Воспитательная программа 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»
ГОРОДА АЧИНСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от августа 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________(У. О. Замкова) 2019 г. | Утверждено протоколом педагогического совета от «__» ___________2019 г. №____ Директор школы ____________ (Т.А. Лесняк) Введено приказом № От 2019 г. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Мой дом, мой класс и я - дружная семья»
для 2 «Б» класса
Составитель:
Лимарева О.П.
2019 г. Ачинск классный руководитель,
1 КК
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы разработана для учащихся 2«Б» класса в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и опыта воспитательной работы МБОУ «СШ №7».
Идея школы:
Создание условий для учащихся, их возможностей, познавательных интересов и склонностей. Образование, которое получают учащиеся школы должно обеспечивать их самореализацию сегодня и в будущем.
Цель воспитания школы:
Развитие интеллектуальной и физически здоровой личности учащегося, способной к творческому самообразованию и саморазвитию, владеющей навыками самоконтроля.
Основные принципы системы воспитания:
- Принцип демократичности (актуализация содержания правового и гражданского образования; поддержка ученического самоуправления и введение общественного самоуправления в школе).
- Принцип гражданственности и патриотизма (создание условий, благоприятствующие пробуждению чувства долга у детей, формированию патриотического сознания, желанию изучения истории родного края).
- Принцип социального взаимодействия (создание условий для адекватной коммуникации; формирование навыков социальной адаптации; разработка и внедрение социальных проектов, воспитание потребности в здоровом образе жизни)
- Принцип творческого саморазвития личности (включение в воспитательный процесс программ по самопознанию, творческой самореализации и самосовершенствованию личности, развитию творческих способностей)
- Принцип компетентностного подхода (проявление и развитие обучающихся в различных видах деятельности)
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования:
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Характеристика классного коллектива
Данный 2 «Б» класс сформирован в 2019-2020 учебном году.
Анализ проблемной ситуации.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования:
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
( благотворительная ярмарка « Легко ли быть волшебником!», классные часы на темы « Наши права и обязанности», « Правила поведения в школе, общественных местах».
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (беседа с учащимися « Что такое хорошо и что такое плохо»).
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
( беседа «что мы умеем делать?», « убираем за собой», «как помочь учителю подготовить кабинет к началу урока», « сделай добрые дела» и т.д.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
( беседы на темы « зачем мыть руки перед едой», « о пользе физической культуры»,
« чистота-залог здоровья» и т.д.).
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. (беседа « Наша зелёная планета», « о пользе комнатных растений», конкурс рисунков « Уголок родного края», изготовление поделок « Чудеса природы».
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. ( экскурсии в ЦДБ, выезды в драмтеатр, праздники)
Я считаю все поставленные задачи соответствуют формированию личности на данном возрастном этапе, т.к. работа с учащимися началась с изучения их интересов и возможностей.
Моя главная задача, как классного руководителя 1 класса « Научить детей учиться», вовлечь каждого ребёнка как в учебный, так и в воспитательный процесс. Для того, чтобы дети стали активными участниками воспитательного процессе и с удовольствием участвовали во всех внеклассных мероприятиях, необходимо привлекать их к этому, начиная с 1 класса.
Один раз в неделю проводили классные часы на разные темы ( например « Кто твой друг?»)
- Чем увлекается твой друг? Найди общее дело, собери как можно больше информации о своём друге, прочитай литературу о дружбе, составь свои законы о дружбе.
Эта работа была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено много разнообразных мероприятий. Это классные часы, познавательные игры, соревнования, викторины , турниры , праздники и т. д.
Также дети нашего класса совместно с родителями участвовали и в школьных мероприятиях, таких как выставка рисунков « Зимняя сказка»,
«Моя Родина», в конкурсе-выставке поделок из природного материала « Дары природы», где дети как коллективно, так и индивидуально были награждены грамотами за лучшие работы.
