия в парк Мендовского.

2

2

2.2.

Птичья столовая.

4

1

3

Акция «Мы каждую берёзку сбережём!»

7

2

5

3.1.

Операция «Книжка заболела»

3

1

2

3.2.

Сбор макулатуры.

4

1

3

«Учись приносить людям пользу»

19

8

11

4.1.

Акция «Непобеждённый Гангут»

2

1

1

4.2

Уход за комнатными растениями

3

1

2

4.3.

Акция «Помоги больным детям».

5

2

3

4.4.

Акция «Память»

4

1

3

4.5.

Украсим Землю цветами.

4

2

2

4.6.

Защита проекта «Клумба»

1

1

Итоговое занятие

1

1

Всего

34

13

22

Содержание деятельности

        Модуль 1. Вводное занятие. Знакомство с работой клуба (1 час). Кто такие волонтёры? Зачем помогать природе, окружающим нас людям.

Модуль 2. Птицы – наши друзья. (6 часов).

        2.1. Экскурсия в парк Мендовского (2 часа). История создания. Культурно – досуговая деятельность. Проблемы экологии. Культура поведения в местах отдыха. Клумбы и растения парка.

        2.2. Птичья столовая (4 часа). Изготовление с детьми кормушек разного типа. Использование разных вариантов развешивания. Типы кормов. Подкармливание. Наблюдения. Отчёт в рисунках и кратких записях.

       Модуль 3. Акция «Мы каждую березку сбережем!» 

       3.1. Операция «Книжка заболела» (3 часа).  Способы ремонта книг. Оказание посильной помощи в ремонте книг библиотеки.

       3.2. Сбор макулатуры (4 часа). Зачем мы собираем старые газеты и журналы? Сбор макулатуры.

      Модуль 4. «Учись приносить людям пользу»  (19 часов).

      4.1 Акция «Непобеждённый Гангут» (2 часа). Рассказ об острове Гангут, о защитниках острова. Изготовление подарков к празднику «Непобеждённый Гангут».

      4.2. Уход за комнатными растениями (3 часа). Способы пересадки комнатных растений и уход за ними. Создание зелёной рекреации.

      4.3. Акция «Помоги больным детям»  (5 часов). Рассказ о больных детях. Изготовление подарков, открыток. Посещение детского онкологического центра.

       4.4. Акция «Память» (4 часа). Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. Подготовка концертных номеров, изготовление подарков, открыток к празднику Победы.

     4.5. Украсим Землю цветами (4 часа). Сбор семян цветочных растений. Посадка семян. Наблюдение за всходами.

     4.6. Защита проекта «Клумба» (1 час). Какой я вижу клумбу возле школы. Названия цветов, растущих на клумбе.

    Модуль 5. Итоговое занятие.  (1 час). Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде социальной  деятельности.

                                 

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты реализации программы и эффективной внеурочной деятельности предусматривает 2 уровня:

        1. Результаты первого уровня (приобретение школьником    социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):  приобретение школьниками знаний о добровольческой деятельности;  развитие социальных понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к окружающему миру, к людям, социальной активности и внимания, идентификация себя как гражданина своей страны.  

III  класс

Тематическое планирование

Названия модулей и занятий. Виды деятельности

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Вводное занятие. Знакомство с работой клуба

1

1

Помощь лесу и лесным жителям.

9

3

6

2.1.

Праздник для леса.

3

1

2

2.2.

У кормушки.

4

1

3

2.3.

Акция в защиту первоцветов.

2

1

1

Акция «Мы каждую берёзку сбережём!»

6

2

4

3.1.

Операция «Книжка заболела»

2

1

1

3.2.

Сбор макулатуры.

4

1

3

«Учись приносить людям пользу»

17

7

10

4.1.

Акция «Непобеждённый Гангут»

2

1

1

4.2

Акция «Доброе сердце»

4

2

2

4.3.

Акция по энергосбережению и ресурсосбережению

3

1

2

4.4.

Акция «Память»

4

1

3

4.5.

Украсим Землю цветами.

4

2

2

Итоговое занятие

1

1

Всего

34

14

20

Содержание деятельности

        Модуль 1. Вводное занятие. Знакомство с работой клуба (1 час).  Зачем помогать природе, окружающим нас людям.

Модуль 2. Помощь лесу и лесным жителям (6 часов).

        2.1. Праздник для леса (3 часа). Подготовка подарков для зимнего леса (белочек, зимующих лесных птиц). Украшение подарками ели.

        2.2. У кормушки (4 часа). Изготовление с детьми кормушек разного типа. Использование разных вариантов развешивания. Типы кормов для разных птиц. Подкармливание. Наблюдения. Отчёт в рисунках и кратких записях.

       2.3. Акция в защиту первоцветов (2 часа). Рассказ о цветах – первоцветах. Изготовление листовок в защиту первоцветов.

       Модуль 3. Акция «Мы каждую березку сбережем!» (6 часов).

       3.1. Операция «Книжка заболела» (2 часа).  Способы ремонта книг. Оказание посильной помощи в ремонте книг библиотеки.

       3.2. Сбор макулатуры (4 часа). Зачем мы собираем старые газеты и журналы? Сбор макулатуры.

      Модуль 4. «Учись приносить людям пользу»  (17 часов).

