«Тропинки к здоровью»
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинки к здоровью» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinki_k_zdorovyu_2.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Тропинки к здоровью»,
1 А класса
Срок реализации 1 год
Составлено учителем начальных классов
Чечулиной Людмилой Николаевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинки к здоровью» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования ,разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2019г.
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи программы:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений о природе как универсальной ценности;
- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческой направленности;
- принцип практической направленности.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Тропинка к здоровью» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».
Личностными результатами освоения программы являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлективность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
- Метапредметными результатами являются:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучениявзаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
- в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, задомашними питомцами;
- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.
Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).
Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.
Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?
Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч).Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Занятие 6 (1ч):
Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Тема 2. «Я и моё окружение» (9ч).
Занятие 1:Моя семья (1ч). Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Занятие 2: Соседи-жильцы (1ч). Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Занятие 3: Мой класс (1ч). Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате ив игровой комнате? Дежурство по классу.
Занятие 4 (1ч):
Практическая работа: «Создаём уют в классной комнате и игровой комнате».
Занятие 5: Дом моей мечты (1ч). Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?
Занятие 6: Планета - дом всего человечества (1ч). Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.
Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе (1ч). Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями
Занятие 8 (1ч):
Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Занятие 9 (1ч):
Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.
Тема 3. «Гигиена моего дома» (7ч).
Занятие 1:Гигиена класса (1ч). Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.
Занятие 2 (1ч):
Практическая работа: «Гигиена класса». Необходимость в соблюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.
Занятие 3: Бытовые приборы в квартире (1ч). Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.
Занятие 4(1ч):
Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Занятие 5: Наша одежда и обувь (1ч). Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход.
Занятие 6: Русская народная одежда (1ч). История появления одежды. Знакомство с элементами русской народной одеждой.
Занятие 7 (1ч):
Практическая работа: «Русская национальная одежда». Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?
Тема 4. «Вода - источник жизни» (4ч).
Занятие 1: Вода в моем доме и в природе (1ч). Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?
Занятие 2: Удивительные свойства воды (1ч). Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы. «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.
Занятие 3: Вода в жизни растений и животных (1ч). Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?
Занятие 4(1ч):
Практическая работа: «Здоровая пища для всей семьи» Обработка продуктов. Какой водой и как мыть? На какой воде готовить? Есть ли вода в продуктах?
Тема 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (5ч).
Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света (1ч). Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.
Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1ч). Влияние тепла и света на комнатные растения.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Занятие 4 (1ч):
Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 5 (1ч):
Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».
Тема 6. «Воздух и здоровье» (2ч).
Занятие 1: Воздух и здоровье человека (1ч). Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Занятие 2 (1ч):
Практическая работа: «Уборка в классе» (1ч). Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы во 2 классе:
Познавательные УУД:
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
- форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
- степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
Коммуникативные УУД:
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение.
Учебно-тематический план
1 класс
№занятия | Тема занятий | Количество часов | |
теория | практика | ||
Введение (1ч) | 1 | ||
1 | Что такое экология? | 1 | |
Тема 1. Мой дом за окном (6ч). | 4 | 2 | |
2 | Мой дом | 1 | |
3 | Дом, где мы живем | 1 | |
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 | |
5 | Деревья твоего двора | 1 | |
6 | Птицы нашего двора | 1 | |
7 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 | |
Тема 2. Я и мое окружение (9ч). | 5,5 | 3,5 | |
8 | Моя семья | 1 | |
9 | Соседи-жильцы | 1 | |
10 | Мой класс | 1 | |
11 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 1 | |
12 | Дом моей мечты | 0,5 | 0,5 |
13 | Планета - дом всего человечества | 1 | |
14 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | |
15 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | |
16 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | 1 | |
Тема 3. Гигиена моего дома (7ч). | 3,5 | 3,5 | |
17 | Гигиена класса | 1 | |
18 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 | |
19 | Бытовые приборы в квартире | 1 | |
20 | Экологический дом | 1 | |
21 | Наша одежда и обувь | 1 | |
22 | Русская народная одежда | 0,5 | 0,5 |
23 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | 1 | |
Тема 4. Вода - источник жизни (4ч). | 3 | 1 | |
24 | Вода в моем доме и в природе | 1 | |
25 | Удивительные свойства воды. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | 1 | |
26 | Вода в жизни растений и животных. | 1 | |
27 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | |
Тема 5. Солнце и свет в нашей жизни (5ч). | 2 | 1 | |
28 | Солнце, Луна, звезды – источники света | 1 | |
29 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |
30 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | 1 | |
31 | «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». | 1 | |
32 | «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». | 1 | |
Тема 6. Воздух и здоровье (2ч). | 1 | 1 | |
33 | Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | |
18 | 15 | ||
Итого: | 33 часа |
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 1 класса:
Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Личные: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе
Литература для учителя
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
- Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
- Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
- Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
- Мф://\у\у\у.8с1.аЬа.ги/А1Ъ/га21с.Ь1;т — биологическое разнообразие России.
- Ь^р://\у\улу.\у\\^.ги — Всемирный фонд дикой природы (\У\УТ).
- Ь1;1;р://\у\у\у.есо8у84;ета.ги -- экологическое образование детейи изучение природы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Тропинки к здоровью"
Авторизованая программа «Тропинки к здоровью» рассчитана на четыре года обучения. Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс. Основная задача программы популяризация преимущества здорового об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью"
Здоровьесберегающие технологии...
«Имя прилагательное. Турпоход «Тропинка к здоровью».
урок+презентация Урок построен на использовании здоровьесберегающих технологий по методике Базарного...
«Имя прилагательное. Турпоход «Тропинка к здоровью». Презентация
Презентация к конспекту урока по теме: "Имя прилагательное. Турпоход "Тропинка к здоровью" 3 класс. Пришлось убрать несколько слайдов, чтобы разместить на сайте....
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Тропинки к здоровью»
Программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления "Тропинки к здоровью" предназначена для учащихся 1 класса...
Программа "Тропинки к здоровью"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления...
Обобщение опыта работы в рамках реализации авторской программы «Тропинка к здоровью» по здороьесбережению школьников.
Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся. В нормативных документах, медицинской и педагогической литер...