Рабочая программа организации внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа организации внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для 2 класса. Направление: духовно-нравственное, 68 часов Срок реализации: 1 год. Содержит КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_uroki_nravstvennosti_2_klass.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: духовно-нравственное
Кружок: «Уроки нравственности»
Начальное общее образование: 2 «В» класс, 68 часов
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе:
Положения о рабочей программе внеурочной деятельности, утвержденного приказом
директора МБОУ СОШ №5 №64 от 21.08.2020
Автор - составитель программы:
Попова М.В., учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
г. Саяногорск 2021г.
ВВЕДЕНИЕ
Программа курса «Уроки нравственности» разработана и составлена в соответствии с основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Программа является модифицированной. Разработана и составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой «Этика: азбука добра».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.
Актуальность программы заключается в том, что она призвана помочь обучающимся в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития, поскольку одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.
Практическая значимость программы направлена на нравственное развитие личности, организацию нравственного образования младших школьников, на поддержку становления и развития творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Реализация данной программы рассчитана на один год (68 часов). Из них:
- 34 часа еженедельно (по 25 минут 1 раз в неделю);
- 20 часов - в период осенних и весенних каникул (5 раз в неделю по 2 часа);
- 14 часов - на различные мероприятия (праздники, конкурсы, выставки, экскурсии, проекты, акции, сборы и др.)
Программа адресована обучающимся 8-9 лет. Она предусматривает углубление теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения, основана на принципе от «простого к сложному», учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста. По каждой теме запланированы итоговые занятия в форме тестов, викторин, игр.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей будет представлена на конкурсах, выставках, акциях, праздниках, театрализованных представлениях.
Занятия предусмотрены в оборудованном кабинете, где имеются компьютер, мультимедийный проектор.
- Цель и задачи программы
Цель программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; выработка основных этических понятий, оценочных моральных принципов, представлений; формирование культуры нравственного поведения.
Задачи программы:
Обучающие - познакомить обучающихся начальной школы с нравственными понятиями и разнообразными видами деятельности; дать начальные представления о моральных нормах, правилах поведения и взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Воспитательные – воспитывать такие личностные качества как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям, уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и традиций образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Развивающие - формировать потребности и мотивы нравственного поведения обучающихся; обогатить эмоциональный мир школьников; формировать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Планируемые результаты реализации программы
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» в соответствии с требованиями ФГОС конкретизированы по трем уровням. Во втором классе возможно формирование первого и второго уровней, частично - третьего.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Для оценки планируемых результатов освоения программы кружка «Уроки нравственности» используется диагностический инструментарий:
Диагностический инструментарий
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: - диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; - диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
3. Содержание курса
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Формы проведения | Формы организации | |
теоретические | практические | |||
Раздел 1. Школьный этикет – 17 ч | ||||
1. | Дисциплина в школе и классе Что такое дежурство. Кто такие дежурные | Беседа Рассказ с элементами обсуждения Практическое занятие Тренинг Экскурсия Игра с элементами театрализации | 1 | 2 |
2. | В библиотеке: люби книгу Как обращаться с книгами | 1 | 2 | |
3. | Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка | 1 | 2 | |