В целях создания необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка были организованы и проведены праздники « По стране неразгаданных тайн», « Золотая осень», « В гостях у деда Мороза», « Прощание с Букварём», « Прощание с 1 классом», КВН « За здоровый образ жизни», игра- соревнование « Знатоки правил дорожного движения», викторина для самых любознательных, турнир « Птицы рассказывают о себе», классный час « Сам себе я помогу и здоровье сберегу» и т. д.
Наиболее эффективными оказались формы работы : КТД ( Выпуск газет « Этот весёлый новый год», праздник к 8 Марта « Поезд везёт подарки мамам» , игра « Путешествие на поезде здоровье», праздник к дню матери»).
Удачным моментом было то, что использовались разные формы работы (уроки-путешествия, литературные посиделки, путешествие в магазин-головоломок, интеллектуальный марафон…
За 1 год существования классного коллектива в нашем классе сложились свои традиции: поздравлять каждого ребёнка с днём рождения, посещать театры, проводить совместные праздники с родителями.
Коллектив родителей достаточно работоспособный, инициативный. Большинство заинтересовано в успехах учеников, имеют желание помочь формированию сплочённого коллектива, проводить совместно праздники, оказывают индивидуальную помощь.
На следующий год одной из основных моих задач, как классного руководителя является создание условий для формирования дружного сплочённого коллектива, где дети могли бы дружить между собой, уступить друг другу, помочь в трудную минуту, поддержать добрым словом. Хотелось, чтобы все дети научились выполнять школьные правила, могли бы сами добывать знания ни от слова « надо», а от слова « я хочу», мне это интересно.
Дети начинают ближе общаться только тогда, когда есть какие то общие дела, интересы. Для такой работы отводится очень много времени, как в урочное, так и внеурочное время. На уроках это конечно же работа в группах, в парах, где дети общаются между собой, каждый может высказать свою точку зрения, самое главное дети учатся слушать друг друга. Во внеурочное время, когда дети готовят какие то общие мероприятия. (рисуют вместе, танцуют, поют.)
В ходе работы выявлены и проблемы: недостаточная организованность ребят во внеурочное время, неумение управлять собой, эмоциональная неустойчивость некоторых учащихся, неустойчивость дружеских групп, стремление к единству, проблемы нравственности, взаимодействия и общения. Не все ребята научились самостоятельно следить за порядком в классе, осуществлять дежурство по классу и столовой согласно графику. Возникала потребность напоминать главным дежурным по классу и столовой держать под контролем исполнение данного графика. Ребята редко проявляют инициативу, не всегда предъявляют требования к одноклассникам.
Также необходимо вести систематическую работу над развитием самостоятельности и самооценки, критическому отношению к себе, воспитывая при этом чувство ответственности за качество труда, учения, поведения, нравственные качества личности.
Исходя из выявленных проблем обозначена цель на 2020-2021 учебный год
Для классного руководителя:
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Задачи воспитательной работы классного коллектива:
1.Воспитывать сознательную дисциплину, нравственные качества учащихся через вовлечение в общую (коллективную) работу.
2.Формировать у учащихся общественную активность, самостоятельность, инициативу и творчество через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу, через коллективные творческие дела.
3.Способствовать развитию коммуникативных качеств, умений, усвоению правил этикета.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования человека. В настоящее время данный компонент обретает приоритетную роль в государственной политике и национальных проектах социального развития. Воспитание есть педагогическая деятельность по целенаправленному введению ребенка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности ребенка, его высокого физического, социального и духовного развития. Задача каждого классного руководителя помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития .
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Основным воспитательным моментом второго года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. Ребёнок получает возможность задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих. Чем больше ребёнок узнаёт себя, свою индивидуальность, тем легче ему понять, что любой другой человек уникален и единствен в своём роде. Необходимо вовлекать ребёнка в школьную деятельность, формировать доверительные отношения между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах.
В программу включены классные часы, где воспитание осуществляется не только через совместные мероприятия и общие дела, но и через рефлексивную деятельность детей, размышления, диалоги. Ведётся работа на развитие самосознания учащихся. Эта направленность определяет атмосферу, стиль, тон жизни классного коллектива. Дети учатся взаимодействовать друг с другом – сотрудничать, идти на компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться. Происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение класса.