      4.1 Акция «Непобеждённый Гангут» (2 часа). Рассказ об острове Гангут, о защитниках острова. Изготовление подарков к празднику «Непобеждённый Гангут».

      4.2. Акция «Доброе сердце»  (5 часов). Рассказ о больных детях. Изготовление подарков, открыток. Подготовка концертных номеров. Посещение детского онкологического центра.

     

       4.3. Акция по энергосбережению и ресурсосбережению (3 часа). Правила экономии электроэнергии и ресурсосбережения. Соблюдение правил экономии электроэнергии, воды, тепла. Выпуск листовок.

       4.4. Акция «Память» (4 часа). Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. Подготовка концертных номеров, изготовление подарков, открыток к празднику Победы.

     4.5. Украсим Землю цветами (4 часа). Сбор семян цветочных растений. Агротехника выращивания. Посадка семян. Наблюдение за всходами.

    Модуль 5. Итоговое занятие.  (1 час). Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде социальной  деятельности.

                                 

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты реализации программы и эффективной внеурочной деятельности предусматривает 2 уровня:

        1. Результаты первого уровня (приобретение школьником    социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):  приобретение школьниками знаний о добровольческой деятельности;  развитие социальных понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к окружающему миру, к людям, социальной активности и внимания, идентификация себя как гражданина своей страны.  

IV  класс

Тематическое планирование

Названия модулей и занятий. Виды деятельности

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

Природоохранный слёт

6

2

4

1.1.

Экскурсия в Черняевский лес

2

1

1

1.2.

Проведение акции по уборке участка леса от упавших старых деревьев.

2

2

1.3.

Защита проекта «Лес – это…»

2

1

1

Вторая жизнь старых вещей

9

5

4

2.1.

У всех есть старые вещи.

1

1

2.2.

Второе рождение старых вещей. Изготовление моделей из вторсырья «Экомода».

3

2

1

2.3.

Секонд – хенд. Изготовление игрушек из старых вещей. Раздача игрушек детям из онкологического центра.

5

2

3

Акция «Мы каждую берёзку сбережём!»

9

3

6

3.1.

Операция «Книжка заболела»

4

1

3

3.2.

Сбор макулатуры.

5

2

3

«Учись приносить людям пользу»

9

4

5

4.1.

Акция «Непобеждённый Гангут»

2

1

1

4.2.

Акция по энергосбережению и ресурсосбережению

2

1

1

4.3.

Акция «Память»

2

1

1

4.4.

Украсим Землю цветами.

3

1

2

Итоговое занятие

1

1

Всего

34

15

19

Содержание деятельности

        Модуль 1. Природоохранный слёт (6 часов).

  1. Экскурсия в Черняевский лес (2 часа). История парка. Растения и животные парка.
  2. Проведение акции по уборке участка леса от упавших старых деревьев (2 часа).  Уборка участка  леса от упавших старых деревьев.
  3. Защита проекта «Лес – это…» (2 часа). Обобщение и систематизация знаний о Черняевском лесе.

Модуль 2. Вторая жизнь старых вещей (9 часов).

        2.1. У всех есть старые вещи (1 час). Рассказ и демонстрация старых вещей.

        2.2. Второе рождение старых вещей. Изготовление моделей из вторсырья «Экомода» (3 часа). Изготовление с детьми комбинированных  моделей из старых вещей. Использование газет, фантиков, пакетов и т.д. для изготовления моделей. Конкурс «Экомода».

       2.3. Секонд – хенд. Изготовление игрушек из старых вещей. Раздача игрушек детям из онкологического центра (5 часов). Изготовление различных мягких игрушек из старых вещей. Экскурсия в онкологический центр и раздача этих игрушек.

       Модуль 3. Акция «Мы каждую березку сбережем!» (9 часов).

       3.1. Операция «Книжка заболела» (4 часа).  Способы ремонта книг. Оказание посильной помощи в ремонте книг библиотеки.

       3.2. Сбор макулатуры (5 часа). Зачем мы собираем старые газеты и журналы? Сбор макулатуры.

      Модуль 4. «Учись приносить людям пользу»  (9 часов).

      4.1 Акция «Непобеждённый Гангут» (2 часа). Рассказ об острове Гангут, о защитниках острова. Изготовление подарков к празднику «Непобеждённый Гангут».

      4.2. Акция по энергосбережению и ресурсосбережению  (2 часа). Соблюдение правил экономии электроэнергии и ресурсосбережение. Выпуск листовок.

        4.3. Акция «Память» (2 часа). Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны. Подготовка концертных номеров, изготовление подарков, открыток к празднику Победы.

     4.5. Украсим Землю цветами (3 часа). Сбор семян цветочных растений. Агротехника выращивания. Посадка семян. Наблюдение за всходами. Высадка рассады в открытый грунт.  

      Модуль 5. Итоговое занятие.  (1 час). Обобщение и систематизация знаний о пользе или вреде социальной  деятельности.

                                 

Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты реализации программы и эффективной внеурочной деятельности предусматривает 2 уровня:

        1. Результаты первого уровня (приобретение школьником    социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):  приобретение школьниками знаний о добровольческой деятельности;  развитие социальных понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к окружающему миру, к людям, социальной активности и внимания, идентификация себя как гражданина своей страны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ЮНЫЕ ВОЛОНТЁРЫ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ«ЮНЫЕ ВОЛОНТЁРЫ»...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...