4. | Гигиена тела и школьных принадлежностей | 1 | 1 | |
5. | Твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле. | 1 | 1 | |
6. | Уход за цветами в кабинете | 1 | 1 | |
Раздел 2. Правила общения – 14 ч | ||||
7. | Сопереживание, помощь друзьям | Беседа с элементами обсуждения Практическое занятие Тренинг Игра с элементами театрализации | 1 | 1 |
8. | Дал слово - держи | 1 | 3 | |
9. | Диалоги со сверстниками Я, ты, он, она – вместе классная семья | 1 | 3 | |
Раздел 3. Как стать трудолюбивым – 12 ч | ||||
10. | Учусь все делать сам Организация деятельности Помоги себе сам | Беседа Рассказ с элементами обсуждения Практическое занятие Тренинг Экскурсия Игра с элементами театрализации | 1 | 3 |
11. | Взаимопомощь в школе Взаимопомощь дома | 1 | 3 | |
12. | Беречь результаты труда своего и чужого. Сохраним школьное имущество | 1 | 3 | |
Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности – 13 ч | ||||
13. | Правила личной гигиены Береги свое здоровье – профилактика заболеваний | Беседа Рассказ с элементами обсуждения Практическое занятие Тренинг Игра с элементами театрализации | 1 | 2 |
14. | Бережное отношение к своей одежде дома Бережное отношение к домашнему имуществу. | 1 | 2 | |
15. | Бережное отношение к школьным принадлежностям Сберегу природу в своём городе | 1 | 2 | |
Раздел 5. Внешкольный этикет – 8 ч | ||||
16. | Правила поведения в общественных местах В транспорте На детских игровых площадках | Беседа Практическое занятие Тренинг Игра с элементами театрализации | 1 | 3 |
17. | Бережное отношение к природе Я – юный эколог | 1 | 3 | |
Раздел 6. Наши мероприятия – 4 ч | ||||
18. | Участие в мероприятиях, посвященных дню пожилого человека. | Беседа Рассказ с элементами обсуждения Практическое занятие Тренинги Экскурсии Игры с элементами театрализации | 2 | |
19. | Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери. | 2 | ||
20. | Обычаи и традиции русской Масленицы. | 4 | ||
21. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Защитника Отечества | 1 | ||
22. | Участие в мероприятиях, посвященных дню 8 Марта | 1 | ||
23. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Космонавтики. | 1 | ||
24. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Победы. | 2 | ||
25. | Участие в мероприятиях, посвященных дню Защиты детей. | 1 | ||
Итого | 18 | 50 | ||
68 ч |
- Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Рекомендуемый для детей и родителей:
- Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006 год
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 6 -7 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения | ||
план | факт | |||||
теория | практика | |||||
Раздел 1. Школьный этикет (17 ч) | ||||||
1 | Дисциплина в школе и классе. Правила поведения на уроке и на перемене. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
2 | Что такое дежурство. Кто такие дежурные? | 1ч | 1ч | |||
3 | Что такое дежурство. Кто такие дежурные? Отработка практического навыка. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Правила поведения в библиотеке - практика. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Посещение детской городской библиотеки (экскурсия) | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Участие в библиотечном познавательном квесте. | 1ч | 1ч | |||
7 | Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Отработка практического навыка: правила поведения в столовой. | 1ч |
| 1ч | ||
9 | Правила поведения на перемене, практические навыки. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
10 | «Бабушка, дедушка рядышком…» - открытка для дедушки и бабушки. | 1ч | 1 ч | |||
11 | «Бабушка, дедушка рядышком…» - поздравление ко дню пожилого человека жителей микрорайона. | 1ч | 1ч | |||
12 | Гигиена тела и школьных принадлежностей. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Гигиена тела и школьных принадлежностей. Мини-проект. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
14 | Твоя школа: соблюдение чистоты и порядка. Порядок в твоем портфеле. | 1ч | 1 ч |
| ||
15 | Порядок в твоем портфеле. Тренинг. | 1ч |
| 1 ч | ||
16 | Уход за цветами в кабинете. | 1ч | 1 ч | |||
17 | Уход за цветами в кабинете. Отработка практического навыка. | 1ч | 1ч | |||
Раздел 2. Правила общения (14 ч) | ||||||
18 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1ч | 1 ч | |||
19 | Сопереживание, помощь друзьям. Тренинг. | 1ч | 1 ч | |||
20 | Дал слово – держи. | 1ч | 1ч | |||
21 | Дал слово – держи. Тренинг. | 1ч | 1ч | |||