Реальная жизнь младшего школьника богаче жизни дошкольника. Это объясняется расширением физического пространства, освоением новых видов деятельности, социальной роли ученика, возрастающей способностью осмыслить отношения людей, их характеры, мир вообще, себя самого. Пространство ребёнка открыто для новых впечатлений, событий, дел и людей.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.
Содержание программы:
Программа «Мой дом, мой класс и я - дружная семья» составлена для учащихся 2»Б» класса общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательной работы. В начальной школе у детей закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы: беседы, рассказы, решение проблемных ситуаций, посещение библиотек, театров
Средства воспитания: деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы. Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности. В общении педагога с учениками должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Направления
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Формируемые ценности | Содержание деятельности | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. | •первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; • различение хороших и плохих поступков; • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; • бережное, гуманное отношение ко всему живому; • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. | Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Основы религиозных культур и светской этики Групповая и парная формы работы, требующая помощи и поддержки товарища. | Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы на нравственные темы – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения; – экскурсии –коллективно-творческие дела;. – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения; – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора; – туристические походы и другие формы совместной деятельности (в т.ч. вышеперечисленные), требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал? и т.д. |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Формируемые ценности | Содержание деятельности | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | •элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России; • уважение к защитникам Родины; • умение отвечать за свои поступки; • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | Окружающий мир, 3–4кл.– «Современная Россия – люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства» «Славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе», «Права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. ОРКС – групповая и парная работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях; – специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища. | Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий): – беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?» – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего города, края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д.; – коллективно-творческие дела с примерной тематикой:«Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и т.п.; – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться; – ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России; – осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности; – ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов; – завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков | Участие в исследовательских проектах по изучению и сохранению культурных богатств родного края (фольклор, народные ремесла и т.п.). Забота о памятниках защитникам Отечества. Участие в детско-взрослых социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России, акциях «Чистый двор» |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Формируемые ценности | Содержание деятельности | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. | • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; • уважение к труду и творчеству старших и сверстников; • элементарные представления об основных профессиях; • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; • умение соблюдать порядок на рабочем месте; • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. | Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов. Получение трудового опыта в процессе учебной работы; Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений. | Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий): – праздники-игры по теме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д.; – экскурсии, путешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира; –коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.; – встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами; – ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации; – совместные проекты с родителями «Труд моих родных» | Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством: – украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы; – расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта, (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.); – работа в творческих мастерских; – отдельные трудовые акции, например «Чистый двор» (на исключительно добровольной, сознательной основе); |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Формируемые ценности | Содержание деятельности | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. | • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья. Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья Технология – правила техники безопасности. Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы: – осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы; – регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и т.п. | Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): – спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); – занятия в спортивных секциях; – туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); – классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; – экскурсии, путешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье; – встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами. | Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: – соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; – составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха; – организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; – отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; – противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Формируемые ценности | Содержание деятельности | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. | • усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю); • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; • посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства). | Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы: – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п. | Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел (мероприятий): – экскурсии в краеведческий музей, парки, путешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира; – классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п.; – встречи-беседы с людьми, изучающими природу, воздействие человека на неё; – ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия; – проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения. | Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы: – забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе; – участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.; –создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе». |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Формируемые ценности | Содержание деятельности | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность |
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. | • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок); • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); • участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека; • участие в художественном оформлении помещений. | Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы: – исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для «первых мест на выставках»; – оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания. | Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий): – игры «Красота вокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.); – посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»; – классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»; – занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве; – встречи-беседы с людьми творческих профессий; – участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. | Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности: – участие в художественном оформлении классных комнат, зданий; – участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры; – опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями. |
План- сетка на 2019-2020 учебный год:
месяц | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
сентябрь | Кл. час «Правила поведения в школе, общественных местах…» | Беседа с учащимися «Что такое хорошо и что такое плохо» Проведение мониторинга «Уровень воспитанности на начало учебного года» | Чтение русских народных сказок о труде. Беседа «Что мы умеем делать? | Чтение русских народных сказок о труде. Беседа «Что мы умеем делать?