22 | Дал слово – держи. | 1ч | 1ч | |||
23 | Дал слово – держи. Просмотр и обсуждение мультфильма по теме. | 1ч | 1ч | |||
24 | Диалоги со сверстниками Я, ты, он, она – вместе классная семья. | 1ч | 1 ч | |||
25 | Диалоги со сверстниками. | 1ч | 1ч | |||
26 | Диалоги со сверстниками. | 1ч | 1ч | |||
27 | Диалоги со сверстниками Я, ты, он, она – вместе классная семья. Мини-проект. | 1ч | 1 ч | |||
28 | «День Матери» письмо маме. | 1ч | 1ч | |||
29 | «День Матери» рисуем маму. | 1ч | 1 ч | |||
30 | «День Матери» подарок маме. | 1ч | 1ч | |||
31 | «День Матери» концерт для мамы. | 1ч | 1ч | |||
Раздел 3. Как стать трудолюбивым (12 ч) | ||||||
32 | Учусь все делать сам. | 1ч | 1ч |
| ||
33 | Учусь все делать сам. | 1ч | 1 ч | |||
34 | Организация деятельности. Отработка практического навыка. | 1ч | 1 ч | |||
35 | Помоги себе сам. Тренинг | 1ч | 1ч | |||
36 | Взаимопомощь в школе. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
37 | Взаимопомощь дома. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
38 | Взаимопомощь в школе и дома. Права и обязанности. | 1ч | 1ч | |||
39 | Взаимопомощь в школе и дома. Тренинги. | 1ч | 1ч | |||
40 | Беречь результаты труда Сохраним школьное имущество | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
41 | Беречь результаты труда Сохраним школьное имущество | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
42 | Моё рабочее место. Отработка практического навыка. | 1ч | 1ч | |||
43 | Сохраним школьное имущество. Просмотр и обсуждение мультфильма по теме. | 1ч | 1ч | |||
Раздел 4. Правила опрятности и аккуратности (13 ч) | ||||||
44 | Правила личной гигиены. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
45 | Береги свое здоровье – профилактика заболеваний, беседа с детским стоматологом. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
46 | Береги свое здоровье – профилактика заболеваний. Мини-проект. | 1ч | 1ч | |||
47 | «Богатырские забавы» - познавательная программа о защитниках Отечества. | 1ч | 1ч | |||
48 | Обычаи и традиции русской Масленицы – посещение краеведческого музея | 1ч | 1ч | |||
49 | Обычаи и традиции русской Масленицы (посещение краеведческого музея) | 1ч | 1ч | |||
50 | Бережное отношение к своей одежде дома | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
51 | Бережное отношение к домашнему имуществу. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
52 | «Весенний переполох» - поздравление для мамы. | 1ч | 1ч | |||
53 | Бережное отношение к своему дому. Просмотр мультфильма и обсуждение по теме. | 1ч | 1ч | |||
54 | Бережное отношение к природе в своём городе. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
55 | Бережное отношение к природе в своём городе. Тренинг. | 1ч | 0,5 | 0,5 | ||
56 | Бережное отношение к природе в своём городе. Мини-проект. | 1ч | 1ч | |||
Раздел 5. Внешкольный этикет (8 ч) | ||||||
57 | Правила поведения в общественных местах. | 1ч | 1ч |
| ||
58 | Правила поведения в транспорте. | 1ч |
| 1ч | ||
59 | Правила поведения на детских игровых площадках. | 1ч | 1ч | |||
60 | Правила поведения в общественных местах. Закрепление практических навыков. | 1ч | 1ч | |||
61 | «Космическое путешествие» - просмотр и обсуждение фильма. | 1ч | 1ч | |||
62 | Бережное отношение к природе. | 1ч | 1ч | |||
63 | Я – юный эколог. Люби свою малую родину - Хакасию. | 1ч | 1ч | |||
64 | Я – юный эколог. Познавательная игра. | 1ч | 1ч | |||
Раздел 6. Наши мероприятия (4 ч) | ||||||
65 | «День Победы» - праздничное поздравление для ветеранов. | 1ч | 1ч | |||
66 | «Уроки мужества» - тематическая экскурсия в краеведческий музей г. Саяногорска | 1ч | 1ч | |||
67 | Посещение театра «Сказка» в г. Абакане. | 1ч | 1ч | |||
68 | Итоговое занятие. | 1ч | 1ч | |||
Итого: | 68 ч | 18 | 50 |
Корректировка дат проведения занятий по календарно-тематическому планированию:
Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Примечания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Программа рассчитана на четыр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"
Рабочая программа к курсу «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Э....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» 1 - 4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» 1 - 4 классы...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс
Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки нравственности» (духовно-нравственное направление) 2-класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...