| Экскурсия в парк | День знаний
|
октябрь | Кл. час «Что такое флаг, что такое герб?»
| День пожилого человека – беседа «Наши дедушки и бабушки»
| Беседа «Убираем за собой» Беседа «Как помочь учителю подготовить кабинет к началу урока»
| Игра «Давай представим, что я врач» Беседа с медсестрой «Зачем нужно мыть руки перед едой» Путешествие в кабинет биологии «Что мы увидим под микроскопом» Кл. час на тему :«Береги сердце» | Прослушивание русских народных песен о природе, природных явлениях Экскурсия в школьную библиотеку | Участие в выставке поделок из природного материала совместно с родителями «Осенняя фантазия» Экскурсия детскую библиотеку. Конкурс визитных карточек «Знакомьтесь, это мы!» |
ноябрь | Кл. час «От чего зависит настроение. Не забывай про вежливые слова». | Информационные беседы, посвященные Дню народного единства
| Кл. час «Сделай добрые дела» Проведение мониторинга для учащихся «Что мы умеем делать» | Беседа «О пользе физической культуры» | Беседа «Люди! Берегите природу!» | Конкурс рисунков на тему: «Берегись автомобиля!» Конкурс старост классов «Лидер 21 века» |
декабрь | Подготовка поздравлений для пап и мам с Новым годом «Сделай подарок своими руками». Новогодний киоск | Мастерская Деда мороза Новогодняя сказка «Здравствуй, Новый год!» Участие в конкурсе совместно с родителями «Сказочная елка»
| Изготовление украшений для новогодних праздников. Мастерская Деда Мороза» | Встреча с медработником «О рациональном питании» Беседа с родителями «О профилактике гриппа и ОРВИ» | Участие в акции «Покорми птиц зимой!» | Конкурс карнавальных костюмов. Участие в празднике «Здравствуй, Новый год!» |
январь | Экскурсия в краеведческий музей «Убранство русской избы»
| Рождественские праздники Классная игра «Ой коляда, коляда!» | Кл. час «Учимся вырезать снежинки» Беседа о пользе труда Конкурс для учащихся и их родителей «Русские народные пословицы и поговорки о труде» | Кл. час. «Чистота – залог здоровья» Беседа «Осторожно, гололед!» | Участие в акции «Покорми птиц зимой!» | Рождественские посиделки История колядок
|
февраль | Кл. час «На защите Отечества» | Конкурс «А ну-ка, мальчики!» Беседа «Красота спасет мир»
| «Книжкина неделя» Беседа «Как содержать свою одежду в чистоте» | Посещение читательской конференции «О вкусной и здоровой пище» Регулярные прогулки на воздухе «Мы слепили снеговик» | Беседа «Наша зеленая планета» Кл. час «О пользе комнатных растений» | Изготовление открыток и подарков для наших пап. Кл. час «История армии родной» Конкурс-смотр летописей класса |
март | Кл. час «Наши права и обязанности» «Моя родословная» Создание древа жизни совместно с родителями. | Конкурс «А ну-ка, девочки!» Участие в акции «Милосердие»
| Участие в акции «Подарок для мамы своими руками»
| Кл. час с психологом «Все мы такие разные»
| Изготовление поделок «Чудеса природы». Оформление выставки. Беседа «Берегите первоцветы» | Конкурс рисунков « Моя мама». Праздник Масленицы. Проект «дело класса». |
апрель | Путешествие в мир галактики, посвященное Дню космонавтики Тематическая беседа «История родного края» Участие в акции «Ветеран живет рядом» | 1апреля – День юмора и смеха Классный час «Как хорошо уметь читать» |
| Организация подвижных перемен на свежем воздухе. Экскурсия в природу «Люблю тебя, мой край родной» | День птиц. День земли | Акция «Зеленая улица» Кл. час. «Наши пернатые друзья» «Будущие академики» |
май | Кл.час «Праздник мира и труда» Встреча с участниками ВОВ «Никто не забыт, ни что не забыто» | Концерт «Песни о Великой Отечественной войне». | Выставка рисунков и поделок «Труд и отдых в семье» Изготовление поздравительных открыток к Дню Победы
| День здоровья с участием родителей «Занимайся физкультурой» | Конкурс рисунков «Уголок родного края» | Экскурсия к памятнику скорбящей матери Фестиваль творчества «Золотая молодёжь» |
Внеурочная деятельность:
- «Информатика в играх и задачах»
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
2. «Риторика»
Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:
Дата | Название мероприятий | Форма проведения | Ответственный | Результат | |||
Октябрь-ноябрь | Изучение мотивации учения учащихся класса | анкета | Кл. руководитель | Повышение мотивации учения | |||
ноябрь-декабрь | Подготовка к праздникам | Кл. руководитель |
Январь-февраль | Игры, занятия для дружеских взаимоотношений в детском коллективе | Диагностика | Кл.рук., психолог. |
В течение полугодия | Контроль посещения секций и кружков. | Классный руководитель | |
В течение полугодия | Организация инд. помощи психолога, взаимодействие с ним | Консультации, рекомендации | Кл.рук., психолог |
Март-апрель | Инд. работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учёбе | Классный руководитель | |
Март-апрель | Инд. беседы о культуре поведения | Беседа | Классный руководитель |
Работа с родителями:
Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
План родительских собраний:
№ п/п | Тема собрания | сроки | ответственные | примечание |
№1. | 1) лекторий «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»; 2) выборы родительского комитета; 3) определение задач на новый учебный год 4) составление плана работы на 2015-2016 год | октябрь | Кл. руководитель родители | |
№2. | 1) тема «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка». 2) Ознакомление с результатами обследования 3) Консультация для родителей | декабрь | Кл. руководитель члены родительского комитета | |
№3. | 1)лекторий «Первые уроки школьной отметки». 2) Обмен опытом родителями 3) памятки для родителей | февраль | Кл. руководитель члены родительского комитета | |
№4. | 1) тема «Родителям о внимании и внимательности». 2) Обсуждение ситуаций 3) Памятка для родителей. | май | Кл. руководитель психолог |
Список литературы:
- Абузярова С. И. « Развитие личности в образовательном процессе»;
-Гин С. «Мир фантазии», «Мир человека», «Мир логики»;2007
- Дереклеева Н.И. « Справочник классного руководителя», М.-«ВАКО», 2004
-Дереклеева Н.И «Родительские собрания в 1-4 классах»;М.-«ВАКО», 2007
-Елизарова Е.М., Киселёва Ю.А. «Справочник учителя начальных классов», Волгоград-« Учитель», 2011
-Лободина Н.В. «Родительские собрания в начальной школе» Выпуск 3; Волгоград-« Учитель», 2008
-Немов Р. С. «Психология» и др..
-Подласый И. П. « Педагогика»;
- Степанова Е. Н. « Личностно- ориентированный подход в педагогической деятельности»;
- журналы « Начальная школа», « Педсовет», «Последний звонок»;
- газета « Начальная школа»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса "Алые паруса"
Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....
Воспитательная программа класса Жемчужина.
Данный материал содержит воспитательную программу класса на 4 года. Она рассчитан на учащихся начальной школы с 1 по 4 класс.Цель этой воспитательной программы: развитие социально – активной и творчес...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса, с которой учавствовала в конкурсе "Самый класный классный"...
Воспитательная программа класса "Семь Я"
Создание воспитательной среды для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающи...
Презентация "Воспитательная программа класса "Ступеньки"
Воспитательная программа класса "Ступеньки" расчитана на 4 года обучения.Основывается на коллективно-творческой деятельности по методике И.П. Иванова....
Воспитательная программа класса
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года....
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...